В России предложили ввести шестидневку. Правда, сразу оговорюсь: в Госдуме уже дали комментарий бизнесу, который это предложил, что, мол, вопрос непроработанный, об этом речи нет, но интересная мотивация. Во-первых, с этой идеей выступили не депутаты и не общественники, а именно Ассоциация предпринимателей по развитию бизнес-патриотизма, что не отменяет предпринимательской основы. Они считают, что «сейчас нужно работать больше - шесть дней. Мы устояли в условиях санкций, и для того, чтобы реализовать все те задачи, которые озвучены президентом (и вообще мы сами понимаем, какие перед нами стоят серьезные задачи), надо работать больше. На контрасте с европейскими странами, которые стремятся к тому, что переходят на четырехдневную неделю, плюс всякие праздники, что мир уже подошел к этому». И также в этой Ассоциации намекнули на послевоенные годы, мол «россияне, советские люди трудились тогда по 6-7 дней в неделю, чтобы восстановить страну, и это возымело свои результаты». Сергей Александрович, Вы готовы работать по шесть дней в неделю?
Сергей Михеев: Я могу работать и по восемь дней в неделю - было бы за что. Вопрос только в том, это кто говорит? Ассоциация предпринимателей и кого ещё?
Ассоциация предпринимателей по развитию бизнес-патриотизма «АВАНТИ» - есть такая организация. Они вышли в Минтруд, пока на этом стоп. Но в Госдуме уже сказали: «Не будет этого».
Сергей Михеев: Пусть они и работают хоть круглыми сутками.
Всё равно эта идея на контрасте идет. Вся Европа, Америка, западный мир хочет меньше работать, а мы больше.
Сергей Михеев: У меня такое впечатление, что это просто для того, чтобы их кто-то заметил. Сравнение с послевоенным Советским Союзом бессмысленны немножко, потому что тогда не существовала частная собственность на средства производства - все понимали, что они работают на государство, на страну. В данном случае на кого они призывают работать? На предпринимателя? Для того, чтобы он получал больше денег, или что?
Ну почему? Больше продукции было бы и т.д.
Сергей Михеев: Какой продукции?
А давайте предположим, что оборонной.
Сергей Михеев: Давайте предположим, что не оборонной. И тогда как? Получается, что я должен пахать на дядю Васю или еще на какого-то человека просто для того, чтобы он больше зарабатывал, или что? И это должен поддерживать закон? Мне кажется, это какая-то непродуманная инициатива. Здесь много-много пиара, а над смыслами немножко не подумали. Но зато мы все заговорили про какую-то бизнес ассоциацию, про которую я слышу в первый раз. Может быть там и хорошие люди, но, мне кажется, им надо больше думать над своими инициативами и над тем, что будут и что не будут поддерживать люди, население. Как-то довольно странно. Ещё раз повторю: на многих оборонных предприятиях уже работают в две и в три смены. А что касается того, чтобы это узаконить, тогда нужны серьезные материальные стимулы.
Еще раз говорю: сравнение с послевоенным Советским Союзом в данном случае критики не выдерживает, потому что там не было частных предприятий. Я не являюсь противником частного бизнеса принципиально, но надо понимать: одно дело, когда ты работаешь на страну и тебе говорят: «Страна требует»; а другое дело, когда ты работаешь на какого-то дядю или тётю, которые с этого имеют прибыль. Соответственно, чем больше ты работаешь, тем больше они имеют прибыль. Тут совершенно другая психологическая ситуация, и оправданность такой меры в глазах людей будет ниже, совершенно другой.
А давайте встречное предложение к Ассоциации: давайте национализируем ваш бизнес, заберем его в пользу государства и на этом бизнесе установим шестидневную рабочую неделю. Как Вам такое предложение?
«Мы так не договаривались!» - услышите Вы в ответ.
Сергей Михеев: Такое предложение гораздо с большим энтузиазмом примет общественность. А давайте весь бизнес национализируем и устроим там шестидневную рабочую неделю, в том числе и для тех, кто сейчас с такими предложениями выступает! Как Вы думаете? Я абсолютно уверен, что это предложение поддержат гораздо больше людей. Прежде чем выступать с предложениями, надо немножко подумать.