Найти в Дзене
Кино и книги

"Шпионские страсти": 3 советских детектива о разоблачении козней иностранных разведок

Оглавление

Жанр приключенческих фильмов о шпионах и разведчиках был в СССР очень популярен. Зрителей привлекал захватывающий сюжет, государство - эффективный метод решения задач политвоспитания. Большинство картин снималось добротно и интересно. Предлагаю вспомнить некоторые из них, известные и не очень.

Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо!
Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо!

"Следы на снегу" 1955 г.

"Была темная осенняя ночь.

Ветер шумел в тайге, срывая с берез пожелтевшие жухлые листья. Лил холодный дождь. Лил надоедливо, долго насыщая землю влагой, разъедая дороги, заливая поймы, заполняя овраги, канавы, ямы. И казалось, не будет ему конца…

Рассекая ночную тьму, пробиваясь сквозь дождевую завесу, стремительно мчался курьерский поезд. Громадина паровоз, отфыркиваясь космами дыма и шипя паром, выкладывал перед собой яркую белую полосу." (Г.М. Брянцев "Следы на снегу").

Короче, встречаются в поезде два шпиона. Один из них - главный, другой - связник. Дело происходит где-то в Якутии. Связник Шараборин - колоритный субъект с внешностью аборигена, находящийся в бегах из мест заключения. Итак, Шараборин садится, а главный начинает брить его рыжеватую голову и наносить на череп шифровку. Жидкостью, которая при высыхании становится невидимой.

Кадр из фильма "Следы на снегу". Шифровка на голове связного.
Кадр из фильма "Следы на снегу". Шифровка на голове связного.

Связной должен добраться до дальнего рудничного поселка, где добывают какие-то ценные ископаемые. Там проживает агент иностранной разведки, судя по всему, американской. Ему поручено скопировать секретную карту, хранящуюся в рудничной конторе, после чего похититель может сваливать: за ним пришлют самолет.

Шараборин в очень несладких погодных условиях пробирается по тайге мимо избушки, где живет дедушка-охотник Быканыров с собакой по кличке Таас Бас. Жаль, нигде не объяснили, что это значит по-якутски. Отношения у хозяина и пса умилительные: старый якут даже сны рассказывает собаке.

Выйдя поутру, Быканыров и его четвероногий друг находят свежую лыжню, огибающую их жилище, а затем - лежку из лапника. Встает вопрос: почему проезжий предпочел ночевать на морозе, а не попросился в дом? Значит - нехороший человек, однако! Пошарив среди срезанных еловых веток, Быканыров находит оброненную трубку и определяет, что мимо проходил беглый Шараборин.

Вскоре в конторе рудничного поселка обнаруживают труп одного из служащих и похищение денег из сейфа. Секретные документы оставлены на месте. Для расследования происшествия прилетает группа сотрудников госбезопасности: майор Шелестов, лейтенант Петренко и радистка сержант Эверстова. К ним и приходит со своим сообщением Быканыров. Его привел в поселок след лыжни Шараборина.

Кадр из фильма "Следы на снегу". Майор Шелестов и охотник Быканыров почти как Холмс и Ватсон.
Кадр из фильма "Следы на снегу". Майор Шелестов и охотник Быканыров почти как Холмс и Ватсон.

Признанного мастера военно-приключенческой литературы Георгия Михайловича Брянцева и его красочный слог, я думаю, читателям представлять не надо. Фильм "Следы на снегу" снят по одноименной повести писателя. Другой широко известной экранизацией его романа является двухсерийный фильм "По тонкому льду", но вернемся к рассматриваемой картине.

За что я люблю фильмы пятидесятых годов, так это за яркие краски, динамичное действие и оптимистический настрой. Как бы не была сложна вражеская интрига - "наши" победят! Многие картины того времени грешат плакатностью, но к кинодетективу "Следы на снегу" это не относится.

Здесь и агент иностранной разведки обладает располагающей внешностью, и оба проводника якута, наш и вражеский , не уступают друг другу в мастерстве, и самый симпатичный из чекистов, Гриша Петренко, лажает так, что неприлично положительному персонажу. У лейтенанта Петренко чистые руки, горячее сердце, но с холодной головой пока проблемы. Тем более, что ему нравится Наденька Эверстова.

Кадр из фильма "Следы на снегу". Зато Гриша умеет самолетом управлять, может хоть это оценит начальство.
Кадр из фильма "Следы на снегу". Зато Гриша умеет самолетом управлять, может хоть это оценит начальство.

Еще одним героем фильма можно назвать мир заснеженной тайги, ярко и красиво отображенный на кинопленке. Он тоже участвует сюжете, посылая пургу и препятствия рельефа. По его снежным страницам персонажи пытаются прочесть действия противника.

