Николай Зеленов — советский организатор и руководитель производства нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности. Он проделал путь от мастера на заводе до генерального директора крупнейшего производителя шин в СССР — «Нижнекамскшины».
Будущий руководитель родился в 1932 году в городе Лысково Нижегородской области. Свою карьеру он начал в средней школе в 1950 году. Там он работал лаборантом. В 1951 году поступил в Московский институт тонкой химической технологии имени М.В.Ломоносова и окончил его в 1956 году по специальности «Технология резины». Зеленов получив диплом инженера-химика-технолога.
С 1956 по 1971 гг. Николай Александрович трудился на Воронежском шинном заводе. Здесь он прошел путь от рабочего до заместителя главного инженера. В 1971 году случился поворотный момент в его жизни — приказом Министра нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР он был назначен директором Нижнекамского шинного завода, который тогда еще только строился. Так, Зеленов стал отцом-основателем шинного производства в Республике Татарстан. Именно он отметил важность этого направления. По его словам, шинная промышленность значительно повлияла на развитие народного сельского хозяйства, автомобилестроения и транспорта. Она также создала благоприятную платформу для роста объемов изготовления синтетического каучука и технического углерода.
Зеленова запомнили как энергичного и грамотного начальника с выдающимися организаторскими качествами. По словам коллег, он всегда вдохновлял коллектив, не давал остановиться на достигнутом и отличался решительностью. Даже в период острой нехватки опытных кадров и профессионалов, Николай Александрович находил начинающих специалистов, сам обучал их. Поэтому для многих он стал не только руководителем, но и наставником, который знал каждую деталь на заводе и умел правильно распределять задачи, делегировать полномочия.
За 27 лет его эффективного руководства предприятие прочно закрепилось в цепочке «нефть — шины — автомобиль» и стало примером для подражания по темпам освоения технических мощностей, объемам и срокам производства. Благодаря его упорству и труду, мудрым решениям, стратегическому мышлению и умению предвидеть будущее, шинные заводы пережили трудные для страны времена. Даже после непростых 90-х годов завод «Нижнекамскшина» смог сохранить ведущую позицию среди шинных предприятий России и стран СНГ — более 50% комплектации российских автозаводов закрывало производство Зеленова. Шинами «Кама» пользовалось даже совместное российско-американское предприятие «Дженерал Моторс – АвтоВАЗ» — на них ездил новый внедорожник «Шевроле Нива».
Николай Александрович построил оба завода комплекса, провел первую реконструкцию производства и установил новейшее оборудование. Благодаря его усилиям стартовала широкомасштабная программа по выпуску высокоскоростных радиальных шин. Среди заслуг Зеленова — идеи дать название «Кама» марке, создать фирменный логотип и организовать в Нижнекамске производство шин с цельным металлокордом.
До последних дней жизни он активно участвовал в разработке и реализации инвестиционных проектов шинного комплекса, был одним из авторов брендов автошин «КАМА», «КАМА-Евро» и «Viatti».
Зеленов внес большой личный вклад в освоение новых высокоэффективных видов продукции, рост технико-экономических показателей. В Нижнекамске чтят заслуги Николая Александровича в развитии нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности. За свои достижения он был удостоен множества наград, среди которых Заслуженный работник промышленности СССР, заслуженный химик РСФСР и Татарской АССР.
Он также успешно решал и социальные вопросы — благодаря ему в городе появились детский лагерь «Чайка», дворец спорта «Юбилейный», санаторий, поликлиники, жилые дома и детские сады. Все строительство проходило при его основательной поддержке и под строгим контролем.
Узнать больше о ключевых фигурах в отечественной химии, а также ближе познакомиться со значимыми городами российской нефтегазохимии можно в проекте #МеждуНамиХимия на сайте междунамихимия.рф