Сенаторы подумывают увеличить срок ремонта автомобилей по ОСАГО в полтора раза. Кроме того, в Совфеде выступили за снижение стоимости страховки для авто российского производства.
Почему же эксперты и страховое сообщество восприняли эти предложения неоднозначно?
Время на ремонт
Срок ремонта автомобилей после ДТП по полису ОСАГО может быть увеличен. Согласно поправкам в закон "Об ОСАГО", которые были разработаны Андреем Кутеповым (председатель комитета Совфеда по экономической политике), максимальный срок ремонта машины может быть расширен с 30 до 45 дней. Еще один законопроект, подготовленный тем же автором, касается определения сроков поставки необходимых для ремонта запасных частей. Обе инициативы уже были направлены в правительство для получения заключения.
Автор поправок отмечает, что в актуальных условиях санкционного давления дилеры, станции технического обслуживания и страховщики столкнулись с проблемой поставки деталей и нарушенных логистических цепочек. Текущее законодательство предусматривает максимальный срок восстановительного ремонта в 30 дней, в случае превышения этого времени начисляются пени. Очевидно, что в современной ситуации соблюдение этого срока становится трудноосуществимым. В связи с этим предлагается увеличить максимальный срок ремонта до 45 рабочих дней.
Закономерные сомнения
В Российском союзе автостраховщиков (РСА) сообщили, что в прошлом году только 6,4% от всех урегулированных убытков были связаны с ремонтом автомобилей по ОСАГО. Хотя в первом полугодии этот показатель был выше и составил 7,4%, однако к концу года из-за сложностей с запчастями и длительных сроков ожидания их поставки снизился до 5,3%. В I квартале этого года показатель остался на том же уровне.
Проблему низкой доли ремонтов по ОСАГО можно решить, увеличив срок ремонта автомобиля, но это не устранит проблему полностью, считают в РСА. Возможно, проблему поможет решить использование восстановленных запчастей, если это не влияет на безопасность эксплуатации автомобиля и не сказывается на безопасности дорожного движения.
Антон Шапарин (вице-президент Национального автомобильного союза) полагает, что использование б/у деталей будет следующим этапом. Он отметил, что нынешние поправки, направленные на поддержку автостраховщиков, являются первым шагом в данном направлении.
Даже если законопроекты будут приняты, страховые компании будут предпочитать выплачивать компенсации деньгами, а не организовывать ремонт автомобилей, утверждают эксперты. Новая методика ЦБ позволяет рассчитывать размер возмещения по самым дешевым аналогам, поэтому страховщику удобнее выплатить компенсацию деньгами, чем организовывать ремонт.
Поддержка продукции отечественного автопрома и ее владельцев
Сенатор Андрей Кутепов направил вице-премьеру Дмитрию Григоренко письмо с просьбой рассмотреть вопрос о снижении цены ОСАГО для отечественных машин с локализацией не менее 600 баллов. Он считает, что это стимулирует покупку полисов и отечественных автомобилей, однако не уточняет, какие именно скидки будут предоставлены.
Почти все автомобили, выпускаемые в России, могут быть затронуты предложением Кутепова. Уровень локализации для автомобилей Sollers и Lada уже превышает 600 баллов. Также подпадает под предложение УАЗ и Haval (эта компания производит свои автомобили по полному циклу).
Некоторые эксперты сомневаются, что предложение Кутепова станет дополнительным стимулом для покупки отечественных автомобилей, а РСА напоминает, что тарифы на автогражданку устанавливаются Центральным банком на основе статистических данных о авариях.
Несмотря на это, новое предложение может стимулировать продажи отечественных автомобилей, если статистика покажет меньшую аварийность для владельцев таких автомобилей.
---