22-28 мая – московская неделя предпринимательства.
В один из дней довелось поприсутствовать на одном из официальных мероприятий с докладом на тему по своему профессиональному роду деятельности (прощу прощения за тавтологию: …в один… на одном).
Но долго там не задержался: доложился, и сразу сделал ноги на Тверскую площадь.
А вокруг все как будто внове.
Порефлексировал на струи бурлящей/пенящейся воды фонтана и…
…и пошёл фотографировать церковь.
***
…Вообще-то сделать съёмку православного святилища я запланировал ещё до начала самого мероприятия. Ходишь бывало (со студенческих лет) по одним и тем же местам, по одним и тем же улицам, «стёжкам-дорожкам», и взгляд постепенно замыливается. Вроде всё тут знаешь, всё видел, но одновременно в каждый конкретный момент времени как будто и не видишь ничего вокруг себя. На «автомате» туда-сюда перемещаешься. Рефлекторно. Или инстинктивно? Ну, пусть самопроизвольно…
Так и с Храмом… С утра шёл на своё официозное мероприятие по одной стороне Тверской улицы (от Пушкинской площади к Вознесенскому переулку), и вдруг – нате вам! – взгляд ни с того ни с сего упал на другую сторону: там за памятником Юрию Долгорукому, «основателю города», первому суздальскому князю (впоследствии также Великому князю Киевскому), в глаза бросились купола Храма. Пока в глаза, не в объятия, но я сразу понял: хочу их объять и обнять.
***
…Вот после мероприятия я перешёл улицу Тверскую и оказался на площади Тверской. Повторяюсь?
Так повторенье – мать ученья (добрая улыбка).
…Итак, Тверская площадь. Вид на здание мэрии… В двух шагах от рая… прошу прощения, от Храма.
***
…Вот уже и у Храма… Я оглянулся по сторонам… Вид на Столешников переулок…
Всё на своих местах…
***
Из Википедии (посмотрел несколько источников, но в Википедии, мне показалось, скомпановано наиболее ёмко и удачно): «… “Шубниками” предположительно называли местность, населённую скорняками, торговавшими шубами и мехами. По другой версии, в этом месте в XIV веке находился двор боярина Иакинфа Шубы, скрепившего своей подписью духовную грамоту Великого князя Московского Дмитрия Донского. В XVIII веке часть современного Столешникова переулка от Тверской площади до Большой Дмитровки именовалась Шубиным переулком, а с конца XVIII века до 1922 года носила название Космодамиановский переулок по наименованию церкви.
Первое упоминание о церкви есть в Софийском временнике под 1368 годом, где значится, что воевода Дмитрия Донского “Иакинф Шуба имел двор около Тверской, основал церковь своего имени Иакинфа, в ней затем явился второй придел Космы и Дамиана”.
В архивных документах упоминание о храме впервые встречается в 1625 году. В это время храм был деревянным, и имел приделы Николая Чудотворца и священномученика Поликарпа.
В 1626 году во время пожара храм сгорел, на его месте начали строить новый каменный…»
***
Немного из истории каменного Храма.
Главный престол новой церкви был освящен во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, однако среди москвичей православное святилище по-прежнему было известно как храм Космы и Дамиана (по перенесенному сюда из сгоревшего деревянного храма престолу, посвященному этим святым). Вот, например, цитата-подтверждение из церковных источников: «…Хотя в официальных документах храм некоторое время именовался как “Благовещения Богородицы в Шубине между Тверской и Большой Дмитровкой”, но уже к ХVIII столетию обычной стала формулировка “Церковь Космы и Дамиана, в Шубине…»
Строительство Храма затянулось, но в 1657 году он всё-таки был достроен.
Из церковных источников: «В 1631 г., по свидетельству писцовых книг, на церковном земельном участке находились церковь, кладбище, дворы священника, дьякона, дьячка, сторожа, просвирницы. Церковь с кладбищем занимала участок 19 на 19 саженей. В приходе числилось 48 дворов.
По Описной книге церквей Белого города 1657 года “церковь Козмы и Дамиана, что на Шубине, каменная, а мерою под церковь земли и кладбища в длину 19 сажень поперечь 19 же сажен и то кладбище пространно... огорожено надолбами изретка”. В этом году кладбище было расширено на 10х14 саженей. Новое кладбище было устроено “в другом конце от старого”.
В 1680 и 1683 гг. в храме дважды служил патриарх Иоаким – “патриарх ходил в церковь Космы и Дамиана, что на Тверской улице, в Шубине, на отпевание и погребение”, раздавая по дороге милостыню…»
К началу ХVIII столетия здание Храма обветшало, поэтому в 1703 году началась его капитальная перестройка. Средств не хватило, и работы затормозились. Недостроенное православное святилище пострадало от пожара в 1712 г., а после выхода государева Указа 1714 года о запрете всякого «каменного строения» в Москве и иных городах, кроме Петербурга, строительство было совсем остановлено.
Только в 1722 году последовало разрешение о возобновлении строительства.
Из-за экономии средств церковь была покрыта деревянной кровлей, которая сгорела в 1773 году во время сильного пожара (ох уж эти пожары!).
В 1785 г. в храме был произведен ремонт, заново расписаны стены, старый иконостас был заменен новым.
Во время нашествия французов и великого московского пожара 1812 года здание уцелело.
