Найти в Дзене

От керамики неолита до секретного производства штукатурки византийскими монахами

Cамые ранние свидетельства использования асбеста Асбест (волокнистая форма серпентина или амфибола) использовался в Древнем Египте, Римской империи, Китае и других частях света и был известен с древних времен своей устойчивостью к разрушению в экстремальных условиях и, в частности, огнеупорными и очищающими свойствами при воздействии огня. Античный эпос и вечно горящие лампы Египта Исторические документы из античного мира, Китая и Индии содержат письменные свидетельства о его эксплуатации и использовании. В древних текстах упоминаются два основных природных месторождения асбеста: Кипр и древний город-государство Карист в Эвбее, Греция. В первом веке нашей эры Педаний Диоскорид в своем трактате De Materia MedicaV.138, пишет о «λíθoς ἀμíαντoς» [lithos amiantos] – волокнистом камне с Кипра, очищенным огнем – который использовался в основном для изготовления тканей. Другие древнегреческие и латинские авторы также ссылаются на использование этого природного ресурса для изготовления специа
Оглавление

Cамые ранние свидетельства использования асбеста

Асбест (волокнистая форма серпентина или амфибола) использовался в Древнем Египте, Римской империи, Китае и других частях света и был известен с древних времен своей устойчивостью к разрушению в экстремальных условиях и, в частности, огнеупорными и очищающими свойствами при воздействии огня.

Античный эпос и вечно горящие лампы Египта

Исторические документы из античного мира, Китая и Индии содержат письменные свидетельства о его эксплуатации и использовании. В древних текстах упоминаются два основных природных месторождения асбеста: Кипр и древний город-государство Карист в Эвбее, Греция.

В первом веке нашей эры Педаний Диоскорид в своем трактате De Materia MedicaV.138, пишет о «λíθoς ἀμíαντoς» [lithos amiantos] – волокнистом камне с Кипра, очищенным огнем – который использовался в основном для изготовления тканей.

Другие древнегреческие и латинские авторы также ссылаются на использование этого природного ресурса для изготовления специальной ткани, которая могла отделять человеческий пепел от материала погребального костра во время кремации, а также для производства фитилей для масляных ламп.

Существует также миф о вечных египетских лампах. Так, известный ученый-иезуит Афанасий Кирхер в своем труде, посвященном исследованию свидетельств о «вечных» светильниках египтян, пишет: «В Египте имеются богатые местонахождения асфальта и нефти. Что делали хитроумные жрецы? Они подсоединяли тайными трубами участки источника нефти к одной или нескольким лампам с асбестовыми фитилями! Эти-то лампы и горели вечным пламенем. С моей точки зрения, это наиболее верное решение загадки сверхъестественного долготерпения этих ламп».

Необходимо отметить, что тот же Кирхер в других трудах приписывает «волшебные» свойства ламп козням Дьявола, впрочем, монаху родом из XVII века это простительно. В отношении применения асбеста с ним солидарны и другие коллеги – действительно, волокнистый негорящий минерал вполне мог служить идеальным материалом для создания вечного фитиля.

Конечно, говорить о том, что такие лампы могли гореть тысячелетиями, не приходится – даже при наличии несгораемого фитиля, остается вопрос топлива. Так, не удовлетворившись гипотезой о нефтяных насосах, Кирхер в течение двух лет пытался добыть из асбеста несгораемое (но горючее) масло, в чем потерпел закономерную неудачу. Вероятнее всего, эта часть легенд так и остается мифом, выдающим желаемое за действительное – вечный источник света невозможен.

Кстати, помимо тканей и фителей, из асбеста изготавливали амулеты и изображения богов, которым приписывали целебную силу. А согласно классической тибетской медицине, асбест «лечит жилы» и делает человека стойким к нагрузкам.

Асбестокерамика Финноскандии

Археологические находки в Финляндии закаленной асбестом керамической посуды, датируемой 2000 гг. до н.э., демонстрирует еще одно важное использование этой волокнистой породы помимо текстильного производства. Сама же практика смешивания асбеста с гончарной глиной появилась еще около 3600 г. до н.э. (когда типичная гребенчатая керамика была заменена поздней гребенчатой керамикой) в восточной Финляндии и в Карелии вблизи Ладожского озера, а также вдоль реки Невы. Эта технология позволяла посуде удерживать тепло дольше, чем любая другая керамика того периода.

Асбестокерамика типа ловозерской посуды (по названию Ловозера) также встречается на Большом Оленьем острове в Мурманской области России. Кроме того, здесь также был найден более поздний тип асбестовой посуды, известный в российской археологической литературе как «вафельная» посуда. В норвежской и финской литературе обычным термином для обозначения подобных отпечатков на керамике является словосочетание «имитированный текстиль».

Миф о шкуре саламандры

Средневековые алхимики, вслед за китайским и эллинистическим фольклорами, считали, что асбест обладает магической силой и связан с мифическим существом – саламандрой или «огненной ящерицей». «Волосы [шерсть] саламандры», конечно, были редкостью, но в то же время хорошо известным материалом.

