Найти тему
Снежные узоры

Сирень, любовь и "Мелодии белой ночи" (Юрий Соломин и Комаки Курихара)

"Мне захотелось посмотреть Россию, просто
Россию, откуда берётся музыка, которую я
люблю" (Юко - Комаки Курихара).

Когда наступает время цветения сирени, и, когда она стоит мокрая после дождя, я почти всегда вспоминаю эпизод из одного советского фильма, который я смотрела очень давно. Я даже забыла, как называется эта кинокартина, не помнила подробности сюжета, кроме мокрой сирени, в которую уткнулась прекрасная Комаки Курихара в образе героини фильма Юко. Эту сирень в дачный домик в грозовой дождь принёс своей любимой герой Юрия Соломина, утопив любимую в своих объятиях.

Сегодня, гуляя по южному городу после дождя, который шёл всю ночь, я увидела сирень с гроздями бутонов, которые вот-вот распустятся и заблагоухают в полную силу, но аромат уже идёт от этой весенней апрельской ранней сирени, которая поражает своим ярким цветом, приготовившихся распуститься сиренево-лиловых звёздочек - цветочков.

-2

Рядом со мной шла моя приятельница такого же пенсионного возраста, как и я. Идём, восхищаемся ранней сиренью, и я говорю ей, что помню очень хорошо эпизод одного фильма, который, кажется, называется "Москва-любовь моя", где Юрий Соломин в главной роли приносит огромный букет мокрой сирени героине фильма, которую великолепно играет японская актриса Комаки Курихара. Подруга не помнит этот фильм. Скорее всего, просто не видела его, потому что эту кинокартину, по - моему, забыть нельзя. А я это кино смотрела ещё в юношеском возрасте. Главных персонажей и мокрую сирень не забыла, а вот название фильма вылетело из головы, потому что называется он не "Москва-любовь моя", а "Мелодии белой ночи". Об этом я узнала, когда стала искать фильм в Интернете, так как мне очень-очень захотелось посмотреть его после прогулки, где под впечатлением распускающейся сирени, мне вспомнился этот замечательный шедевр киноискусства. А перепутала я названия фильмов потому, что там и там играет Комаки Курихара. Действия в "Мелодиях белой ночи" происходят в Ленинграде и Японии.

После стольких лет, я вновь смотрю этот фильм. И вот чудо! Смотреть душевный красивый фильм в юношестве и пересмотреть его в пожилом возрасте, когда почти вся жизнь позади, большая разница. Ведь, например, в 1976 году, когда вышел фильм, у меня ещё был жив папа, который умер через год после того, как от него ушла моя мама к другому.

О новых впечатлениях после просмотра, а вернее, после пересмотра этого фильма, оставившего след в моей душе, я и хочу рассказать. Хочу рассказать ещё и потому, чтобы сказать огромное спасибо создателям фильма и исполнителям главных ролей (и не только главных).

С первых минут кажется, что фильм будет скучноват, бледен и, может быть, не интересен. И просто начинаешь ждать этот, запомнившийся эпизод с сиренью. Но с развитием сюжета, с переживанием героев, которых гениально играют артисты Ю.Соломин и К. Курихара, с художественным решением воплощения идеи фильма и, наконец, с проникновенной музыкой, звучащей в этом фильме, понимаешь, что перед тобою шедевр мирового киноискусства. Всё в этом фильме гармонично: и сама идея, и её воплощение.

Фильм красивый, фильм о любви, которая захватила героев, как природная стихия, как сильный дождь, который сначала капает понемножку, а потом льётся лавиной, все срывая на своём пути, сгибая деревья, ломая ветки. И не все люди могут устоять перед такой стихией чувств также, как и деревья, которые сгибаются под этим ветром с дождём, а некоторые и ломаются. А, может быть, надо было где-то скрыться, переждать эту бурю чувств, если хоть в чём-то сомневаешься, если что-то тебя останавливает и держит от полного выражения нахлынувшей стихии. Потому что, когда проходит эта буря, оказывается, что немало веток она наломала, а кто-то даже погиб в этой стихии, которая захватывает не только двух человек, но она обязательно коснется еще и третьего, если он есть в вашей жизни.

Героиня фильма Юко - профессиональная пианистка из Японии, самозабвенно влюблённая в русскую музыку, едет в Ленинград, чтобы ближе "узнать страну, где рождается такая музыка". Там она встречается с дирижером Ильёй, роль которого играет Юрий Соломин. Илья не только дирижёр, он ещё и талантливый композитор.

