Интригу о том, что будет на выборах президента Турции 28 мая можно считать завершённой: третий кандидат на выборах в первом туре, Синан Оган, призвал своих сторонников поддержать во втором туре Эрдогана, и заявил на прошедшей в понедельник пресс-конференции следующее:
«Мы провели встречи с обоими кандидатами, хочу подчеркнуть, что решение принималось не в рамках какого-либо торга. Народный альянс оппозиции нас не смог убедить. Призываю тех, кто голосовал за меня в первом туре 14 мая, отдать свои голоса 28 мая за Реджепа Тайипа Эрдогана».
И речь, конечно, не о том, что теперь-то Эрдоган уж точно победит – было и так понятно, что он победит. Речь о другом, речь о планах самого Эрдогана. Потому что борьба за голоса третьего кандидата, и явно щедрое предложение, которое ему сделали, говорят о том, что Эрдоган настроен на то, что остаться у власти и далее. Потому что есть целый ряд обстоятельств, которые нельзя не учитывать.
Во-первых, для международных наблюдателей, надо признать, это будет очень красиво! Эрдоган побеждал Кылычдароглу даже в первом туре, пусть и с небольшим отрывом, а теперь ему «подарил» свои голоса ещё и третий кандидат, так что по идее отрыв должен стать ещё больше или сохраниться, то есть – в любом случае Эрдоган побеждает, и это выглядит предельно убедительно. А на фоне того, что никто не стал мухлевать вокруг тех полпроцента, которых не хватило для победы в первом туре, и честно пошёл на второй – это лишь добавляет впечатление честности и прозрачности всему голосованию.
Впрочем, заранее понятно, что речь здесь идёт только о наблюдателях сторонних и незаинтересованных. Потому что и США, и Европа, и вообще весь западный блок, разумеется, станут на все лады раскручивать тему о якобы подтасовках и недемократичных условиях предвыборной агитации. Их Эрдоган не устраивает, и насколько демократично он избран – не волнует тем более. Их задача – это сменить руководство Турецкой республики, и ни о какой объективности, следовательно, там даже речи идти не может.
Характерно здесь высказывание одного немецкого политолога, который в эфире одного из ток-шоу сказал вообще предельно прямо: если в Германии живут турки, и они голосуют за Эрдогана, то я просто не понимаю, почему мы позволяем им это делать! Нас этот режим не устраивает, и наша цель – сменить Эрдогана, а мы поставляем ему дополнительные голоса от зарубежных диаспор, получается!..
Короче говоря, эталон демократии: запретить людям голосовать лишь потому, что тебе не нравится тот, кого они предпочитают. А уж что касается невмешательства во внутренние дела и выборы в чужой стране – так просто идеальный пример, можно сказать…
При этом внутри самой Турции уже не просто все признаки подготовки к «цветной революции» налицо, а уже всё готово: все обязательные этапы пройдены, все ритуалы соблюдены, и можно даже не сомневаться, что как только результаты выборов будут объявлены, оппозиция немедленно откажется их признавать и попытается вывести на улицы своих сторонников.
Правда вся заковыка именно в слове «попытается», потому что Эрдоган всё-таки не просто так провёл все последние годы. С момента попытки военного переворота, он зачистил не только силовиков от нелояльных ему людей, но и значительную часть государственной машины тоже. Так что истории о том, как свержением президента руководят из его же собственной администрации – явно не будет.
Не первый взгляд, ситуацию в Турции можно сравнить с белорусской по состоянию на 2020 год, с той лишь разницей, что Александр Григорьевич всё-таки явно в какой-то момент расслабился, хотя потом и собрался вовремя, быстро оценив обстановку. А вот готовность Эрдогана сомнений не вызывает, и не стоит обманываться его спокойным видом и отсутствием (пока) жёстких решений. Дело в том, что и со стороны оппозиции пока нет никаких жёстких поступков, поэтому, будучи опытным политиком, Эрдоган не хочет подставлять и ещё ДО выборов собирать себе славу человека, который применяет немотивированную агрессию.
К тому же Эрдоган неплохо представляет себе механику политических и политтехнологических процессов «на той стороне», что называется! Дело в том, что он сам достаточно долго был мэром одного и двух крупнейших мегаполисов Турции, Стамбула, и поэтому отлично знает, как работать с населением крупных городов, как их не злить и как их убеждать. Он сам, в должности градоначальника ещё, не раз этих людей как поднимал, так и успокаивал, поэтому фальстарта в этой истории он не даст, даже если до поры его поведение и кажется предельно спокойным и расслабленным.
К тому же есть ещё и очень давняя страховка, которую президент Турции, как человек реально многоопытный, подложил себе заранее. И эта страховка называется «Швеция». Дело в том, что западные страны понимают одно: шансы на то, что Эрдоган усидит, сохранит свою власть и будет править Турцией ближайшие годы, решающие для западного мира – они не просто вполне реальны, а велики! Строго говоря, больше шансов на то, что Эрдоган останется. И поэтому иметь дело с данным человеком им предстоит ещё очень долго. И даже если в перспективе они планируют с ним как-то разругаться или даже исключить Турцию из НАТО (хотя никто и не знает, как это сделать), то в любом случае – сперва они хотят получить от него одобрение на вступление Швеции.
Проще говоря, Эрдоган с самого начала понимал главное: пока Западу что-то от него надо, Запад не станет совсем уж к жёстким мерам прибегать и совсем уж терять границы в своих попытках сменить режим. Поэтому Швеция – это небольшой такой козырь в рукаве, хорошая гарантия того, что Запад, пуская и скрипя зубами, примет неприятную для него реальность в виде дальнейшего сохранения власти Эрдогана.
Таковы расклады на данный момент, а уже через неделю мы будем всё знать точно.