Вы видите на этом знаменитом столе таракана?
А он тут есть! Где его искать – смотрите в финале текста.
Но тема сегодняшней статьи - о подписях на картинах художников - это почти спойлер.
Тема придумалась неслучайно. Недавно при продаже работы покупательница спросила сурово: «А где подпись?» И пришлось мне (тут смайлик «рука-лоб») аккуратно доставать уже оформленную акварель из рамы с паспарту, чтобы подписать.
Молодой Микеланджело хватается за резец
Но это еще ничего…Труднее пришлось Микеланджело, когда он услышал, как восхищенные зрители его «Пьету» приписывают какому-то миланцу Гоббо.
Микеланджело тогда был молодой-горячий, двадцать три года всего, он пришел к скульптуре ночью с резцом и вырезал свое имя на поясе Марии. Теперь уж никаких сомнений. "Пьета" стала единственной подписанной работой мастера.
Изначально художники картины не подписывали. Творец в мире один. Ставить подпись – признак гордыни и тщеславия, безвестность - добродетель. Много позже на картинах стали появляться имена их создателей.
Но иногда художники позволяют себе игру, что добавляет работам дополнительные смыслы.
Гойя оставляет намек на песке...
Франсиско Гойя намекнул на роман с герцогиней Альбой на ее портрете.
Женщина указывает на надпись на песке: «Solo Goya» (Только Гойя). И все всё понимают.
Только вот семья недовольна и говорит, что пятидесятилетний художник-ловелас все придумал. Ему просто очень нравилась молодая красавица (около двадцати лет разницы в возрасте у них).
В середине 20 века родственники даже пошли на эксгумацию тела герцогини, чтобы доказать, что все эти обнаженные Махи - лишь плод страсти и вожделения Гойи. Никогда знатная дама не будет позировать художнику раздетой, а уж тем более - вступать с ним в связь.
А Айвазовский путает все карты на современном арт-рынке...
Маринист Иван Айвазовский тоже начертал свою подпись словно пальцем по песку на "Морском виде" в 1867 году.
Почти соломоновское Et cela aussi passera! (И это пройдет…)
А на знаменитом «Девятом валу» подпись художника словно выжжена на корабельной балке.
Айвазовский вообще к подписи относился крайне небрежно: то напишет кириллицей, то латиницей, теперь есть сложности с атрибуцией.
А современные искусствоведы волнуются. Айвазовский – художник дорогой. Например, его работа «Вид Константинополя и пролива Босфор» была продана на Sotheby’s в 2012 году за 3,2 млн. фунтов (5,2 млн. долл.). Тут, конечно, мошенники от искусства подсуетились, подделывают под Айвазовского старые работы неизвестных европейских и русских художников. Специалисты говорят, что такое количество «айвазовских», которое есть на арт-рынке сейчас, художник врял ли успел бы не только написать, но даже подписать, а он был весьма плодовит.
Илья Репин сделал бизнес любительнице искусства
А вот Илья Ефимович Репин смог еще при жизни опровергнуть авторство на одной из не своих картин. Рассказывают, что некая дама приобрела за сто рублей картину, на которой стояла подпись художника и показала ему свое приобретение через время. Репин посмеялся и внизу холста приписал: «Это – не Репин!». За эту надпись предприимчивая дама выручила 900 рублей, перепродав картину за тысячу.
Третьяков хватается за тряпку с керосином
А принципиальный Третьяков схватил тряпицу со скипидаром и стер подпись Константина Савицкого со знаменитого «Утра в сосновом лесу» Ивана Шишкина.
Вы, конечно, знаете, что Шишкин попросил своего друга и кума Константина Савицкого написать медвежье семейство на своем полотне и даже потом поделился гонораром: одну тысячу за всех мишек, себе за сосны взял три.
Когда меценат отдавал деньги за полотно, на нем стояла одна подпись – Шишкина, а когда картину доставили подписей было уже две.
Меценат взъерепенился, подпись стер, ибо «начиная от замысла и кончая исполнением, все говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину». Сейчас Третьяковка на своем сайте сообщает , что Савицкий добровольно отказался от авторского права.
Пикассо не хочет покупать весь ресторан за свою подпись
Ценность подписи художника иллюстрирует известный анекдот про Пикассо. Однажды он расплатился за обед в ресторане своим рисунком на бланке счета, но, когда хозяин попросил подписать творение, ответил: «Дорогой мой, я ведь покупаю только обед, а не весь ресторан».
Кстати, сама подпись Пикассо действительно очень красивая, а вот Казимир Малевич подписью порой себя не утруждал и помечал свои работы буквой «М» или "КМ" или помещал буквы в квадратик…Мол, кто знает – тот поймет…(Вот тут, кстати, рассуждаю почему нам уже никогда не нарисовать тот самый черный квадрат)
Так где же тараканы?
А теперь давайте вернемся к знаменитому портрету Веруши Мамонтовой, написанному Серовым. В 1888 году состоялось выставка Московского товарищества любителей художеств. Для того, чтобы комиссия, отбиравшая полотна для выставки, судила беспристрастно, художники предоставляли свои картины без подписи. Ну такое себе условие – как будто не понятно «чьих кистей картина». Многие как-то помечали свои работы, у Серова был жучок, который, даже закрашенный после выставки краской, пролез через время вперед.
Такой же жучок есть на картинах "Девушка, освещенная солнцем» и «Пруд в Домотканове».
Как любил говаривать один мой знакомый про интересные маркетинговые штуки: "Уважуха, ибо подумали!" Вот и художники. Подумали.
А мы продолжим за ними следить и впечатляться. Подписывайтесь.