В картине снимались: Владимир Краснопольский (II) (майор Шелестов), Владимир Гусев (лейтенант Петренко), Евгения Тэн (Надя Эверстова), Петр Решетников (охотник Быкадыров), Олег Жаков (Белолюбский), Михаил Медведев (Шараборин) и другие актеры.

"Выстрел в тумане" 1963 г.

На международном научном конгрессе представитель зарубежного издательства "Космос" преследует просьбами о сотрудничестве его участника Игоря Матвеевича Евдокимова. Иностранец переводит разговор на советского ученого Пантелеева, чья диссертация произвела фурор в научных кругах в 1949 году. Евдокимову предлагают передать Пантелееву экземпляр его книги, вышедшей за рубежом, но тот отговаривается тем, что незнаком с автором.

Кадр из фильма "Выстрел в тумане". Совместная деятельность не состоялась.
Кадр из фильма "Выстрел в тумане". Совместная деятельность не состоялась.

Внимание представителя прессы к рядовому участнику конгресса обсуждается сотрудниками госбезопасности, курирующими направление работ по идеям Пантелеева, используемым в военных разработках. Их реализация происходит в закрытом городе Зареченске. Там живет и трудится Евдокимов.

Одним из лиц, обеспечивающих секретность зареченского объекта, является его приятель и сосед Николай Лагутин. Трудно сказать чего больше в отношениях чекиста и ученого, дружбы или службы.

Кадр из фильма "Выстрел в тумане". Евдокимов (Владимир Краснопольский) и Лагутин (Роман Хомятов).
Кадр из фильма "Выстрел в тумане". Евдокимов (Владимир Краснопольский) и Лагутин (Роман Хомятов).

Инструктируя руководителя Лагутина, подполковника Киселева, генерал госбезопасности замечает, что в документах работающего под дипломатическим прикрытием резидента иностранной разведки Бинкля (опять англосаксы!) указано сотрудничество с издательством "Космос".

Между тем в Зареченске, куда возвратился Игорь Матвеевич, его озабоченно разыскивает Лагутин. Они договорились , что Евдокимов передаст собирающемуся в Москву Николаю письмо для отправки, но тот, зайдя к соседу, обнаружил полный беспорядок в квартире и отсутствие хозяина.

Пока чекисты роют землю, взволнованные его исчезновением, Евдокимов едет в Москву на день рождения подруги, аспирантки консерватории Марины Мироновой. У него обострилась вспышка чувств, решил, никому не сказав, явиться вместо поздравительного письма. Марина рада приезду любимого, знакомит его с гостями и один из них узнает в новоприбывшем своего талантливого однокашника Пантелеева.

Кадр из фильма "Выстрел в тумане". Марина (Лионелла Пырьева).
Кадр из фильма "Выстрел в тумане". Марина (Лионелла Пырьева).

Недостатком этого неплохого шпионского фильма я считаю затянувшуюся историю с проблемами Евдокимова-Пантелеева в отношениях с Мариной. И до брака, и после музыкантша конфликтует на тему, что любимый с ее интересами недостаточно считается и секретничает с сослуживцами.

В чем собственно дело? Она знает, что супруг работает, как тогда выражались, "в почтовом ящике". Даже соседка в курсе, что Игорю Матвеевичу нельзя фотографироваться, а Марина все не догоняет и не догоняет. Ощущение, что таким образом нагоняли метраж кинопленки за отсутствием особых поворотов сюжета.

В общем, выстрелы и мордобой пришлись на последнюю треть фильма. До того мы можем только любоваться красотой Лионеллы Пырьевой (Марина) и редкими, но внешне эффектными появлениями Бруно Оя (атташе Бинкль).

Кадр из фильма "Выстрел в тумане". Бинкль (Бруно Оя).
Кадр из фильма "Выстрел в тумане". Бинкль (Бруно Оя).

Последний просто "Бонд, Джеймс Бонд" из романов Флеминга, хотя наши его все равно обойдут, да еще и разыграют на прощание ехидную шутку. Забавный момент в шпионской работе: резидент окружен настолько несимпатичными сотрудницами, словно руководство заботится о моральном облике коллектива. Тем не менее у резидента с секретаршей очень доверительные отношения. Вот кого надо было раскручивать советской разведке).

В неожиданном амплуа выступает актер Виктор Байков, известный по образу пана Вотрубы из "Кабачка "13 стульев". Ну и блистательный, Андрей Файт появляется в небольшой, но запоминающейся роли.

