Найти в Дзене

КАК РУССКАЯ ФАНТАСТИКА ПЕРЕСТАЛА БЫТЬ...

Юрий Швец. Изображение взято из открытых источников
Юрий Швец. Изображение взято из открытых источников

Сразу оговорюсь, чтобы не было недоразумений, под термином "русская фантастика" я подразумеваю разновидность художественной литературы, основанной на заведомом вымысле, написанную на русском языке. При этом национальность авторов значения не имеет. История русской фантастики уходит корнями во времена былин и сказок, но пожалуй первым русским (российским) писателем, создавшим произведение, основанное не на народном фольклоре, а на рационалистических околонаучных концепциях, стал Василий Алексеевич Лёвшин (1746-1826). Именно его перу принадлежит "Новейшее путешествие, сочиненное в городе Белеве" - первое произведение, написанное на русском языке, о путешествии на Луну. Таким образом годом рождения русской литературной фантастики следует считать 1784 год.

Юрий Швец. Изображение взято из открытых источников
Юрий Швец. Изображение взято из открытых источников

В XIX веке в русскую фантастику пришли такие писатели, как Осип Иванович Сенковский (1800-1858), творивший под псевдонимом Барон Бромбеус, Фаддей Венедиктович Булгарин (1789-1859), князь Владимир Федорович Одоевский (1804-1869), граф Алексей Константинович Толстой (1817-1875). Примечательно, что эти писатели работали в разных литературных направлениях, обогащая нашу литературу произведениями и приключенческими и научно-фантастическими и тем, то мы сейчас называем фэнтези. Иными словами, русская фантастика с самого начала не чуралась разнообразия.

Юрий Швец. Изображение взято из открытых источников
Юрий Швец. Изображение взято из открытых источников

На ХХ век пришелся расцвет русской фантастики. Даже в самом его начале в этом литературном направлении работали такие величины, как Александр Иванович Куприн (1870-1938), Валерий Яковлевич Брюсов (1873-1924), Александр Александрович Богданов (1873-1928). После Октябрьской революции и до 1991 года в фантастику пришли такие титаны как Алексей Николаевич Толстой (1883-1945), Александр Романович Беляев (1884-1942), Иван Антонович Ефремов (1907-1972), Аркадий Натанович Стругацкий (1925-1991) и Борис Натанович Стругацкий (1933-2012). Я намеренно назвал только самых крупных писателей, оказавших влияние на русскую фантастическую литературу, которое невозможно переоценить.

Юрий Швец. Изображение взято из открытых источников
Юрий Швец. Изображение взято из открытых источников

Без малого триста лет существования русской литературной фантастики сформировали ее неповторимый облик. Во-первых, большинство русских фантастов не стремилось к чисто коммерческому успеху, во всяком случае - это не было для них основополагающей мотивацией. Во-вторых, русские фантасты никогда не исповедовали человеконенавистнических идей, нашей фантастике всегда был свойственен интернациональный гуманизм. В-третьих, в научно-техническом прогрессе русские фантасты всегда видели надежду для человечества, а угрозу - в невежестве и использовании знания в грязных целях.

Юрий Швец. Изображение взято из открытых источников
Юрий Швец. Изображение взято из открытых источников

Этими особенностями нашей фантастики мы по праву гордимся, именно за это ее любим и ценим. Вышесказанное вовсе не означает, что зарубежная фантастика это всегда коммерческое антигуманное и антинаучное чтиво. Вовсе - нет. За границей множество великолепных писателей-фантастов, глубоко и оригинально мыслящих, в чьих книгах ощущается боль и тревога за то, что творится с нашей цивилизацией. Более того, следует признать, что отличительные признаки нашей фантастики связаны не столько с особенностями нашего национального менталитета, сколько с исторической ситуацией.

Юрий Швец. Изображение взято из открытых источников
Юрий Швец. Изображение взято из открытых источников

Коммерческое книгоиздание за рубежом имеет более долгую историю, нежели в России. К тому же, в большинстве стран, особенно западных, оно всегда было коммерческим. Социалистическая революция, произошедшая в Российской империи, как ни парадоксально, законсервировала именно лучшие традиции в нашей литературе, в том числе - и в фантастике. И если зарубежная беллетристика сумела адаптироваться к рынку настолько, что научилась не только производить, но и продавать произведения высокого литературного качества, то у нашей просто не успело выработаться иммунитета к особенностям рыночных отношений.

Юрий Швец. Изображение взято из открытых источников
Юрий Швец. Изображение взято из открытых источников

Первый удар нашей фантастике (не только ей, конечно) был нанесен в лихие девяностые, когда государственные издательства не выдержали конкуренции с коммерческими, хотя те и производили менее качественную продукцию. Второй удар пришелся на первое десятилетие XXI века, и нанесла его цифровая революция. И опять же зарубежная фантастика, повидавшая разные кризисы, сумела адаптироваться к новым способам производства и потребления, а наша, похоже, нет. Тридцать лет назад российские издатели и писатели радостно обменяли право первородства на чечевичную похлебку, выплеснув с грязной водой и ребенка.

Юрий Швец. Изображение взято из открытых источников
Юрий Швец. Изображение взято из открытых источников

Наша фантастика утратила самобытность. Если раньше ее фирменными качествами были прогрессизм, гуманизм и социальный оптимизм, то в эпоху рынка, когда это стало плохо продаваться, она либо кинулась догонять не лучшие тенденции в зарубежной фантастике, либо принялась взращивать реваншизм, расправляясь с врагами прошлого и настоящего на страницах имперской и попаданческой фантастики. Я не говорю, что в нашей фантастике совсем не стало интересных авторов и хороших книг, я говорю о том, что она стала катастрофически терять уважение вдумчивых, квалифицированных читателей, у которых сформировалось стойкое ощущение, что от русской фантастики уже не стоит ждать ничего хорошего.

Юрий Швец. Изображение взято из открытых источников
Юрий Швец. Изображение взято из открытых источников

Есть ли у нас выход или русская фантастика, как самобытное явление, способное породить авторов уровня Беляева, Ефремова и Стругацких, навсегда перестала быть? К сожалению, было величие нашей фантастики нельзя возродить директивными методами. Читатели, которые еще умеют отличать хорошую фантастическую литературу от халтурной с каждым годом становится все меньше, а тем, кто приходят им на смену, по большому счету все равно, что с нею будет. Так может стоит махнуть на нее рукой - умерла так умерла? Можно и махнуть, да вот только мы потеряем существенную часть своей культуры, а значит - и частичку самих себя.