Когда у человека нет возможности завести себе домашнее животное – на помощь приходят контактные зоопарки. Контактный зоопарк – это то место, в котором люди имеют возможность наблюдать и напрямую контактировать с разными видами животных. Итак, мы решили получше узнать, как изнутри устроен зоопарк, и взяли небольшое интервью у директора якутского контактного зоопарка «ZOOLAND» – Натальи Евгеньевны Повецкой.
- Сколько лет вашему зоопарку и сколько всего у вас сотрудников?
- Наш зоопарк работает уже более 6 лет. Сотрудников у нас в разные сезоны бывает по-разному, например, в зимнем зоопарке около 8 человек, а в летнем около 15-ти. Каждый сотрудник индивидуально обучается, проходит стажировку по кормлению и уходу за животным. Заранее даётся задание изучить те виды животных, которые есть в зоопарке, его повадки и происхождение, где обитает и чем питается.
- Сколько животных живет в зоопарке?
- В зоопарке живет более 25 видов разных животных, грызунов, птиц, хищников и обезьян. Практически все животные были куплены маленькими, а некоторых мы выкупали у бывших хозяев. Например, обезьян мы выкупили у фотографов, которые уже отработали с ними какой-то сезон. Вскоре обезьянки стали им не нужны, поэтому мы забирали их к себе. Сняли с них поводки и выпустили в собственный вольер, где они проживают по сегодняшний день, без близкого контакта с человеком.
- Есть ли у животных ветеринарный паспорт?
- Да, все животные состоят на учете в государственной ветеринарной клинике. По плану получают вакцинацию, глистогонные препараты, все возможные манипуляции проводятся в естественном порядке. У нас есть один общий ветпаспорт, где записано каждое животное и то, какими вакцинами они были привиты.
- Проводят ли смотрители инструкции того, как надо вести себя с животными?
- Да, конечно. При входе в зоопарк у нас есть правила поведения с животными на печатном носителе, также ещё его обязательно проговаривает старший инструктор. У нас запрещается кормить своим кормом, запрещается брать на руки тех животных, которые допущены к контакту. К контакту по закону допущены – кошки, птицы, кролики, козочки. К ним мы разрешаем заходить в вольер, но не более чем кормить, гладить; брать их на руки запрещено.
- Бывали ли случаи агрессивного поведения животного, что вы предпринимаете в таком случае?
- Да, конечно, есть сезонные гоны, когда животные входят в охоту, хотят размножаться. В такие моменты стараемся оградить от них посетителей и меньше подходить к ним в это время. Но сильного агрессивного поведения не наблюдается.
- Подвержены ли животные стрессу?
- Скорее нет, потому что практически все наши животные живут у нас с малых лет, они все здесь выросли, для них это жизнь. Они очень сильно скучают, когда, например, мы временно закрываемся на ремонт. Также, когда был период самоизоляции, животные не работали, они все сходили с ума и были готовы сами прыгнуть на человека. Так, чтобы таких вот стрессов, нет, не было. Те обезьяны, которые были куплены у фотографов, сейчас чувствуют себя спокойно и уверенно, потому что никто не заставляет их позировать и не одевает на них поводки.
- Бывают ли случаи нечаянной смерти животного, при взаимодействии с посетителями?
- Нет, у нас такого не было. И вот почему наш зоопарк практически не контактный, потому что в других зоопарк есть такие случаи, когда дети роняли с рук кроликов. Поэтому, мы стараемся не давать на руки животных, исключением бывают рептилии – змеи, агамы, и то рядом всегда стоит сотрудник и страхует, чтобы, не дай боже, животное не упало.
- На ваш взгляд гуманно ли и нужны ли контактные зоопарки?
- Я вам так скажу, я объездила очень много по России таких зоопарков. И могу сказать, что всё зависит, конечно, от руководителя, что они позволяют в своем зоопарке. Есть такие зоопарки, которые ради денег готовы даже запрещенное контакту животное давать на руки и тискать. Некоторые рекламы пишут «приходите к нам потискать наших животных» – мне их очень жалко, я против этого полностью. Потому что каждое животное в нашем зоопарке я вырастила сама, кого-то выкормила с бутылки. А по поводу нужен ли такой зоопарк – да, конечно же, нужен. Потому что даже в моем детстве всегда был живой уголок, мы ухаживали за животными. Ребенок, который растет с животными, чаще всего вырастает на порядок добрее других детей. Однако бывает так, что кто-то не имеет возможности содержать дома даже хомячка, а у кого-то, допустим, аллергия. Но аллергия проявляется с накопительным эффектом. Например, взяли животное, всё хорошо, но через неделю его привозят обратно, потому что у ребенка началась аллергия. В таких случаях контактный зоопарк является хорошей альтернативой.
- И в конце можете дать небольшой совет посетителям, которые в первый раз посещают контактный зоопарк?
- Ну, это скорее не совет, а больше просьба. Нужно слушать обязательно инструктаж, у нас его проговаривают при входе в к животным. Инструктаж о том, что рядом с животными нельзя шуметь, кричать и совать пальчики в сетку. Потому что животные, сидящие к клетках (грызуны, хомяки, шиншиллы), привыкли, что через эту сетку им дают лакомство – груши, яблоки, морковку и т.д. И, конечно же, они автоматом их хватают, они не разбираются морковка это или пальчик. Так и бывают у нас укусы, естественно по вине родителей, к сожалению. Потому что, бывают у нас некоторые родители чаще всего заходят, садятся на скамейку и смотрят в телефон. Поймите, что мы не можем к каждому ребенку приставить инструктора, у нас просто не хватит места. Поэтому большая просьба к нашим посетителям, быть внимательными и смотреть за своими детками.