Жанр приключенческих фильмов о шпионах и разведчиках был в СССР очень популярен. Зрителей привлекал захватывающий сюжет, государство - эффективный метод решения задач политвоспитания. Большинство картин снималось добротно и интересно. Предлагаю вспомнить некоторые из них, известные и не очень.
"Следы на снегу" 1955 г.
"Была темная осенняя ночь.
Ветер шумел в тайге, срывая с берез пожелтевшие жухлые листья. Лил холодный дождь. Лил надоедливо, долго насыщая землю влагой, разъедая дороги, заливая поймы, заполняя овраги, канавы, ямы. И казалось, не будет ему конца…
Рассекая ночную тьму, пробиваясь сквозь дождевую завесу, стремительно мчался курьерский поезд. Громадина паровоз, отфыркиваясь космами дыма и шипя паром, выкладывал перед собой яркую белую полосу." (Г.М. Брянцев "Следы на снегу").
Короче, встречаются в поезде два шпиона. Один из них - главный, другой - связник. Дело происходит где-то в Якутии. Связник Шараборин - колоритный субъект с внешностью аборигена, находящийся в бегах из мест заключения. Итак, Шараборин садится, а главный начинает брить его рыжеватую голову и наносить на череп шифровку. Жидкостью, которая при высыхании становится невидимой.
Связной должен добраться до дальнего рудничного поселка, где добывают какие-то ценные ископаемые. Там проживает агент иностранной разведки, судя по всему, американской. Ему поручено скопировать секретную карту, хранящуюся в рудничной конторе, после чего похититель может сваливать: за ним пришлют самолет.
Шараборин в очень несладких погодных условиях пробирается по тайге мимо избушки, где живет дедушка-охотник Быканыров с собакой по кличке Таас Бас. Жаль, нигде не объяснили, что это значит по-якутски. Отношения у хозяина и пса умилительные: старый якут даже сны рассказывает собаке.
Выйдя поутру, Быканыров и его четвероногий друг находят свежую лыжню, огибающую их жилище, а затем - лежку из лапника. Встает вопрос: почему проезжий предпочел ночевать на морозе, а не попросился в дом? Значит - нехороший человек, однако! Пошарив среди срезанных еловых веток, Быканыров находит оброненную трубку и определяет, что мимо проходил беглый Шараборин.
Вскоре в конторе рудничного поселка обнаруживают труп одного из служащих и похищение денег из сейфа. Секретные документы оставлены на месте. Для расследования происшествия прилетает группа сотрудников госбезопасности: майор Шелестов, лейтенант Петренко и радистка сержант Эверстова. К ним и приходит со своим сообщением Быканыров. Его привел в поселок след лыжни Шараборина.
Признанного мастера военно-приключенческой литературы Георгия Михайловича Брянцева и его красочный слог, я думаю, читателям представлять не надо. Фильм "Следы на снегу" снят по одноименной повести писателя. Другой широко известной экранизацией его романа является двухсерийный фильм "По тонкому льду", но вернемся к рассматриваемой картине.
За что я люблю фильмы пятидесятых годов, так это за яркие краски, динамичное действие и оптимистический настрой. Как бы не была сложна вражеская интрига - "наши" победят! Многие картины того времени грешат плакатностью, но к кинодетективу "Следы на снегу" это не относится.
Здесь и агент иностранной разведки обладает располагающей внешностью, и оба проводника якута, наш и вражеский , не уступают друг другу в мастерстве, и самый симпатичный из чекистов, Гриша Петренко, лажает так, что неприлично положительному персонажу. У лейтенанта Петренко чистые руки, горячее сердце, но с холодной головой пока проблемы. Тем более, что ему нравится Наденька Эверстова.
Еще одним героем фильма можно назвать мир заснеженной тайги, ярко и красиво отображенный на кинопленке. Он тоже участвует сюжете, посылая пургу и препятствия рельефа. По его снежным страницам персонажи пытаются прочесть действия противника.
