Теплицы города Припять после аварии стали одним из объектов, где проводились исследования последствий воздействия радиации. Ученые наблюдали, как поведут себя растения, если выращивать их на радиоактивных почвах.
До аварии тепличное хозяйство в Припяти было одним из передовых в СССР. Только представьте – комплекс управлялся с помощью компьютера или, как называлось устройство в то время, электронно-вычислительной машины.
Тепличная ЭВМ стояла в отдельном большом помещении, где в железных шкафах были установлены электронные блоки. Посетители Припяти и сегодня могут видеть остатки электронной начинки – валяющиеся на полу разбитые платы, жгуты разноцветных проводов и многое другое. А когда-то с их помощью в теплицах поддерживался идеальный микроклимат. Если становилось слишком жарко, компьютер давал команду открыть окна.
Если было много света, то стекла заливал меловой раствор. Кроме того, автомат контролировал и подачу питательных растворов, для чего в субстрате, предназначенном для выращивания растений, были устроены специальные трубопроводы, а также системы для удаления избытка влаги. В общем, доаварийная Припять была передовым рубежом тепличного хозяйства в СССР.
После взрыва реактора теплицы обработали, они стали пригодны для использования, но вот электронная система погибла. Поэтому полив и вентиляцию осуществляли вручную. Сюда свезли все типы почв зоны отчуждения и при помощи разных химических веществ и удобрений пытались получить чистые от цезия и стронция сельскохозяйственные культуры.
Еще позже в теплицах выращивали сеянцы сосны, с помощью которых зону планировали сделать лесом. В таком случае из зараженной земли вымывалось меньше цезия и стронция и не загрязнялись бы воды Киевского водохранилища.
Здесь, в этих теплицах определяли, наследственная мутация в растениях из Рыжего леса или нет? Для этого семена обезображенных сосен из самого грязного места зоны посеяли в чистую почву.
Если бы мутация была наследственной, то растения из семян выросли бы с нарушениями, но в теплице подросли вполне здоровые деревца. То есть уродливые растения росли только в высокорадиоактивном Рыжем лесу.