О поэтических спектаклях и спектаклях о поэтах я писал уже не раз и не два. Герои были от Владимира Маяковского и Иосифа Бродского до Жака Бреля. Но постоянно появляются новые постановки. Расскажу о двух.
Одну из них я ещё не успел посмотреть — в дни показа был в отъезде, далеко от Москвы, в другой стране, но не упомянуть о ней нельзя, поскольку премьера приурочена к юбилею одного из моих любимейших авторов.
12 мая исполнилось 90 лет со дня рождения Андрея Вознесенского. Знаменитый шестидесятник, эстрадный поэт, русский битник, он был не чужд театру. Достаточно вспомнить спектакль-концерт Театра на Таганке «Антимиры», поставленный по стихам Вознесенского в 1965 году.
В мемуарах поэта можно найти такие строки:
«Театр подготовил из моих стихов одно отделение. Я читал второе. Мы провели два вечера. Так родился спектакль “Антимиры”. Его сыграли восемьсот раз, еще два раза неучтенных выступлений.
Театр стал родным домом для меня».
В том спектакле участвовала вся труппа, будущие звезды — Демидова, Славина, Хмельницкий, Смехов... Особо выделялся среди них такой же молодой и тогда ещё малоизвестный Владимир Высоцкий.
Вот как писал о нем Вознесенский:
«Он до стона заводил публику в монологе Ворона. Потом для него ввели кусок, в котором он проявил себя актером трагической силы. Когда обрушивался шквал оваций, он останавливал его рукой. “Провала прошу”, — хрипло произносил он. Гас свет. Он вызывал на себя прожектор, вжимал его в себя, как бревно, в живот, в кишки и на срыве голоса заканчивал другими стихами: “Пошли мне. Господь, второго”. За ним зияла бездна».
Через несколько лет, в 1970 году, на Таганке поставили ещё один спектакль по стихам Вознесенского — «Берегите ваши лица». Он был задуман режиссером Юрием Любимовым в жанре открытой репетиции, это позволило бы дополнять спектакль новыми стихами, что-то менять, импровизировать, комментировать. Но сыграть «Берегите ваши лица» удалось всего-то три раза, и даже завзятые театралы не успели посмотреть. Чиновники запретили, усмотрев крамолу и поклеп на социалистическую действительность, хотя все стихи были официально опубликованы. Но сцена, как подчёркивал сам поэт, усиливала его строки, делала их жёстче, острее и даже страшнее...
Те спектакли вошли в учебники, стали легендой, а ещё один театральный опыт Вознесенского жив и востребован до сих пор. Это рок-опера, написанная Алексеем Рыбниковым на поэму «Юнона и Авось». Первая — триумфальная! — постановка случилась в театре Ленком в 1981 году. И до сих пор этот кассовый хит Марка Захарова в репертуаре.
И вот сейчас к юбилею поэта выходит спектакль с длинным названием «Не могу приехать. Цветёт миндаль».
Телеграмму с таким текстом Вознесенский отправил жене весной 1963 года.
Зоя Богуславская вспоминала об этом:
«29-летнему Андрею Андреевичу, мальчишке еще, предложили провести вечер поэзии в Большом зале Консерватории. Он сказал, что выступит, но в восторге улетел в Ялту... Так вот, мне каждый день звонит эта Консерватория: “А где он? Репетировать ему надо, не надо?” Я отвечаю: “Он будет”. Он мне звонит как ни в чем не бывало: “Милая, как ты?” И за два дня до вечера я получаю от него телеграмму: “Милая, приехать не смогу. Цветет миндаль”. Всё. Тут раскуплены все билеты, битком набитый зал, звонит администрация, собираются прийти Рихтер, Нейгауз, вся музыкальная элита — а у него “цветет миндаль”? Я не передам уже степень моей тогдашней ярости. Когда он позвонил, я сказала: “Если ты не прилетишь, забудь мое имя”. Он прилетел».
Поставил этот спектакль, родившийся как антрепризный проект, Роман Шаляпин. Роль поэта неожиданно сыграл экс-солист группы «Корни» Павел Артемьев. На Вознесенского внешне он совсем не похож, да это и неважно. А ещё одну грань поэта воплотила... Роза Хайруллина, любимица столичной публики.
Очевидцы свидетельствуют, что создатели спектакля собрали композицию из не самых шлягерных текстов и песен, сделав главным образ дома, где колонны и опора — друзья, а потому для многих зрителей спектакль явился откровением. Роль Зои Богуславской, музы поэта, сыграла актриса Театра им. Маяковского Дарья Повереннова.
Зоя Борисовна, вдова Вознесенского, которой недавно исполнилось 99 (!) лет присутствовала на премьере.
А второй премьерный поэтический спектакль я увидел буквально перед своим отлётом. В театре «Школа драматического искусства» четыре молодых артиста, недавние выпускники Щукинского училища, разыгрывают поэтические тексты другого советского классика — Самуила Маршака. Подзаголовок зрелища: концерт для взрослых и усталых людей.
Называется спектакль «Чепуха». Поставила его Ася Князева, известная своими работами в Вахтанговском театре. Это стоит подчеркнуть, поскольку по духу «Чепуха» получилась очень вахтанговской — яркой, карнавальной, гротесковой, праздничной, острой по форме (кстати, и сам этот квартет называет себя «Вахтанговский практикум»). И даже детские стихи и переводы Маршака зазвучали вдруг необычно и непривычно. И напомнили, что у его детских стихов были обэриутские корни.
Знакомые с детства стихи преподносятся создателями спектакля с изрядной долей абсурда. Ну представьте, что историю про весёлых чижей переложили (и очень удачно!) на мелодии классических оперных шлягеров, где и Бизе, и Верди, и Россини. И этот номер, пожалуй, самый восхитительный в калейдоскопе.
Вообще музыки в спектакле много, и значительную её часть написал один из артистов — Иван Авдеев.
С этого спектакля выходишь с улыбкой. И волей-неволей вспоминаешь ставшую крылатой фразу товарища, простите, Сталина, оброненную вождём после просмотра фильма «Весёлые ребята»: «Как будто в отпуск съездил».
Влад Васюхин для портала Альтерлит