Найти тему

Исторический роман Дакия в огне. Часть третья. Под небом Перуна. Глава пятая

Лишь только Мал и два его напарника благополучно достигли Тамасидавы, и об этом узнал Драговит, он тут же пожелал с разведчиками встретиться, не дав им даже толком передохнуть и повидаться с родными.

Впрочем, их всё-таки прежде накормили и затопили им баню, чтобы они смыли дорожную грязь и усталость. Затем они переоделись во всё чистое.

И вот, в княжеских палатах, разведчики предстали перед Драговитом.

Они приблизились к князю и поклонились. Князь спросил прежде всего Мала:

- Рассказывай! Что видел?.. Что узнал?..

- Мы чудом выжили, княже…- ответил Мал.

- Вас пленили не язиги, получается?

- Почему же? Вначале мы попали в руки этих самых язигов. Мы к ним как-то по-глупому попали. Нам не следовало проходить в их землю. И что нас туда занесло?! Но потом уже воины Траяна нас взяли в плен. – Мал показал ссадины на запястьях рук и пояснил: - Язиги нас связывали и держали на своей стоянке. Но мы их перехитрили. А потом мы наткнулись на римлян… Однако это были какие-то особенные римские воины… Не природные римляне. Ты не представляешь, княже, какие с виду они!

- Ну тогда опиши их.

- Траян привёл в Дакию всех воинов, которых только смог собрать. И мы оказались в руках у-у… Ты не поверишь, но они, эти воины – чёрные.

- Чё-ёрные?!

- Чёрные-пречёрные! Ну точно, как дёгтем перемазанные! Посмотришь на них и тут же оторопь берёт! Как будто это не люди, а оборотни. Те, что прийти могут из потустороннего мира. И с которыми не может совладать даже владыка этого самого загробного мира Хорс! Я и не думал, что даже есть такие…

- Сколько этих оборотней?

- Примерно скажу…

- Ну-у-у…

- Около тысячи…

- А как они сражаются? Как вооружены?

- Оружие у них- римское. И сражаются они умеючи. Они – опытны в воинском деле. Тут ничего не скажешь.

Драговит много ещё о чём расспрашивал Мала и двух других его напарников. И, наконец, в завершении их разговора, спросил:

- А для чего Траян заслал этих чёрных как дёготь и очень странных воинов, так похожих на каких-то оборотней, в глубокий тыл даков? Чтобы нам помешать прийти на помощь Децебалу?

- Ты скорее всего прав, княже! – подтвердил предположение Драговита Мал.

И уже когда Драговит собирался отпустить Мала и его людей, один из разведчиков произнёс:

- Княже, разреши ещё кое-что тебе высказать?

Драговит жестом дал понять, что слушает.

Сопровождавший Мала разведчик, тот что был по моложе, продолжил:

- Перед самым нашим побегом, мы видели ещё одного карпа, который появился в отряде чёрных римских оборотней…

- А-ах, да-а-а…- поддакнул напарнику Мал. – Я на него тоже обратил внимание.

Напарник Мала тем временем добавил:

- И мне показалось, что этот карп не являлся пленником.

- Почему ты так подумал? – переспросил Драговит.

- Да потому, что его никто не связывал. Он передвигался по стоянке чёрных римлян свободно. И я его, ка-ажется… я его всё же узнал…

- Кто он?

- Он – человек старейшины Хвалимира…

- Ты не мог ошибиться? – переспросил озадаченный Драговит.

- Нет, нет! Точно! Это был человек именно Хвалимира.

Драговита эта новость сильно не то что озадачила, а даже поначалу удивила, а потом и вовсе обескуражила. Но больше ничего не добившись от Мала и его подельников, Драговит их отпустил повидаться с родными.

***

О бастарнах, я думаю, читатель, тебе тоже следует кое-что узнать… Так что рассказываю.