«…В сентябре 1812 года у стен церкви Космы и Дамиана по “повелению французского начальства” наполеоновские солдаты расстреляли “зажигальщиков Москвы” – случайно схваченных на улицах и обвиненных в поджогах москвичей…»
В период послепожарной реконструкции Москвы (в 1816 году) была упразднена и разобрана соседняя церковь Воскресения Словущего на Дмитровке, а в храм Космы и Дамиана переведен её приход и передана храмовая утварь.
В 1821–1824 годах было осуществлено строительство северного придела, куда и перенесли престол упраздненного храма во имя Воскресения Словущего на Дмитровке. Вероятно, тогда же была осуществлена частичная переделка фасадов главного храма и колокольни в духе классицизма.
В 1818 году рядом с церковью по линии переулка был поставлен двухэтажный каменный ампирный дом для жилья священника, дьякона и просвирни.
В 1840–1842 годах было улучшено внутреннее убранство храма, установлен новый резной вызолоченный трехъярусный иконостас с колоннами, пожертвованы медные посеребренные паникадила «об трёх ярусах», обновлены многочисленная утварь и ризы на иконах.
***
…Когда я делал видео, продавщица мороженого, стоявшая рядом, предложила мне купить её сладкий товар. Я отрицательно мотнул головой, но мило ей поулыбался. От улыбки хмурый день светлей, от улыбки в небе радуга проснётся. Поделись улыбкою своей… И она мне вернулась… Видимо, продавщице очень уж захотелось тоже сделать доброе дело. Поступило новое предложение:
– В храм зайдите, он открыт…
И правда, сделала доброе дело.
И правда Храм был открыт, чего я поначалу не заметил. И заходить внутрь тоже не планировал… Планы меняются (ровно так же, как мечты сбываются). Предложение было принято.
До 1966 года в здании церкви находилось книгохранилище Библиотеки иностранной литературы (в сравнении с тем, как использовались площади других церквей и что с ними творили, это ещё было благом), а затем до 1993 года – типография ХОЗУ Министерства культуры РСФСР (возможно, в тот период храм это и спасло церковь от сноса/разрушения). Тем не менее, что печально, у алтарей храма была устроена площадка для выгула собак.
В 1932–33 годах до второго яруса была разрушена колокольня. Рядом, вплотную к храму, был пристроен высокий жилой дом с рестораном «Арагви». А в конце 1950-х годов церковь предполагалось полностью снести, чтобы не мешалась новой жизни. В одной из московских газет за 1958 год сообщалось: «Вместо церковного здания по Столешникову пер., ныне занятого Библиотекой иностранной литературы, и других старых домов за ним до Пушкинской улицы будет построен многоэтажный жилой дом». Но… не снесли, поэтому сейчас могу на неё смотреть.
…Напомню, что главный престол церкви освящён в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, придел – во имя святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана.
…На паре снимков ниже – иконостас…
…В 1977–1979 годах в Храме проводились реставрационные работы. Его облик был частично восстановлен, реставрированы барочная главка и золотой ажурный крест…
…В северном портале церкви уцелели кованые железные двери, относящиеся к первой четверти ХVIII века – времени строительства храма. К востоку от южного портала в наружной стене сохранилась белокаменная закладная доска. Ограда церкви, появившаяся в ХVIII веке, неоднократно заменялась при очередных ремонтах. Во время реставрации она была частично восстановлена в своем последнем варианте….
…На снимке ниже – купол… На видео тоже он.
***
…Летом 1991 года в Храме возобновлено богослужение…
В Храме я был совершенно один. Или так казалось? Ан нет, и правда ни одной живой души вокруг…
…Можно было медленно обойти всю церковь и внимательно рассмотреть лики на иконах и фресках…
Из источников: «…К сегодняшнему дню в Храме завершены работы по раскрытию и восстановлению росписей центральной, где отреставрированы композиции живописи XIX века: «Поклонение кресту» (восточная часть свода), под ней – «Пейзаж Иерусалима», фигуры Архангелов на своде, на западной стене – «Вход в Иерусалим», над ним – «Снятие с Креста». В простенках между окнами на южной и северной стенах четверика – фигуры святителей – Петра и Алексия, митрополитов Московских, Дмитрия Ростовского, Тихона Задонского, Филарета Московского, Патриарха Тихона (две последние написаны заново на местах, где живопись совершенно не сохранилась). Местами реставраторам приходилось удалять до 9 слоев краски. В центральном (Благовещенском) алтаре под слоем штукатурки была обнаружена икона Благовещения…»
Новый иконостас был создан группой иконописцев под руководством Валентина Коновалова. Им же был выполнен иконостас Южного придела.
В трапезной части Храма (где из-за пожара, случившегося во времена нахождения тут типографии, роспись совершенно не сохранилась) было решено написать на своде – Преображение Господне, а на западной стене – Нагорную проповедь.
Особо знаменательное событие состоялось в приходе 13 ноября 1997 года. В этот день в Храм вернулась икона Космы и Дамиана Ассийских, сохранённая с момента закрытия церкви в 1929 году в соседнем Храме Воскресения Словущего, что в Брюсовском переулке.
Пасха 1998 года была отмечена тем, что после почти 70-летнего перерыва Храм обрёл голос. Колокола во вновь сооруженной звоннице были отлиты на заводе ЗИЛ и установлены перед самым Праздником.
***
Сегодняшние святыни Храма:
· Икона святых Космы и Дамиана;
· Страстная икона Божией Матери;
· Икона блаженной Матроны Московской с частицей мощей.
***
На выходе из Храма приветливо помахал рукой продавщице мороженого. И она мне приветливо помахала.
…Всё возвращается на круги своя…
Я опять на Тверской.
Перед мэрией.