Найти тему

Тетрис: как советские программисты придумали игру века и “первую программу из-за железного занавеса”.


6 июня 2023 года легендарной игре «Тетрис» исполнится 39 лет. Расскажем историю создания самой популярной мировой головоломки.

Кто разработчики?

Алексей Пажитнов, Дмитрий Павловский и 16-летний Вадим Герасимов.

Пажитнов работал в Вычислительном центре Академии наук СССР, где занимался искусственным интеллектом и распознанием человеческой речи в ПК. В свободное время увлекался программированием головоломок.

Дмитрий Павловский и Вадим Герасимов познакомились в Вычислительном центре РАН на почве взаимного интереса — конструирования компьютерных игр.

— Дмитрий заметил меня, когда я писал программу шифрования каталогов для MS DOS. Он сказал мне, что любит компьютерные игры и разработал несколько игр для мейнфрейма. Он спросил меня, заинтересован ли я в том, чтобы помочь ему перевести игры на ПК и вместе поработать над новыми игровыми идеями. Я был явно очень заинтересован. Павловский показал мне свои игры и дал исходный код одной из них. На следующий день я сделал компьютерную версию своей игры. Мы начали работать вместе, — вспоминал позже Герасимов.

Павловский познакомил молодого и талантливого Герасимова со своим другом Пажитновым. Вместе они решили создать своеобразную «ярмарку игровых развлечений» для ПК с далеко идущими планами — продавать свои наработки интересующимся (хотя к коммерческой деятельности в СССР всегда относились критично).

— Через несколько месяцев после того, как мы начали работать вместе, Пажитнову пришла в голову идея Тетриса. До нашей встречи у него была компьютерная игра под названием «Генная инженерия». В этой игре игрок должен был перемещать по экрану 4-квадратные фигуры (тетрамино) с помощью клавиш управления курсором. Игрок мог собирать различные фигуры. Я не помню точную цель этой игры, но она показалась довольно скучной, — говорит Герасимов.

Отметим, что другие исследователи-историки тетриса приводят немного иную версию создания популярной игры. Дэвид Шефф в своей книге пишет, что идея пришла к Пажитнову внезапно: однажды программист гулял по океанариуму и остановился возле аквариума с камбалой, которая моментально изменила цвет, оказавшись рядом с водорослями. Завороженный зрелищем исследователь стал думать, как использовать это чудо природы в своей головоломке: он представил частицы, которые могут хамелионисто менять цвет или форму.

Этот и другие моменты Пажитнов наложил на «старую» игру пентамино: надо заполнить некое пространство падающими со все более высокой скоростью элементами, которые можно менять местами или переворачивать.

Как создавался тетрис? Первая программа без музыки и цвета была написана Пажитновым для советского микрокомпьютера «Электроника-60». ПО для IBM ради развлечения переписал Герасимов.

Так как продавать созданный интеллектуальный продукт было невозможно, то его быстро раздали на дискетах знакомым, а позже — передали права на него государству и сопряженным с ним структурам.

Откуда пошло название «тетрис»? Это слово — комбинация от «тетрамино» (в игре использовалось геометрические фигуры, состоящие не из пяти, как в пентамино, квадратов, а всего из четырех) и «тенниса» (любимого вида спорта Алексея).

Казалось бы, что проект мог бы затухнуть даже при всей любви к нему в среде программистов, однако этого не произошло. Научный руководитель Вычислительного центра Виктор Брябрин, восхищенный качеством созданного, отправил игру в Будапешт в Институт компьютерных исследований. По счастливой случайности игрушка попалась на глаза главе британской компании Andromeda Роберту Стейну (в других переводах — Штайн или Стайн), который быстро продал необеспеченные права на ПО в Европу и США. Стейн думал потом (если дело пойдет) быстро договориться с советскими представителями, которые должны были понять свою выгоду от предлагаемой коммерческой комбинации, однако его замысел не удался: переговоры с коммунистами шли не очень успешно, несколько раз срывались, так как представители СССР требовали больших отчислений, а сам контракт с бизнесменом из западной страны рассматривали крайне подозрительно.

Стейну отступать было некуда:

·        в зарубежных странах игрушка уже разошлась большим тиражом;

·        ее рекламировали как первую программу из-за «железного занавеса» (на обложке коробки, в которую поместили диск с ПО, изображали собор Василия Блаженного, а конечную букву «с» из названия преобразовали в серп и молот);

·        иностранные специалисты не скупились на похвалу (указывая, правда, что в тетрис можно играть сутками, а спасение только одно — вовремя нажатая кнопка «reset»).

В результате долгих комбинаций, которые привели к тому, что Стейн был отодвинут от всех юридических процессов, игра в итоге оказалась в интеллектуальной собственности японской Nintendo. Сюжетные юридические перипетии были таковы, что даже стали сценарной основой для фильма «Тетрис», которая вышла на экраны в марте 2023 года на платформе AppleTV+ (роль Пажитнова, отметим, исполнил Никита Ефремов).

О каких комбинациях идет речь? Стейн продал права Mirrorsoft, получив скомканное разрешение на использование от создателя проекта, но не от управленцев. В результате зарубежный приобретатель выпускает свои версии тетриса. Mirrorsoft далее со своей дочерней организацией передает право на разработку консолей тетриса фирмам Bullet-Proof Software и Atari Games. Nintendo, являясь конкурентом Atari Games, пытается перехватить права на тетрис для своей игровой консоли. В итоге представители всех игровых корпораций приезжают в Москву, где пытаются утвердить свои экономические и правовые позиции на тетрис. Побеждает Nintendo.

А что с создателем? Пажитнов в 1989 году вместе со своим другом при участии Хэнка Роджерса создает студию AnimaTek. Ее основной профиль — компьютерные головоломки и проблемы искусственного интеллекта в играх. К 1991 году Алексей вместе с товарищами разработал или принял участие в разработке более трех сотен игр.

Так как постсоветское общество к такого рода развлечениям было непривычно, то в конечном счете Алексей вместе со своими приятелями переезжает в США. Там он некоторое время еще пытается выпускать игры, однако конкурентная борьба с другими студиями заканчивается для него не очень успешно. В результате программисты перепрофилируются на создание программ трехмерного моделирования графики (они выпускают World Builder и Caviar).

В 1996 году Пажитнов трудоустраивается в Microsoft, а уже в 1997 году под патронатом этого IT-гиганта выпускает The Puzzle Collection, в 1999 году — Pandora Box (сборник, состоящий из семи головоломок с отличной графикой).

Кстати, в 1996 году права на «Тетрис» вернулись к Пажитнову. И, соответственно, изобретатель и его американская фирма начали получать доход с продаж игры в полном объеме.

Каков доход от игры? «Игромания» пишет, что непосредственно сам тетрис принес Nintendo около 2-3 млрд долларов, учитывая все порты, версии и лицензионные отчисления.

Советское государство получило от комбинации 10 млн долларов.

Пажитнова отблагодарили несколькими подарками (в том числе персональным компьютером), а также премией.

Источник фото

Вы также можете:

Зарегистрировать товарный знак

Внести программу в Реестр отечественного ПО

Оформить патент на изобретение и полезную модель

Оформить патент на промышленный образец (дизайн)

-2

Сайт onlinepatent.ru