Бастарнов давным-давно поглотило безжалостное время. Но они не сгинули бесследно, а частью своей всё-таки влились в формировавшийся в Восточной Европе праславянский этнос.

Населяли они обширную территорию к северо-западу от карпов.

В то время бастарнские племена располагались между одним праславянским племенным союзом, называвшимся карпским, и другим, более западным и северным, и известным римским и греческим писателям под именем венедов. Ну а сами бастарны скорее всего были кельтами с немалой примесью германской крови, и пришли они в северные отроги Карпат где-то в середине III века до новой эры из восточных областей Галлии.

Греческий писатель Плутарх так описывал этих бастарнов: « …все они до одного наёмники, люди, не умеющие ни пахать землю, ни плавать по морю, ни пасти скот, они опытны лишь в одном деле – сражаться и побеждать врага… Бастарны физически развитые и чрезвычайно рослые, они возвышаются над всеми, как колонны, и на диво ловкие и проворные…»

Бастарны были облачены в свои медные доспехи и вооружены были кинжалами, длинными мечами и секирами. Секира была их национальным оружием, как та же сика у даков. Однако среди пришедших бастарнов были не только пешие воины, но и всадники. И всадников насчитывалось более двух тысяч.

У бастарнов было два предводителя. Их возглавляли вождь племени пиквинов Клондик и вождь костобоков, другого уже их крупного племени, Делдон. А ещё тут были воины и из других бастарнских племён: преимущественно из анартов, атмионов и сидионов. Всего в итоге бастарны привели за собой почти одиннадцать тысяч опытных бойцов (именно столько набралось среди них добровольцев).

Сказать откровенно, Драговит не ожидал, что с такими силами заявятся бастарны, а, следовательно, готовая к выступлению соединённая армия северных племён, не желавших, как и даки, склонять головы перед безудержной экспансией Рима, превысила ожидаемую численность довольно-таки значительно.

Перед общим выступлением князь карпов собрал у себя всех военачальников союзной армии, а также здесь были воевода карпов Ратибор, старший сын князя Воислав и верховный жрец и по совместительству волхв-предсказатель Богумил.

К этому времени Драговит уже точно знал, что старейшина Дулёбов, коварный и двуличный интриган Хвалимир, встал окончательно на путь измены и предательства, и установил связь с Южной империей.

- Для нас самый удобный путь в Дакию проходит через перевал Орлиный, - произнёс князь карпов. – Но этот путь уже не является свободным. Его перекрыли. Это сделали римские воины… И вот я хочу посоветоваться… Как нам теперь поступить?

- А сколько этих римлян, которые заняли Орлиный? – поинтересовался предводитель склавинов старый Божен.

- Примерно тысяча… - ответил Драговит.

- Хм-м-м… Тысяча? Всего-то? Так это же и не так много, - несколько пренебрежительно по этому поводу высказался склавин.

- В общем то можно сказать, что и немного, - подал голос старейшина карпов, чернявый Градибор, - однако перевал Орлиный – узкий и труднодоступный, и римские оборотни, которые его преградили, явно к его обороне основательно уже подготовились.

- Но есть же и другие пути на юг, в царство даков… - высказался рыжебородый увалень, бастарн Клондик.

- Есть, - согласился с бастарнским вождём князь Драговит. – Их не один, и не два… Только другие пути в два-два с половиной раза длиннее, и пока мы к ним подойдём, там вполне может уже выпасть снег. И тогда… Если выпадет снег, да ещё если выпадет сразу глубокий, как иногда бывает, и заметёт перевалы, то то-огда перевалы станут совсем не проходимыми…Даже для пеших.

- Предлагаю всё-таки направиться к Орлиному…- высказал своё мнение воевода Ратибор, - нас уже свыше тридцати тысяч, а чёрных римлян-оборотней на перевале – намного меньше… Мы можем смести со своего пути их… Я уверен, мы прорвёмся!