Встретились два человека из разных миров, которые увлечены музыкой, слов для которой не надо. Японская пианистка Юко много играет русских композиторов и, вообще, любит русскую культуру. Она даже учила русский язык, готовясь к поездке. У композитора и дирижёра Ильи из России много общего с обаятельной скромной пианисткой из Японии: оба не первой молодости, хотя Юко, несомненно, младше Ильи, оба очень приятной наружности, скромны и сдержанны, и у обоих область профессиональной деятельности - музыка. У таких людей увлечение прекрасным, доброта, вдохновение самой жизнью отображаются на лице. Их лица светятся любовью и нежностью, они просто красивы своей красотой, идущей из души. Именно такими я их и увидела: героя и героиню фильма, потому что играли совершенно великолепные актёры - Юрий Соломин и Комаки Курихара, у которых ( у самих актёров) внутренняя доброта и чистота выходят наружу.

Их любовь нарастала постепенно. Потихоньку, как начинается дождик: сначала несколько капель, а потом доходит до бедственной стихии. Но после любого дождя, который после себя оставляет след, всегда проглядывает солнышко. И на фоне летнего дождя,который может быть и тихим, как летняя ночь, и бурным, как горная река, и происходят события в этом фильме - "Мелодии белой ночи".

Юко и Илью знакомит преподаватель Консерватории в Ленинграде, потому что ей необычайно хотелось познакомиться с современным композитором, так как ей, кроме русской классической музыки, сильно нравится и современная музыка, которая рождается в России. Илья показывает девушке город Ленинград. Они посещают Эрмитаж, где Юка знакомится с шедеврами мировой живописи, полотна которой превозносят женскую красоту. Девушка больше узнает о городе, о русской культуре, это её сближает с Ильёй.

Ещё больше они сблизились, ещё больше стал ей понятен и Илья, и Ленинград, и русская культура, когда он познакомил девушку со своими самыми близкими людьми: "бабкой", братом Фёдором и своим десятилетним сыном Алёшей. Илья приглашает Юко на дачу, где жила бабушка. Все встретили девушку хлебосольно, с радостью. В тёплой обстановке пожилая женщина рассказала милой девушке, что она не мать Илье и Фёдору, что у них родители погибли во время блокады Ленинграда в страшную войну, а она детей усыновила, но "бабкой",они не перестали её называть, потому что так называли ещё задолго до усыновления тогда, когда она была приставлена к ним, как и ко многим эвакуированным маленьким ленинградцам. Юко узнала, какой ужас пришлось пережить народу этого блистательного города, через какое горе и страх прошли Илья и Фёдор, и сама эта стойкая женщина, на чьей ответственности были многие дети, запечатлённые на фотографиях, которые показала Юке эта добрая и талантливая женщина - учительница музыки. Девушка ещё больше стала понимать и страну, где произрастает эта прекрасная музыка, которую она полюбила всем сердцем, и душу выстоявших в войне людей. В завершение вечера на даче пожилая женщина спела и сыграла прекрасный русский романс "Я встретил Вас", а ей подыгрывала и подпевала Юко, которая прониклась до глубины души тем, что она здесь услышала и увидела.

После поездки к дорогим Илье людям, девушка ещё больше поняла и полюбила его. Потом он проводил её до двери гостиницы, но оба уснуть в эту ночь не смогли: Юко решила прогуляться по ночному, но светлому, как днём, Ленинграду, а Илья вернулся к гостинице под предлогом, что его замечательный брат и художник хочет нарисовать её портрет, что было в действительности.

Именно в эту ленинградскую белую ночь они поняли, что полюбили друг друга. Они ещё не объяснились в любви, ещё не были произнесены слова любви, но каждый внимательный зритель мог понять, что к героям пришла всеобъемлющая прекрасная любовь. И об этом нам сказала за героев музыка, которую исполняли два очень красивых человека. Именно музыка в этом эпизоде рассказала нам об их любви. И это был мощный момент фильма по эмоциональному воздействию! Как здесь играет Ю.Соломин в образе дирижёра и композитора Ильи! Какой глубокий взгляд его прекрасных тёмных больших глаз во время дирижирования в этом эпизоде!