В картине снимались: Владимир Краснопольский (II) (майор Шелестов), Владимир Гусев (лейтенант Петренко), Евгения Тэн (Надя Эверстова), Петр Решетников (охотник Быкадыров), Олег Жаков (Белолюбский), Михаил Медведев (Шараборин) и другие актеры.
"Выстрел в тумане" 1963 г.
На международном научном конгрессе представитель зарубежного издательства "Космос" преследует просьбами о сотрудничестве его участника Игоря Матвеевича Евдокимова. Иностранец переводит разговор на советского ученого Пантелеева, чья диссертация произвела фурор в научных кругах в 1949 году. Евдокимову предлагают передать Пантелееву экземпляр его книги, вышедшей за рубежом, но тот отговаривается тем, что незнаком с автором.
Внимание представителя прессы к рядовому участнику конгресса обсуждается сотрудниками госбезопасности, курирующими направление работ по идеям Пантелеева, используемым в военных разработках. Их реализация происходит в закрытом городе Зареченске. Там живет и трудится Евдокимов.
Одним из лиц, обеспечивающих секретность зареченского объекта, является его приятель и сосед Николай Лагутин. Трудно сказать чего больше в отношениях чекиста и ученого, дружбы или службы.
Инструктируя руководителя Лагутина, подполковника Киселева, генерал госбезопасности замечает, что в документах работающего под дипломатическим прикрытием резидента иностранной разведки Бинкля (опять англосаксы!) указано сотрудничество с издательством "Космос".
Между тем в Зареченске, куда возвратился Игорь Матвеевич, его озабоченно разыскивает Лагутин. Они договорились , что Евдокимов передаст собирающемуся в Москву Николаю письмо для отправки, но тот, зайдя к соседу, обнаружил полный беспорядок в квартире и отсутствие хозяина.
Пока чекисты роют землю, взволнованные его исчезновением, Евдокимов едет в Москву на день рождения подруги, аспирантки консерватории Марины Мироновой. У него обострилась вспышка чувств, решил, никому не сказав, явиться вместо поздравительного письма. Марина рада приезду любимого, знакомит его с гостями и один из них узнает в новоприбывшем своего талантливого однокашника Пантелеева.
Недостатком этого неплохого шпионского фильма я считаю затянувшуюся историю с проблемами Евдокимова-Пантелеева в отношениях с Мариной. И до брака, и после музыкантша конфликтует на тему, что любимый с ее интересами недостаточно считается и секретничает с сослуживцами.
В чем собственно дело? Она знает, что супруг работает, как тогда выражались, "в почтовом ящике". Даже соседка в курсе, что Игорю Матвеевичу нельзя фотографироваться, а Марина все не догоняет и не догоняет. Ощущение, что таким образом нагоняли метраж кинопленки за отсутствием особых поворотов сюжета.
В общем, выстрелы и мордобой пришлись на последнюю треть фильма. До того мы можем только любоваться красотой Лионеллы Пырьевой (Марина) и редкими, но внешне эффектными появлениями Бруно Оя (атташе Бинкль).
Последний просто "Бонд, Джеймс Бонд" из романов Флеминга, хотя наши его все равно обойдут, да еще и разыграют на прощание ехидную шутку. Забавный момент в шпионской работе: резидент окружен настолько несимпатичными сотрудницами, словно руководство заботится о моральном облике коллектива. Тем не менее у резидента с секретаршей очень доверительные отношения. Вот кого надо было раскручивать советской разведке).
В неожиданном амплуа выступает актер Виктор Байков, известный по образу пана Вотрубы из "Кабачка "13 стульев". Ну и блистательный, Андрей Файт появляется в небольшой, но запоминающейся роли.
