Найти тему
БИЗНЕС Online

«При дележке имущества родные становятся врагами»: зачем Фоату Комарову личный фонд?

Оглавление

Уставный капитал траста — 100 млн рублей, о реализации той же схемы думает и Михаил Скоблионок

В России 6 состоятельных граждан учредили личные фонды — аналог западного траста, управляющий имуществом после смерти владельца. Как сегодня стало известно «БИЗНЕС Online», один из этой шестерки — предприниматель из Татарстана, совладелец «СМП-Нефтегаз» Фоат Комаров. Оформленный на сына Рияза фонд позволит не дробить бизнес после смерти отца семейства и избежать конфликтов между родственниками, объяснил нашему изданию бывший глава Альметьевска. По задумке авторов поправок к законодательству, которые вводят новый инструмент, он повышает привлекательность российской юрисдикции для инвесторов и позволяет защитить активы учредителя от кредиторов. О том, кто еще из татарстанских предпринимателей заинтересовался личным фондом, — в нашем материале.

  Фоат Комаров (на фото справа) создал личный наследственный фонд, который будет заниматься управлением имуществом и бизнесом после его смерти Фото: «БИЗНЕС Online»
Фоат Комаров (на фото справа) создал личный наследственный фонд, который будет заниматься управлением имуществом и бизнесом после его смерти Фото: «БИЗНЕС Online»

Фоат Комаров открыл отечественный «траст»

Нефтяник и дорожный строитель Фоат Комаров создал личный наследственный фонд, который будет заниматься управлением имуществом и бизнесом после его смерти. Это новая форма управления активами, отечественная альтернатива зарубежным трастам, утвержденная в ФЗ №287 от 1 марта 2022 года. Создание личного фонда при жизни позволяет его учредителю наладить профессиональное управление всем бизнесом под своим контролем и сохранить такое управление после смерти. Это обеспечит и сохранит стабильный финансовый поток наследникам без необходимости управлять имуществом.

Карточка с названием «Личный фонд Комарова Фоата Фагимовича» появилась в справочном сервисе «Контур.Фокус» 28 апреля 2023 года. Зарегистрирован фонд имени экс-депутата Госдумы РФ в Альметьевске на проспекте Строителей, 57. По этому адресу зарегистрирован ряд других предприятий Комарова, например АО «Автострада» и ООО «Трансойл». Директор фонда — один из сыновей бывшего главы Альметьевска, Рияз Комаров.

Помимо Комарова личные фонды создали еще пять состоятельных граждан России. Один создан в Перми, остальные — в Москве и Московской области.

  Уставный капитал антиофшорного траста — 100 миллионов Фото: Maksim Konstantinov/Global Look Press / www.globallookpress.com
Уставный капитал антиофшорного траста — 100 миллионов Фото: Maksim Konstantinov/Global Look Press / www.globallookpress.com

«С фондом бизнес не дробится, не разрушается»

У Комарова-старшего большая семья: трое сыновей и две дочери, трое внуков и четыре внучки. В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» он объяснил, что создал личный фонд, дабы избежать проблем с распределением имущества после своей смерти. «У меня пятеро детей, большой бизнес. Когда происходят определенные события (смерть владельцевприм. ред.), люди начинают вступать в наследственные права, — рассказал собеседник. — Идет дележка имущества: половина — жене, вторая половина делится между детьми, идет дробление бизнеса. Родные становятся врагами, люди начинают терять человеческий облик. Чтобы этого не было, чтобы бизнес сохранился целиком и управлялся как единое целое, создается личный фонд».

По словам собеседника издания, выгодоприобретатели фонда — все члены семьи Комарова. В число выгодоприобретателей учредитель также включил альметьевскую общественную организацию ветеранов (инвалидов) военной службы. «Я постоянно работаю с ветеранами, и если что-то случится, то хотел бы, чтобы ветеранская организация продолжала получать поддержку», — заметил он. Правда, в беседе с нашим корреспондентом Комаров оговорился: «Доля организации как выгодоприобретателя небольшая».

Вторая причина создания фонда — сохранение бизнеса. «С фондом бизнес не дробится, не разрушается, продолжает работать как единой целое. Плюс коллективное управление всегда лучше, потому что одному человеку свойственно ошибаться», — добавил Фоат Фагимович.

Что легло в основу траста Комарова? «В капитал фонда я передал имущество — это недвижимость, земельные участки», — пояснил предприниматель. В правилах фонда он прописал критерии оценки для выгодоприобретателя, которым он должен соответствовать. «Например, если человек совершил преступление, то он теряет свои права и так далее», — указал собеседник.

  «Над такой формой Скоблионок (справа на фото) тоже думает. И то, что на это пошел Комаров, очень правильно» Фото: «БИЗНЕС Online»
«Над такой формой Скоблионок (справа на фото) тоже думает. И то, что на это пошел Комаров, очень правильно» Фото: «БИЗНЕС Online»

«После смерти каждого возникают вопросы, это очень деликатный механизм»

По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты оценили личные фонды как инструмент сбережения активов.

Шамиль Агеев — председатель ТПП РТ:

— Над такой формой Скоблионок (Михаил Скоблионок, президент еврейской национально-культурной автономии РТ,прим. ред.) тоже думает. И то, что на это пошел Комаров, очень правильно.

Это очень хорошая форма. Но пока трудно сказать, будет ли она востребована. Главное, чтобы сохранилось дело. Когда несколько детей [могут вступить в процедуру наследства], не у всех получается [без конфликтов и споров]. Каждый думает о том, чтобы дело сохранилось. Человек, который вложил свою жизнь в это дело, хочет, чтобы оно продолжалось.

После смерти каждого возникают вопросы, потому это очень деликатный механизм, деликатный вопрос. У нас семейный бизнес еще не развит, мы сейчас обсуждали на KazanForum. Я думаю, [из желающих открыть фонд] будут выстраиваться очереди.

Владимир Беляев — профессор, завкафедрой социологии, политологии и менеджмента КНИТУ им. Туполева:

— Я против [личных фондов]. Богатые люди в России через такие фонды пытаются избежать налога на наследство, как я понимаю. А нужно налог на наследство сделать нормальным, и чтобы не было никаких лазеек.

Нужно сделать, как в большинстве стран, прогрессивную налоговую систему с опорой на подоходный налог. Каждый раз, когда приходит демократическая партия США к власти, она увеличивает максимальный размер подоходного налога, а когда приходят республиканцы — ставка снижается. С прогрессивным налогообложением у нас бы в казне появились деньги большие. Мне же пока очень не нравится, как тратят средства богатые люди — это не их деньги, а государственные. И вот сейчас взялись за блогеров, хорошо, а за остальных?

Субъект, который станет управлять фондом, тоже будет заинтересован, чтобы фонд прибрать к своим рукам. Пусть даже с охранением основной линии предприятия. Так что в этом плане они будут драться, грызться…

Наталья Голобурдова, София Емельянова