-3

Ведь она, его любимая, здесь, рядом и исполняет вместе с ним божественную мелодию любви! Какая Комаки Курихара в образе пианистки Юко! Она преисполнена любви, она слышит её в музыке, как в своей душе! Теперь мне этот эпизод кажется самым выразительным и эмоциональным в фильме. Он вытеснил на второй план в моей душе эпизод с мокрой сиренью, который столько лет занимал главенствующее место из всего увиденного в этом фильме.

-4

Без слов два великих актёра (я не побоюсь этого слова) только выражениями прекрасных глаз и жестами показали любовь на фоне невероятной музыки! Звучит мелодия любви, которой были наполнены души этих двух замечательных людей.

Я сначала подумала, что это музыка, которую в фильме исполняет оркестр, написана композитором - классиком 19 века, а музыка, которая звучит в других эпизодах фильма - это уже современная музыка. Перемотала видео. Нет, нет в титрах имён композиторов 19 века. Композитор один - Исаак Шварц. Вот такая великая мелодия родилась у советского композитора. А мне припомнился почему-то и фильм "Метель" с музыкой, тоже берущей за сердце, которая была написана Свиридовым к фильму "Метель". Да, это всё советские невероятные фильмы, к которым специально была написана музыка восхитительными композиторами. Но ничего удивительного для той поры: и фильмы замечательные, и музыка к ним. Всё было прекрасно в советской культуре (перефразирую А.Чехова): и лицо её, и фильмы, и музыка.

Да, герои поняли, что к ним пришла любовь. Их любовь - это не яркое солнце, это не юношеское чувство. Это любовь уже не очень молодых людей, обременённых некоторыми обстоятельствами: Илья был женат, от брака остался сын, а жена умерла. А у неё, как оказалось, есть муж, которому она многим обязана.

И не зря в этом фильме не солнце освещает встречи двух влюблённых, а их везде сопровождает дождь, который тревожно стучит, льётся изо всех сил, проносится с ветром грозовой бурей, как будто о чём-то предупреждая, как будто плача и рыдая. И не зря нет в этом фильме ярких, светлых красок: радостного красного, изумрудно-зелёного и т.д. Нет, вся картина написана тёмно-синими, оливковыми, тёмно-голубыми, тёмно-зелёными, серыми, коричневыми, даже чёрными красками, но в них есть удивительная гармония, они приятно сочетаются во всех сценах фильма. У героини даже один из элементов макияжа -тени оливкового цвета в тон костюма Ильи, который светло-оливкового цвета. И только ослепительно белая блузка героини в некоторых эпизодах, белые голуби и белые прозрачные развивающиеся занавески, сиреневая сирень да поблёскивающий позолоченный купол Исаакиевского Собора, да нежные пастельные тона в одежде героев или интерьере, смягчают и освещают всё происходящее и вселяют надежду на то, что будет счастливый конец у этой истории любви.

Это внешнее оформление фильма вполне отражает внутреннее настроение героев: какую-то тревожность, беспокойство о ком-то и о чём-то. Она - пытается убежать, в прямом смысле, от внезапно нахлынувшей любви. И, встретившись со знакомыми из Японии, уезжает вместе с ними в Москву, даже не предупредив любимого человека. Как выясняется впоследствии, Юко стала избегать Илью потому, что у неё, оказывается, есть муж, которому она многим обязана. Об этом героиня фильма рассказала приёмной матери Ильи - "бабке", как они её называли.

-5

Герой картины тоже в смятении. Композитор рассказывает брату Фёдору о своей любви, которая, как ему кажется, не может продолжаться, так как девушка - японка, а значит она из очень далёкой страны, из такой далёкой, что ему она порой кажется просто инопланетянкой. Но есть значительное общее, что сближает их, что делает их очень близкими людьми - это одинаково ими любимая музыка - русская классическая музыка. Юке также нравятся и произведения, созданные Ильёй. Ещё в самом начале фильма, а по сюжету, это во второй части развития их отношений, когда через год они встречаются уже в Японии, Юко, отвечая на вопросы корреспондентов, говорит, что всегда очень любила русскую музыку, "любила играть русских", классику, в основном. "Я очень много играю русских,- говорит японская пианистка,- "ещё подумала, что музыка откуда-то берётся. Вот мне и захотелось посмотреть Россию, просто Россию, откуда берётся музыка, которую я люблю. Мне хотелось узнать и композиторов новых, а в Консерватории мне помогли." Эти слова ещё раз подтверждают, что хотя Юко из очень далёкой страны, почти инопланетянка, но её и Илью соединяет их любимая музыка. Брат Фёдор советует Илье жениться, ведь и Алёше она понравилась,и будет у него мать. Итак, японская девушка из далёкой страны очень любит русскую классическую музыку и хорошую современную, саму Россию, которая рождает такую необыкновенную музыку. И об этом знал её муж, который горячо любил Юку и, который всё сделал для осуществления её мечты.