По словам британского эрудита 17-го века сэра Томаса Брауна, асбест был известен метафорически как «шерсть саламандры» из-за легендарной огнестойкости твари. Но это было неверно истолковано как буквальное, поэтому средневековые бестиарии — часто обширные энциклопедии жизни — изображали саламандру как пушистую.

-3

Любопытно, что  Марко Поло в своей книге «О разнообразии мира» (около 1298 г) развеивает этот миф и неожиданно смело для своего времени описывает, как добывают вещество «саламандру» и как из нее делают ткань: «настоящая правда состоит в том, что саламандра — не зверь, как утверждают в нашей части мира, а субстанция, найденная в земле». Он рассказывает об опыте знакомого турка в Китае, где мужчина выкопал «Саламандру», или асбест, как мы его знаем, и переработал его волокна в салфетки.

Марко Поло
Марко Поло

«Когда в горе докопаются до той жилы, о которой вы слышали, наломают [из нее кусков], разотрут их, и они разметываются как бы в шерстяные нитки; потом их сушат, потом толкут в большой медной ступе, моют, и остаются те нитки, о которых я говорил, а землю выбрасывают как ненужную. Нитки словно шерстяные; их прядут и ткут из них полотно; а полотно, скажу вам, как соткут его, вовсе не бело; кладут его потом в огонь, и по малом времени становится оно бело как снег; а покажется на полотне пятнышко или оно как-нибудь запачкается, так кладут его в огонь, подержат немного, и становится оно опять бело, как снег. Все, что рассказал о саламандре, — то правда, а иное что рассказывают, — то ложь и выдумка. В Риме, скажу вам, есть то полотно, что великий хан послал апостолу [папе] в дар, и завернута в него святая плоть Господа нашего Иисуса Христа» (Марко Поло, с. 82).

О том, как была воспринята европейскими интеллектуалами новость о саламандре, показывает миниатюра из иллюстрированной рукописи с сюжетами, заимствованными у Марко Поло. На миниатюре изображено то, чего нет в рассказе Марко Поло: человек, облаченный в саламандровую ткань, помещен в пылающий костер; за опытом наблюдает коронованная особа в окружении придворных, четвертый человек, приблизившийся к костру, защищает рукой свое лицо от жара.

Миф об огненной саламандре (как живом существе) был развеян, но осталась притягательная сила легенды о веществе, не сгорающем в огне.

Секрет византийских монахов

Однако добыча и использование асбеста в производстве цемента, штукатурки и других отделочных покрытий до недавнего времени считалась новинкой конца девятнадцатого века, связанной с промышленной революцией.

Византийский монастырь Святого Неофита Энклеистра на Кипре
Византийский монастырь Святого Неофита Энклеистра на Кипре

Но в 2014 году исследователи Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе при изучении росписей в византийском монастыре Святого Неофита Энклеистра на Кипре обнаружили минерал силиката магния, или хризотил (белый асбест), в финишном покрытии штукатурки под частью настенной живописи XII века. Хризотил давал гладкий слой с зеркальной поверхностью для картины.

«[Монахи], вероятно, хотели придать этому слою больше блеска и другие свойства», – говорит археолог из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Иоанна Какулли, ведущий автор нового исследования, опубликованного онлайн в Journal of Archaeological Science. «Это определенно не было случайным решением – они должны были понимать свойства материала».

Использование асбестовых волокон на византийском Кипре в двенадцатом веке в качестве армирования отделочных покрытий при производстве настенных росписей знаменует собой важное технологическое развитие и инновации в использовании этого минерального ресурса.

По сравнению с другими современными религиозными местами на Кипре и в других местах византийского мира Энклеистра Святого Неофита довольно уникальна. Впервые она была вырублена в известняковой скале и занята святым Неофитом в 1159 г. н.э. Святой постепенно вырыл свою обитель в комплексе, состоявшем главным образом из трех пещер: кельи с его гробницей, вемы и наоса. Вскоре его слава распространилась, и в 1170 году епископ Пафоса заставил его принять ученика. Таким образом, он основал монастырь и составил устав, который назвал «Τυπική Διαθήκη» [Типике Диатека]. Неофит составил не только свою биографию и устав основанной им монашеской общины, но и отчет о завоевании Кипра «Ричардом Львиное Сердце» в 1191 году и несколько богословских трактатов.

Обнаружение волокон хризотила в византийских настенных росписях на Кипре является самым ранним из известных предшественников современных искусственных цементных композитов.

Изображения из архива Иоанны Какулли, Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе – https://www.livescience.com/44513-byzantine-monastery-photos.html
Изображения из архива Иоанны Какулли, Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе – https://www.livescience.com/44513-byzantine-monastery-photos.html

«Наши находки демонстрируют первые доказательства использования хризотиловых волокнистых композитов, связанных с производством византийской настенной росписи на Кипре, что позволяет предположить, что свойства этого волокнистого минерала были хорошо изучены и признаны», – отмечает Иоанна.