Многим, возможно, знакома эта картина. Как установили уфимские историки, на ней изображена сцена, в которой командир 11-го конного башкирского полка Усман Гумеров беседует с воинами-башкирами в городе Веймаре в 1814 году.
В мирное время Усман Гумеров (родился в 1763 г.) исполнял должность старшины 15-го юрта 8-го кантона, проживал в Дуванской волости, т.е. служил кантонным чиновником и пользовался большим уважением своих земляков. Благодаря участию в Отечественной войне 1812 года он прославился не только как храбрый командир, но и тем, что в январе 1814 года его судьба сложилась так, что в городе Веймаре он встретился и общался с великим и гениальным немецким поэтом, философом, естествоиспытателем и просветителем Иоганном Вольфгангом Гете (1749-1832).
Имеются данные, что впервые об этом событии из башкир написал Заки Валиди, ссылаясь на дневники друга — писателя и единомышленника И.В.Гете Иоганна Петера Эккермана. Автор трагедии «Фауст» и множества пьес, баллад и романов Гете, в свою очередь, об этой интересной встрече с башкирскими воинами написал в письме своему другу Генриху фон Требра в начале 1814 года.
К сожалению, информацию о пребывании в Веймаре и встрече с великим Гете наш земляк Усман Гумеров, видимо, в бумажном виде не оставил. Если оставил, то когда-нибудь эти записи обнаружат в архивах наши потомки, и это будет историческим событием.
В Башкортостане впервые о письме И.В.Гете своему другу Г.Ф.Требра стало известно от кинорежиссера Насура Юрушбаева, уроженца Пермского края, проживающего в Лейпциге. Он выявил это письмо в 24-м томе собрания сочинений Гете.
Благосклонное отношение Гете к просьбе башкирских воинов оказать помощь с помещением для совершения намаза (возможно, пятничного или праздничного) можно объяснить отчасти его повышенным интересом в тот период к мусульманскому Востоку и его обычаям. Незадолго до этой исторической встречи с башкирами ему друзья из Испании привезли красочно оформленный Коран на арабском языке. Гете заинтересовался магометанским Востоком и обычаями его простых жителей, и ему предоставилась чудесная возможность воочию присутствовать в совершении религиозного обряда представителями не совсем знакомой ему религии — ислама.
Кроме того, Гете представил Усмана Гумерова Веймарской публике в городском театре. Веймарцы оказали торжественный прием башкирским воинам в лице Усмана Гумерова.
Дружеский прием башкирских воинов в немецком городе, похоже, имел дальнейшее продолжение. Видимо, Гете попросил своего знакомого художника Карла Хесса (сына известного художника Питера Хесса) написать красочную картину, запечатлевшую посещение тархана Усмана Г. и его воинов из далекого Башкортостана родного города Гете.
Как установили авторы статьи «Акварель «Осман Гумеров, командир 11 Башкирского полка»: эпоха, человек, музейный предмет» Р.Н.Рахимов и Е.П.Ковредова, картина была приобретена Государственным Бородинским военно-историческим музеем-заповедником в 2013 году. Усман Гумеров (второй слева) изображен на картине в нарядной одежде рядом со своими кавалеристами. Воин, изображенный верхом на коне — его брат Габдулхалик.
Картина написана в 1814 году, выполнена на бумаге акварелью с использованием пера и чернил и имеет размеры 43.8х51.6 см. Кроме того, имеется информация о том, что в виде гравюры данное изображение хранится в фондах библиотеки старейшего в США престижного частного университета Brown University, находящегося в столице штата Род-Айленд Провиденсе. Было бы прекрасно, если кто-то из наших соотечественников, живущих в США, осчастливил и ознакомил читателей журнала «Ватандаш» фотокопией данной гравюры.
Таким образом, увековечение данного исторического события — встреча с башкирскими воинами и рождение исторической картины — стало возможным благодаря проявленному интересу Гете к башкирам и его желанием оставить память об этой встрече. Кроме того, картина дополняет немалое количество других изображений «Северных амуров», выполненных в разные годы известными европейскими, в том числе, и российскими мастерами кисти.
Надо отметить, что летопись Отечественной войны 1812—1814 гг. была бы неполной без этих картин, в которых изображены наши славные предки — воины-кавалеристы из Башкортостана.
В благодарность наши сородичи вручили Гете в память о встрече боевой башкирский лук и колчан со стрелами, которые он любил демонстрировать своим гостям. Более подробно эта история, а также описание изображенной на картине башкирской одежды на персонажах приведены в упомянутой выше статье Р.Н.Рахимова и Е.П.Ковредовой. Впервые башкирская публика узнала о Веймарской картине благодаря интервью историка Рамиля Рахимова для газеты «Башкортостан» в 2016 году.
Известен также другой исторический эпизод 1814 года с участием башкирских воинов-кавалеристов в Германии в городе Шварцвальд (Тюрингия), где наши земляки также оставили горожанам память на шарообразной оконечности шпиля кирхи в виде торчащей стрелы, выстрелив и пробив шар шпиля стрелой из башкирского лука. Фрагменты деревянной башкирской стрелы хранятся сегодня в городском музее Шварца, а стрелу на кирхе заменили на аналогичную, выполнив из металла с покрытием сусальным золотом. Это произошло благодаря активному участию и меценатским усилиям уроженца Башкортостана Ирека Баишева, проживающего в Германии предпринимателя и специалиста по историческим реконструкциям, который много сделал для увековечивания памяти башкирских кавалеристов, героев Отечественной войны 1812—1814 гг., в Западной Европе.
К сожалению, подробностей послевоенной жизни участников военного похода 1812—1814 гг. сохранилось мало. Бесспорно то, что многие из них, а также их потомки продолжили службу до 60-х годов XIX века в качестве кантонных чиновников Башкортостана. Можно утверждать, что внуки и правнуки продолжили дело своих отцов и дедов.