Очень частая ошибка в ведении личного бюджета – покупать вещи, которыми потом не будешь пользоваться. Звучит банально, но вы не представляете, как часто я вижу вокруг себя такие ситуации. Достаточно дорогие вещи (гаджеты, аксессуары, инвентарь и т.д.) просто лежат без дела или не используется по назначению. А на это ведь были потрачены деньги. Эти деньги владельцы тех вещей зарабатывали (так или иначе трудом), а потом вложили их в то, что не работает, не окупается.
Судя по просмотрам прошлого поста, вас заинтересовала тема с горными велосипедами: почему большинству своих владельцев они не подходят. На этом примере и разберемся с тем, как не тратить деньги на то, что потом не будет вам приносить пользу.
Горный велосипед в «безгорной» местности
В прошлом году я участвовал в московском Велофестифале 4 сентября. Ехали от футуристичных небоскребов Москва-Сити до советских монументов ВДНХ через центр Москвы. Дороги в центре были перекрыты на всю ширину, и тем не минее поток велосипедистов был плотный.
Какие велосипеды чаще всего попадались? У тех, для кого велосипед – не главное увлечение в жизни, горные. Из общения с такими людьми получается такая картина:
- Катаются они не регулярно.
- Об обучении катанию (с тренером или хотя бы по видеокурсам) никогда не задумывались.
- Ездят по асфальту или твердым грунтовым дорогам без уклона.
- Ездят в прогулочном темпе 10-15 км/ч
- За день никогда не проезжали более 70 км.
А теперь давайте про горный велосипед:
- Широкие колеса с высокими грунтозацепами – держат на мягких грунтах, камнях, грязи. Поглощают часть ударных нагрузок.
- Жесткая прочная рама – противостоит ударным нагрузкам от неровностей, прыжков, относительно тяжелая (в сравнении с дорожной рамой того же уровня)
- Подвеска – амортизационная вилка и иногда задний амортизатор. Гасят удары от крупных неровностей дороги, приземлений при прыжках.
- Посадка – руки широко на руле, спина со средним наклоном. Хорошо для активного переноса веса в крутых поворотах и прыжках. Плохо для аэродинамики.
На таком хорошо бы поехать на подготовленную трассу с перепадами высот, трамплинами, контруклонами. Можно ехать по песку или грязи и не проваливаться. Можно прыгать через препятствия или с уступов. Переезжать крупные камни и корни деревьев на скорости.
Часто вы такое в городе видите? Города, конечно, у всех разные, но тем не менее. С плюсами разобрались, а что из минусов? Полный комплект!
- Широкие колеса с высокими грунтозацепами – плохо «катят» по асфальту, вы сильнее устаете, чем на дорожных колесах.
- Жесткая прочная рама – слишком дорогая. Вам НЕ нужна эта прочность в городе, а деньги вы за это заплатили.
- Подвеска – в городе только мешает. Она «съедает» часть ваших усилий при вращении педалей, значит, вам тяжелее ехать. При этом ее способность гасить удары вам опять же НЕ НУЖНА в городе. А деньги вы заплатили (хорошая амортизационная вилка стоит 30-50 тысяч.) В итоге за деньги вы получили лишний вес, который вы будите на руках таскать, и еще замедление в движении.
- Посадка – не подходит для города. Широким рулем вы будите задевать всех и всё вокруг. Плохая аэродинамика – будет тяжелее ехать. Возможность активно переносить вес и балансировать вам не нужна, ведь сложных элементов на дороге просто нет. Вы в городе.
В итоге за то, что вам не нужно (прочность рамы, амортизатор(ы) с большим ходом, маневренность), вы заплатили, а реализовать не можете. А вот все недостатки, на которые производитель пошел ради этих преимуществ, вы как раз на себе ощущаете.
Почему же все вокруг рекламируют горные велосипеды?
Во-первых, горный велосипед, как я уже писал в посте, выглядит массивно и брутально. Легче продать вещь по принципу «больше, значит лучше», чем «меньше, да лучше».
Во-вторых, он требует БОЛЬШЕ ОБСЛУЖИВАНИЯ, чем дорожный. При чем обслужить амортизаторы, например, можно только в мастерской. Сами вы не сможете, только навредите. (если обслуживать не будете, то он у вас просто из строя выйдет быстро. Вы его выбросите и пойдете за новым)
В-третьих, горный велосипед любительского уровня будет стоить значительно дороже, чем дорожный велосипед любительского уровня. Значит, в магазине вы больше денег оставите.
Если вы купите горный велосипед, то на вас можно больше заработать. Вы больше заплатите, будете еще и за обслуживание больше платить.
Семь раз изучи, один раз купи
Как вы думаете, ваша работа достаточно сложная? Сколько времени вы потратили, чтобы научиться ее выполнять? Нужно знать много разных тонкостей и нюансов, чтобы зарабатывать. Нужно уделять профессии много времени. На работе мы проводим больше времени, чем за любым другим делом. Все это для того, чтобы мы могли получить деньги и во что-то полезное их вложить.
Деньги позволяют нам обменивать наш труд (который востребован и полезен другим) на те товары и услуги, которые нужны и полезны нам самим. Раз мы столько всего продумываем, чтобы их заработать, почему мы так легкомысленно порой относимся к их трате?
Прежде чем что-то купить, я всегда уделяю достаточно много времени изучению предмета. Вдруг я куплю то, что мне не понадобится? Получится, что я «выбросил на ветер» часть своего труда (в денежном эквиваленте). Не знаю как вы, а я свой труд ценю и «выбрасывать» не хочу.
Если вы потратили время на заработок, нужно еще потратить время на выбор правильного вложения. Иначе получится, что вы отдали свои деньги продавцу, чтобы он на вас заработал, а не чтобы вы сами пользу от покупки получили.
На чем кататься? На чем нравится, если понимаете
В конечном итоге, кататься можно где угодно и на чем угодно. В конце подобрал для вас несколько видео с каналов на велотематику, там вы подробно сможете в нюансах выбора велосипеда разобраться, если заинтересовались. Видео лично мне понравились. Не является рекламой.
Эта статья не про подбор велосипеда, а про ответственное отношение к тратам. Вкладывайте ответственно и только в то, в чем предварительно разобрались. Не бойтесь потратить на такие исследования время, ведь, покупая не разобравшись в предмете, вы своими деньгами рискуете.
С обдуманными покупками в вашем бюджете будет больше порядка!
Ссылки
1) Как выбрать велосипед. Канал Rollallday.
2) Еще про выбор велосипеда.
3) Выбор велосипеда. Канал Велострана.