Во время расцвета любви в Ленинграде между пианисткой и композитором, и Илья, и мы зрители узнаём, что у героини есть муж, который старше её, но очень хороший, умный и добрый. Юко говорит, что он лучше её. И вот через год Илья приезжает в Японию по приглашению японской фирмы из г. Киото записать авторский диск Концерта Ильи под его же дирижированием, а солисткой будет та, с которой в его родном городе промелькнул неожиданный нежный роман, о котором он не мог забыть.

Кстати, с момента прилёта Ильи в Японию и начинается фильм. И на протяжении его пребывания там, перед нами зрителями и проходят воспоминания о том дождливом лете в Ленинграде, о котором я рассказала выше.

Илья прилетел в Японию в тот день, когда там празднуется день поминовения усопших - это Бон, национальный японский трёхдневный праздник, посвящённый тем, кто был дорог, близок и любим. Ушедшие из жизни должны знать, что их не забыли. В этот праздник на гладь рек спускаются маленькие бумажные кораблики, лодочки с зажженными свечами, как символы не угасших чувств.

В Японии Илья узнал о том, какие страдания пережила любимая женщина за прошедший год после их ленинградского лета. Он был обескуражен новостью, которая заключалась в том, что муж героини умер через неделю после её возвращения из России. Супруг героини был в бессознательном состоянии и уже не встретил её. Он болел давно, но не предавал этому значения, хотя сам был врач. Героиня поясняет, что сердце у мужа болело с детства, а он только смеялся и пил таблетки. И все к этому привыкли и не обращали особого внимания на болезнь. Уже после смерти мужа Юко в его дневнике, который ей отдал его отец, прочитала о том,что муж знал о своей приближающейся смерти, но не хотел, чтобы она страдала вместе с ним, при виде его, умирающего. Именно поэтому её муж изо всех сил постарался, чтобы жена уехала на это время. Одновременно он хотел исполнить давнюю мечту жены - посетить Россию - страну, в которой рождалась такая любимая ею музыка. Юко рассказывает Илье, что не было лишних денег, и было много хлопот, но муж сделал всё, чтобы жена осуществила свою мечту, а он бы умирал один, не видя её переживаний по этому поводу.

Но без страданий со стороны жены не обошлось. Она винила себя. Но утешала себя в том, что он сам хотел, чтобы она уехала. Юко понимала мужа. Понимала, что он очень добропорядочный человек и хороший врач, об этом говорили его пациенты. Он делал только добро людям. Сама Юко отца не помнила, а мать умерла, когда ей было пятнадцать лет. И этот человек помог ей в трудной жизненной ситуации, стал ей опорой. А потом и мужем. Она его безмерно уважала, но полюбила настоящей большой любовью в первый раз только Илью, о чём Юко призналась ещё в Ленинграде приёмной матери Ильи.

По возвращении в Японию, после смерти мужа, целый год Юко не могла найти себе покоя. Она говорит, что прошедшая зима была для неё мучительной: она помнит только страдания и снег. И теперь, во время приезда Ильи, в праздник Бон, Юко не перестаёт себя винить в том, что случилось с ней в Ленинграде - нахлынувшая любовь, которая, действительно, была похожа на стихию, которую не запретить, не остановить было нельзя. И Юко отдалась порыву этого стихийного чувства. Но он - муж её в это время страдал и умирал. Вот, что беспокоит её больше всего, вот почему она себя не перестаёт винить, считая безмерно виноватой.

Илья очень проникся чувствами вины и страдания, которыми наполнена Юко. Он её абсолютно понимает, он также находится в грусти от услышанного. Он всё понял. У него тоже когда-то умерла жена. Это очень печально, но это надо пережить и дальше жить во имя жизни, ради тех близких, кто есть рядом, кому ещё нужны, кто ждёт и любит. А такие есть у Юко и Ильи - это Алёша, сын Ильи, который очень полюбил Юко, это брат Фёдор, который нарисовал прекрасный портрет пианистки с букетом сирени, которую принёс девушке Илья, это и их любимая "бабка". А ещё, как сказал Илья, их - и Илью, и Юко ждёт прекрасная музыка, которую они любят и которая даёт им силы и вдохновение жить.

