Бизнес-идеи, реализация которых совершенно точно принесет прибыль, часто лежат на поверхности. Продукты, в которых вы их воплотите, точно будут нужны клиентам - на внешнем рынке или внутри компании, если это внутренние продукты. Не имеет смысла подвергать сомнению очевидность этого предположения. Так думаете вы, радуясь, что вам в голову пришли такие классные идеи - и ошибаетесь!
Правило "продакта": всегда проверяй гипотезы
Проверка гипотез - основа продуктового подхода, причем - быстрая проверка. Чем быстрее вы ошибетесь, тем быстрее найдете верное решение, потеряете меньше денег и других ресурсов.
Такой подход поможет вам не "рвать на себе волосы", не краснеть перед инвесторами, руководителями (если вы работаете внутри компании).
"А что именно нужно проверять?", - спросите вы и пойдете правильным путем.
Когда мы учим участников наших программ проверке гипотез, мы рассказываем, какие навыки должны быть у них развиты, чтобы успешно создавать продукты, и на практике показываем, как они работают в деле, "в поле".
- Правильно ли вы выбрали рынок, нишу?
Найти свою нишу - первоочередная задача любого "продуктовика".
У рынка должен быть достаточный объем.
Вы должны оценить долю рынка, которую вы можете получить.
Вы должны провести конкурентный анализ и возможности для конкуренции именно по вашему продукту.
Рынок, на который вы собираетесь выходить, растущий? Вам нужен именно такой - иначе какой смысл туда выходить? В нем должны быть возможности для заработка, спрос в нем должен превышать предложение.
- Правильно ли вы выбрали целевой клиентский сегмент, на который вы ориентируете свой продукт?
Предлагать свой продукт нужно тем людям, которым он нужен.
Понятие "сегментации клиентов" знакомо уже всем, кто хоть немного сталкивается с маркетингом и продуктовой разработкой.
Разным людям нужны разные продукты. Кому-то нравится манная каша, кому-то гречневая, кому-то вообще не нравятся каши. Кто-то любит блондинок, кто-то брюнеток, а кто-то лысых. Кто-то читает только бумажные книги, кто-то слушает аудио-версии, кто-то вообще не любит читать.
Чтобы найти тех, кто точно с удовольствием купит ваш продукт, нужно проводить исследования.
Сегмент, который вы выбрали, должен быть достаточно большим, но не огромным, у него должны быть определенные свойственные ему характеристики, то есть он должен быть достаточно, но не слишком узким.
- Вы уверены в том, что вы решаете именно ту проблему, которая есть у клиентского сегмента?
Очень часто "продакты" выдают придуманную ими проблему за ту, что есть у клиентов на самом деле.
Для того чтобы этого избежать, вы должны формулировать проблему на клиентском языке, то есть мыслями, чувствами, фразами, логикой клиента, а не своими, не на сухом языке бизнеса.
Например, вы можете сформулировать проблему: "Нет онлайн-сервиса доставки еды".
Но разве клиент так мыслит?
Он думает примерно так: "Я хочу быстро получить вкусную еду в обед, от которой я получу удовольствие..".
Когда вы осознаете эту мысль, вам станет понятнее, почему то, что вы предлагаете клиентам, им не нужно. Вы в своих посылах "продаете" им не то, что они хотят получить, их это просто "не цепляет".
Отчасти это касается маркетинговой составляющей работы с продуктом - "вкусно "упаковать" то, что вы продаете клиентам".
Но маркетинговый подход и работа с ценностью, которую хочет получить клиент, позволяют вам создавать новые продукты на основе тех, что уже существовали на рынке. Вы не "изобретаете велосипед", но вы создаете новое на основе существующего, добавляя к нему новую ценность.
Чтобы досконально разобраться в проблемах клиентов, ценности, которая им нужна, необходимо проводить с ними глубинные интервью - то есть идти "в поля", к людям, а не только анализировать, сидя за компьютером.
Аналитика данных пригодится вам безусловно, современные продукты основаны на работе с большими данными.
Но чтобы узнать какая на улице погода (если упрощать), проще выйти на улицу.
- Вы понимаете, как вы будете проверять востребованность своего продукта?
В продуктовом подходе сначала важно проверить эффективность продуктового решения, принятие клиентами продуктового предложения на лояльном сегменте - в рамках пилотной версии продукта, MVP, а затем уже тратить ресурсы на полномасштабную реализацию.
Для этого есть фреймворк для управления инициативами, в котором структурирован весь процесс работы над продуктами, есть ряд инструментов, которые помогут вам избежать потерь при создании продукта, уйти от невалидных, несостоятельных продуктовых предложений и реализовать те, что принесут вас деньги и пользу клиентам.
Вы можете изучить эти инструменты на наших программах, например, этих:
Время проведения ближайшей программы 21 июня - 23 июня 2023 г.
- Онлайн-школа продактов для всех желающих
Мы всегда на связи: Telegram, сайт, info@neuromap.tech.