Сразу оговорюсь, чтобы не было недоразумений, под термином "русская фантастика" я подразумеваю разновидность художественной литературы, основанной на заведомом вымысле, написанную на русском языке. При этом национальность авторов значения не имеет. История русской фантастики уходит корнями во времена былин и сказок, но пожалуй первым русским (российским) писателем, создавшим произведение, основанное не на народном фольклоре, а на рационалистических околонаучных концепциях, стал Василий Алексеевич Лёвшин (1746-1826). Именно его перу принадлежит "Новейшее путешествие, сочиненное в городе Белеве" - первое произведение, написанное на русском языке, о путешествии на Луну. Таким образом годом рождения русской литературной фантастики следует считать 1784 год.
В XIX веке в русскую фантастику пришли такие писатели, как Осип Иванович Сенковский (1800-1858), творивший под псевдонимом Барон Бромбеус, Фаддей Венедиктович Булгарин (1789-1859), князь Владимир Федорович Одоевский (1804-1869), граф Алексей Константинович Толстой (1817-1875). Примечательно, что эти писатели работали в разных литературных направлениях, обогащая нашу литературу произведениями и приключенческими и научно-фантастическими и тем, то мы сейчас называем фэнтези. Иными словами, русская фантастика с самого начала не чуралась разнообразия.
На ХХ век пришелся расцвет русской фантастики. Даже в самом его начале в этом литературном направлении работали такие величины, как Александр Иванович Куприн (1870-1938), Валерий Яковлевич Брюсов (1873-1924), Александр Александрович Богданов (1873-1928). После Октябрьской революции и до 1991 года в фантастику пришли такие титаны как Алексей Николаевич Толстой (1883-1945), Александр Романович Беляев (1884-1942), Иван Антонович Ефремов (1907-1972), Аркадий Натанович Стругацкий (1925-1991) и Борис Натанович Стругацкий (1933-2012). Я намеренно назвал только самых крупных писателей, оказавших влияние на русскую фантастическую литературу, которое невозможно переоценить.
Без малого триста лет существования русской литературной фантастики сформировали ее неповторимый облик. Во-первых, большинство русских фантастов не стремилось к чисто коммерческому успеху, во всяком случае - это не было для них основополагающей мотивацией. Во-вторых, русские фантасты никогда не исповедовали человеконенавистнических идей, нашей фантастике всегда был свойственен интернациональный гуманизм. В-третьих, в научно-техническом прогрессе русские фантасты всегда видели надежду для человечества, а угрозу - в невежестве и использовании знания в грязных целях.
Этими особенностями нашей фантастики мы по праву гордимся, именно за это ее любим и ценим. Вышесказанное вовсе не означает, что зарубежная фантастика это всегда коммерческое антигуманное и антинаучное чтиво. Вовсе - нет. За границей множество великолепных писателей-фантастов, глубоко и оригинально мыслящих, в чьих книгах ощущается боль и тревога за то, что творится с нашей цивилизацией. Более того, следует признать, что отличительные признаки нашей фантастики связаны не столько с особенностями нашего национального менталитета, сколько с исторической ситуацией.
Коммерческое книгоиздание за рубежом имеет более долгую историю, нежели в России. К тому же, в большинстве стран, особенно западных, оно всегда было коммерческим. Социалистическая революция, произошедшая в Российской империи, как ни парадоксально, законсервировала именно лучшие традиции в нашей литературе, в том числе - и в фантастике. И если зарубежная беллетристика сумела адаптироваться к рынку настолько, что научилась не только производить, но и продавать произведения высокого литературного качества, то у нашей просто не успело выработаться иммунитета к особенностям рыночных отношений.
Первый удар нашей фантастике (не только ей, конечно) был нанесен в лихие девяностые, когда государственные издательства не выдержали конкуренции с коммерческими, хотя те и производили менее качественную продукцию. Второй удар пришелся на первое десятилетие XXI века, и нанесла его цифровая революция. И опять же зарубежная фантастика, повидавшая разные кризисы, сумела адаптироваться к новым способам производства и потребления, а наша, похоже, нет. Тридцать лет назад российские издатели и писатели радостно обменяли право первородства на чечевичную похлебку, выплеснув с грязной водой и ребенка.
Наша фантастика утратила самобытность. Если раньше ее фирменными качествами были прогрессизм, гуманизм и социальный оптимизм, то в эпоху рынка, когда это стало плохо продаваться, она либо кинулась догонять не лучшие тенденции в зарубежной фантастике, либо принялась взращивать реваншизм, расправляясь с врагами прошлого и настоящего на страницах имперской и попаданческой фантастики. Я не говорю, что в нашей фантастике совсем не стало интересных авторов и хороших книг, я говорю о том, что она стала катастрофически терять уважение вдумчивых, квалифицированных читателей, у которых сформировалось стойкое ощущение, что от русской фантастики уже не стоит ждать ничего хорошего.
Есть ли у нас выход или русская фантастика, как самобытное явление, способное породить авторов уровня Беляева, Ефремова и Стругацких, навсегда перестала быть? К сожалению, было величие нашей фантастики нельзя возродить директивными методами. Читатели, которые еще умеют отличать хорошую фантастическую литературу от халтурной с каждым годом становится все меньше, а тем, кто приходят им на смену, по большому счету все равно, что с нею будет. Так может стоит махнуть на нее рукой - умерла так умерла? Можно и махнуть, да вот только мы потеряем существенную часть своей культуры, а значит - и частичку самих себя.