В фильме также играют: Владимир Краснопольский (II) (Евдокимов, он же Пантелеев), Юрий Горобец (подполковник Киселев), Роман Хомятов (Николай Лагутин), Михаил Майоров (генерал), Виктор Байков (Самарин, "Католик"), Галина Шостко (секретарь Бинкля) и другие.

"Рокировка в длинную сторону" 1969 г.

События этой истории происходят, в основном, в ФРГ. На аэродром приземляется самолет, из которого охранники выносят интеллигентного очкарика в бессознательном состоянии. Молодого человека приводят в офис, где его встречает и приводит в чувства после уколов седовласый субъект по фамилии Брукс. Они знакомы, хотя жертва не сразу вспоминает об этом.

Брукс - сотрудник немецкой разведки, а попавший в его руки молодой человек - работающий за границей по приглашению западного университета океанолог Борис Лебедев. Впрочем, западногерманская секретная служба планирует перевести его в другую отрасль подводных наук, ближе к военным разработками, но для этого русского надо завербовать. Этим и занимается Брукс.

Кадр из фильма "Рокировка в длинную сторону". Брукс (Альгимантас Масюлис).
Кадр из фильма "Рокировка в длинную сторону". Брукс (Альгимантас Масюлис).

На работу у него - два дня, поскольку Лебедев похищен с празднования фашинга, немецкого аналога Масленицы, о чем нам сообщают по ходу действия. Еще пару суток ученого никто не хватится, а потом Борис должен будет вернуться в университет, если согласится работать на Брукса.

В противном случае придется проталкивать версию о русском перебежчике, обратившемся с просьбой о политическом убежище. Соответствующие документы уже заготовлены, но такой исход, по сути - провал задания. Лебедев нужен в качестве информатора.

Большая часть фильма - это диалог, в ходе которого Брукс пытается развалить психику вербуемого и склонить его к сотрудничеству. Кажется у него получается.

Перед нами знакомая история о том, как вредно в загранкомандировке заводить романы с иностранками. Правда на этот раз советскому ученому никого не подкладывали. Вражеской разведке просто повезло. Борис сам подставился: когда влюбился и когда полез в драку из-за провокационного поведения девушки.

Кадр из фильма "Рокировка в длинную сторону". Борис (Александр Демьяненко) и Соня (Ирина Вавилова).
Кадр из фильма "Рокировка в длинную сторону". Борис (Александр Демьяненко) и Соня (Ирина Вавилова).

Оригинальна скорее постановка фильма. По форме картина больше напоминает серьезное европейское кино. Знатоки соотносят подачу некоторых эпизодов с фильмом Клода Лелуша "Мужчина и женщина". Я не так далеко продвинута в киноискусстве, но разница в стиле с типичными советскими детективами бросается в глаза. Красивая операторская работа и музыкальное сопровождение тоже обращают на себя внимание.

В общем, здесь больше акцента на психологии героев и демонстрации атмосферы места и времени, чем на шпионских интригах.

В сюжете как-то напрягает, что Брукс неосторожно идет на встречу с агентом. Резидент Бинкль из предыдущего фильма в таких акциях никогда не участвовал, послал бы кого-нибудь. Потому и арестовывать его не за что.

Из актеров наиболее впечатляет Альгимантас Масюлис. Его персонаж обрабатывает жертву с инквизиторским искусством, заставляющим вспомнить мастера психологических пыток О’Брайена из романа Оруэлла "1984".

Кадр из фильма "Рокировка в длинную сторону". Генри Орланд (Геннадий Полока).
Кадр из фильма "Рокировка в длинную сторону". Генри Орланд (Геннадий Полока).

Александр Демьяненко (Борис Лебедев) в очередной раз доказывает, что роль студента Шурика не повлияла на его способность сниматься в серьезных фильмах.

Геннадий Полока в образе наркодилера с мефистофельскими замашками напоминает, что он не только режиссер, но и актер неплохой. Павла Луспекаева было до обидного мало, но харизма актера не зависит от срока пребывания на экране.

В ролях: Ирина Вавилова (Соня Штерц), Октавиан Корнич (Виктор), Михаил Екатерининский (профессор Кончинский), Геннадий Полока (Генри Орланд), Зинаида Дорогова (фрау Мария), Павел Луспекаев (Ребров) и другие.

Фильм, к сожалению, выложен в сети не в лучшем качестве. Я нашла наиболее приемлемый вариант в "Одноклассниках".

Надеюсь, что эта подборка поможет вам выбрать интересное кино для просмотра на досуге. Предыдущая статья о шпионских детективах: "Тайник у Красных камней": забытый советский фильм о шпионах и разведчиках".

-12