В конце концов мнение, которое высказали воевода Ратибор и князь Драговит возобладало, и союзная армия северных племён приготовилась к выступлению.

Однако прежде чем выступать, необходимо было сделать ещё одно важное дело…

***

Карпы, как и остальные праславяне, совершали свои жертвоприношения обычно либо утром, на рассвете, либо на закате. И время для этого выбирали только их жрецы. По каким-то только им известным приметам. Доподлинно об этих приметах никто из непосвящённых ничего не знал, так как они хранились в тайне.

На этот раз Богумил, верховный жрец уличей и всего карпского племенного союза, выбрал поздний вечер. С его слов этот обряд можно было совершить только когда солнце окончательно сядет. По обычаю, заранее были разведены десятки больших и малых костров. И вот, их огненные языки вырвались к небу и стали лизать наступавший на земную твердь мрак.

Событие намечалось очень важное, и поэтому Богумил объявил, что ограничиваться одними жертвенными животными нельзя. Придётся принести в жертву не только быков, но и людей. Причём не одного кого-то, а нескольких. Впрочем, что это будет так, многие из карпов догадывались. Обычно в таких случаях приносили в жертву пленников, но Богумил во всеуслышание заявил, что этого будет недостаточно.

И тогда карпы вынужденно бросили между собой жребий. И он выпал на трёх человек. На двух мужчин и на одну молодую женщину.

Среди тех, кому выпала эта прямо скажем нерадостная и роковая честь, оказался и только что вернувшийся из плена разведчик Мал.

Все, кому выпал жребий, приняли свою судьбу молча и с достоинством.

Им дали проститься с родственниками. Затем им позволили омыться, облачили их в длинные льняные рубахи и одели им на головы венки.

В центре капища была выставлена жертвенная ладья.

И вот все трое босиком и мертвенно бледные медленно-медленно взошли на жертвенную ладью. Последним поднимался Мал.

Он на пол пути замешкался и обернулся, его взгляд встретился со взглядом супруги, которая была беременна и ждала очередного ребёнка, потом перевёл взгляд на дочерей, а их у него было три, и на престарелую мать.

И приговорённый Мал им всем прокричал:

- Прощайте, родные! Мы встретимся! Встретимся обязательно! Уже в другом мире! Я буду вас там ожидать… А сейчас… Хорс придаст мне силы! Не волнуйтесь за меня!

При этом лицо Мала-разведчика было не естественно бледным.

Беременная супруга Мала перестала рыдать, закачалась и ноги у неё подкосились, и она рухнула на землю. Супруга Мала-разведчика потеряла сознание.

Среди собравшихся ещё кто-то громко разрыдался. Скорее всего это была престарелая мать Мала.

У неё вообще от увиденного остановилось сердце.

И только последние отблески заката погасли и непроницаемый мрак окончательно спустился с ближайшей Чёрной горы, как Богумил подал знак, и его помощники запалили жертвенную ладью.

Вскоре всех троих обречённых охватило пламя.

Жертвы тут же истошно закричали, однако пламя быстро поглотило несчастных.

***

- Славься! Сла-авься Перун – бог огнекудрый! Ты посылаешь стрелы во врагов наших! Ты воинам храбрым – честь и суд! Праведен ты! И златорун! – разнёсся голос Богумила над всей округой.

Помощники Богумила поддержали главного жреца. Они, что есть мочи, прокричали вслед за ним:

- Ты воинство ведёшь наше по ратной стезе! Ты наполняешь воев храбростью, волей и стойкостью!

- Придай всем нам своей силы и решимости! – вновь послышался голос волхва и ведуна, верховного жреца карпского племенного союза.

Все дружинники и остальные воины, собравшиеся на капище и вокруг него, сняли головные уборы и шлёмы, и в едином порыве преклонили колени и повторили последние слова за волхвом Богумилом…

Тьма окончательно взяла верх, но её по-прежнему в клочья рвали языки многочисленных костров.