Вот такой прекрасный незабываемый фильм. Можно смотреть этот фильм много раз, и никогда он не надоест. Всё в нём "гармония, всё диво". И даже голубь, влетевший в дом, испугавший Юко, появился не напрасно. Ведь птица, севшая на окно, равно, как и залетевшая в помещение, знаменует собой печальную примету: кто-то умрёт из родных или близких людей. Поэтому Юко так испугалась голубя, влетевшего в комнату дачи с улицы. Ей стало страшно за Илью, который ушёл в дождь и грозу, чтобы нарвать цветы любви - сирень для любимой. Но с ним ничего не случилось. Но примета всё-таки сбылась - умер её муж.

Хочется поблагодарить, низко поклониться от всех зрителей всем создателям фильма, многих из которых уже нет в живых. Ведь фильм вышел 46 лет назад! Особенно, огромное спасибо Сергею Соловьёву - режиссёру, Исааку Шварцу - композитору, оператору - Георгию Рербергу, художнику Александру Борисову, художнику по костюмам Л.Кусаковой. Фильм является совместным производством "Мосфильма" (СССР) и "Кабусики Кайся.Тохо Эйга" (Япония). Поэтому, огромная благодарность и японским специалистам, принимавшим участие в создании фильма: Т.Касикура, при участии которого С. Соловьёвым был написан сценарий фильма; Киёси Нисимура, который сотрудничал с С.Соловьёвым в режиссёрской работе; К. Такэнака - художнику. Всем, кто создавал или косвенно принимал участие в создании этого шедевра киноискусства, наша огромная зрительская благодарность.

Конечно, хороший фильм не получился бы без талантливой игры актёров. Здесь актёрский ансамбль великолепен.

Кроме несравненной игры главных героев Юрия Соломина и Комаки Курихара, блестяще справился со своей ролью и Александр Збруев, и мальчик, сыгравший роль Алёши - Андрей Леонтович. Правдоподобно и талантливо играет роль "бабки" актриса Елизавета Солодова. Сначала я подумала, что это Руфина Нифонтова, очень похожа она на неё, как мне показалось. Всех создателей "Мелодии белых ночей" можно увидеть в титрах перед началом фильма. Тогда ещё крупно писались титры и не бежали быстро, как сейчас, когда ничего не возможно прочитать.

-6

Увидев такое кино, становится понятно, почему у нас применяется ещё синоним к слову "фильм" - картина. Это, действительно, картина, но написана не одним художником маслом или акварелью, а это живая кинокартина, созданная талантливейшим коллективом, состоящим из прекрасных гениальных творцов: артистов, режиссёров, художников, операторов, сценаристов и, конечно, композиторов и исполнителей прекрасной музыки. В этом фильме мы слышим Симфонический оркестр Государственного Академического Большого театра СССР и Государственный симфонический оркестр кинематографии СССР; дирижёры соответственно: Александр Лазарев и Эмин Хачатурян.

За прошедший месяц я несколько раз посмотрела эту потрясающую картину. И скажу вам, что несмотря на то, что здесь, кроме любви, есть печальное событие, о котором мы косвенно узнаём - уход из жизни одного человека, близкого героине фильма, которого мы ни разу не видели в кадре, кинокартина, в целом, воспринимается оптимистично. Героиня не знала, что её муж умирает, и это облегчает её страдания, и смягчает её чувство вины. Она искренне раскаивается и чтит его память. Но любовь к Илье никуда не ушла. И это мы видим в её глазах, жестах, немногословных речах. И она, и он продолжают любить.

Фильм улучшает настроение, хочется жить - такая энергетика идёт от всех артистов в этом фильме без исключения, от жизнеутверждающей музыки, от сказанных немногих слов, от искренности и красоты.

Если вы человек добрый (добрая), любите музыку, верите в любовь и нежность, но в данное время грустите или страдаете депрессией, посмотрите этот жизнеутверждающий фильм, послушайте просто божественные "Мелодии белой ночи" Исаака Шварца и у вас вновь родится улыбка и хорошее настроение. И вы, может быть, даже станцуете вальс, вальс нежности, добра, любви и жизни.