В фильме также играют: Владимир Краснопольский (II) (Евдокимов, он же Пантелеев), Юрий Горобец (подполковник Киселев), Роман Хомятов (Николай Лагутин), Михаил Майоров (генерал), Виктор Байков (Самарин, "Католик"), Галина Шостко (секретарь Бинкля) и другие.
"Рокировка в длинную сторону" 1969 г.
События этой истории происходят, в основном, в ФРГ. На аэродром приземляется самолет, из которого охранники выносят интеллигентного очкарика в бессознательном состоянии. Молодого человека приводят в офис, где его встречает и приводит в чувства после уколов седовласый субъект по фамилии Брукс. Они знакомы, хотя жертва не сразу вспоминает об этом.
Брукс - сотрудник немецкой разведки, а попавший в его руки молодой человек - работающий за границей по приглашению западного университета океанолог Борис Лебедев. Впрочем, западногерманская секретная служба планирует перевести его в другую отрасль подводных наук, ближе к военным разработками, но для этого русского надо завербовать. Этим и занимается Брукс.
На работу у него - два дня, поскольку Лебедев похищен с празднования фашинга, немецкого аналога Масленицы, о чем нам сообщают по ходу действия. Еще пару суток ученого никто не хватится, а потом Борис должен будет вернуться в университет, если согласится работать на Брукса.
В противном случае придется проталкивать версию о русском перебежчике, обратившемся с просьбой о политическом убежище. Соответствующие документы уже заготовлены, но такой исход, по сути - провал задания. Лебедев нужен в качестве информатора.
Большая часть фильма - это диалог, в ходе которого Брукс пытается развалить психику вербуемого и склонить его к сотрудничеству. Кажется у него получается.
Перед нами знакомая история о том, как вредно в загранкомандировке заводить романы с иностранками. Правда на этот раз советскому ученому никого не подкладывали. Вражеской разведке просто повезло. Борис сам подставился: когда влюбился и когда полез в драку из-за провокационного поведения девушки.
Оригинальна скорее постановка фильма. По форме картина больше напоминает серьезное европейское кино. Знатоки соотносят подачу некоторых эпизодов с фильмом Клода Лелуша "Мужчина и женщина". Я не так далеко продвинута в киноискусстве, но разница в стиле с типичными советскими детективами бросается в глаза. Красивая операторская работа и музыкальное сопровождение тоже обращают на себя внимание.
В общем, здесь больше акцента на психологии героев и демонстрации атмосферы места и времени, чем на шпионских интригах.
В сюжете как-то напрягает, что Брукс неосторожно идет на встречу с агентом. Резидент Бинкль из предыдущего фильма в таких акциях никогда не участвовал, послал бы кого-нибудь. Потому и арестовывать его не за что.
Из актеров наиболее впечатляет Альгимантас Масюлис. Его персонаж обрабатывает жертву с инквизиторским искусством, заставляющим вспомнить мастера психологических пыток О’Брайена из романа Оруэлла "1984".
Александр Демьяненко (Борис Лебедев) в очередной раз доказывает, что роль студента Шурика не повлияла на его способность сниматься в серьезных фильмах.
Геннадий Полока в образе наркодилера с мефистофельскими замашками напоминает, что он не только режиссер, но и актер неплохой. Павла Луспекаева было до обидного мало, но харизма актера не зависит от срока пребывания на экране.
В ролях: Ирина Вавилова (Соня Штерц), Октавиан Корнич (Виктор), Михаил Екатерининский (профессор Кончинский), Геннадий Полока (Генри Орланд), Зинаида Дорогова (фрау Мария), Павел Луспекаев (Ребров) и другие.
Фильм, к сожалению, выложен в сети не в лучшем качестве. Я нашла наиболее приемлемый вариант в "Одноклассниках".
Надеюсь, что эта подборка поможет вам выбрать интересное кино для просмотра на досуге. Предыдущая статья о шпионских детективах: "Тайник у Красных камней": забытый советский фильм о шпионах и разведчиках".