Ну а что же из себя представляло капище Перуна, где всё это драматическое действо и происходило?

О нём я уже неоднократно упоминал, но на этот раз всё-таки хочу кое о чём обстоятельнее рассказать…

***

Это капище, как и полагалось, окружал частокол, и находилось оно на высоком правом берегу Данастрия. Ну а вокруг него раскинулась обширная дубрава.

Дуб считался священным деревом, и именно он посвящался богу Перуну, и поэтому карпы и посадили поблизости от своего главного обще племенного святилища эти деревья. Они специально высадили дубы в виде целой рощи ещё за семь поколений до описываемых событий.

Идол Перуна стоял в самом центре капища, и сделан он был из цельного могучего дерева, но голова бога-громовержца была серебряной, а усы и борода отливали жёлтым металлом, особенно ослепительно сверкавшим в лучах заходящего солнца, потому что их сделали из чистого золота.

Идолы Хорса, Даждьбога, Сварога, Стрибога, Велеса, Мокоши и других богов были намного меньше и как бы составляли хоровод, взявший в кольцо грозного повелителя грома и молнии.

Следует сказать кое-что и о самой праславянской языческой религии…

Ей к тому времени уже было много-много лет!

Первоначально она ничем не отличалась от религии остальных ариев, обитавших от Алтая и до равнин Восточной Европы, но после отделения праславян от основного арийского древа их религия стала развиваться обособленно и, в конечном итоге, пошла своим неповторимым путём.

Произошло это примерно за II тысячелетия до новой эры.

Теперь главным богом у карпов являлся Перун.

Однако им он стал не сразу, а сравнительно недавно. Примерно век с небольшим назад. И встал он во главе праславянского пантеона богов лишь после того, как у карпов и венедов из привычных вождей начали выделяться правители, которых можно было бы назвать по-настоящему первыми князьями, и которые начали вокруг себя собирать дружины, состоявшие исключительно из профессиональных воинов. А для них, для князей и их дружинников, и потребовался свой особый покровитель.

Но вот до этого…

А до этого всё было несколько по-иному…

***

Надо знать, что наиболее древним богом у праславян и поначалу самым главным в их пантеоне являлся не Перун, и даже не Велес и не Сварог, а… Род.

Он повелевал всем сущим во Вселенной, и ему подчинялись все остальные боги. Он считался творцом и родоначальником всего. Род влиял на весь жизненный круговорот. А также он существовал повсюду, и не имел ни начала, ни конца.

Род управлял жизнью и смертью, изобилием и нищетой. Его никто никогда не видел, а вот он видел каждого. От него нельзя нигде было скрыться. Корень его имени присутствовал повсеместно в речи праславян: рождение, родственники, родина, урожай, и ещё во многих других важнейших словах праславян присутствовал незримо этот древнейший их бог.

Как я уже сказал, Род на начальном этапе развития праславянской религии был самым авторитетным богом, и не только простые смертные, но и все остальные боги и богини из древне славянского пантеона ему беспрекословно подчинялись. Однако время шло и постепенно положение его стало понижаться. Он по-прежнему считался родоначальником всего сущего, явного и не явного, но постепенно на первые позиции выходить стали более молодые божества.

Ими по очереди успели побывать и Велес, и Сварог, и Даждьбог, но с установлением княжеской власти стал набирать силу именно бог громовержец и покровитель всех воев – Перун.

Обряд закончился под утро.

А уже следующим днём союзная армия северных племён двинулась на помощь дакам.

Если Вас роман "Дакия в огне" заинтересовал, то Вы можете прочитать его вышедшие части ("Лузий Квиет" и "Дакийский самодержец") на моём персональном сайте. Ссылки даю.

Черновик на сайте: https://vbartash.kz/draft_books.php?db=draft1

Книги Дакия в огне: https://vbartash.kz/books.php?p=book1 И https://vbartash.kz/books.php?p=book2

Одноклассники автора: ok.ru/...443