В этот домик я мечтала попасть с того самого момента, как увидела его в фильме «Здравствуйте, я ваша тётя» - вы, конечно, помните, что действие происходит именно в нем. И никого не смущало, что семья - английская, домик – голландский, главное, что стильно, красиво и загранично!
И уж, конечно, внутри обязательно должны быть белоснежные перголы, увитые плющом, гостеприимные уютные диваны, столы, уставленные изысканным веджвудским фарфором и, вне всяких сомнений, сама Донна Роза Д'Альвадро… с дикой обезьяной подмышкой.
Но долгие годы домик был закрыт и счастье всё откладывалось. Пока именно этой весной моя мечта не осуществилась – ура!
Но, позвольте, где же всё это… здесь, скорее, интерьеры Монплезира!
Наш домик, конечно, невеличка, Монплезиру не чета: внизу – кухня с камином и коридор с дубовой лестницей, ведущей на второй этаж. Потолки высоченные, сейчас бы в таком доме сделали этажа три, не меньше.
На втором этаже – большая парадная зала тоже с камином и коридор, упирающийся в закрытую дверь.
Стены в обоих жилых помещениях сплошь покрыты голландскими изразцами, в кухне – изразцы дельфтские, с разными картинками из голландской жизни, но в непременных бело-синих тонах, а в зале – более темные, роттердамские, ковровые.
Листайте:
В общей сложности изразцов – больше десяти тысяч, и почти половину из них составляют изразцы первоначального убранства, изготовленные в первой половине XVIII века.
Немного истории:
Как известно, Голландский домик – одно из строений паркового ансамбля усадьбы Шереметевых «Кусково», выстроенной во второй половине XVIII века.
Листайте:
Как гласит табличка на фасаде, его выстроили в 1749 году, первым из так называемых павильонов, о других "потешных" домиках даже и не помышляли - все силы были брошены на строительство Большого дома. Практической функции он не имел, лишь увеселительную: показать образцовый дом голландского бюргера.
Со стороны может показаться, что он сделан из кирпича, но на самом деле это – расписанный под кирпич крашеный фасад, веселый и нарядный. И главное – соответствующий указу Петра Первого штукатурить дома и расписывать их «под кирпич», как в Голландии.
До наших дней сохранилась оригинальная планировка, утрачена лишь уникальная вентиляционная система – что поделать, прошло почти триста лет!
Итак, мы входим в
Передние сени. Отделка проста, но особую атмосферу создают картины голландских мастеров XVII-XVIII веков - в приглушенных, сдержанных тонах написаны и марины (морские пейзажи), и охотничьи трофеи.
Листайте:
А вот кухня
- душа любого голландского дома, даже и «потешного», светлая и нарядная, возможно и напоказ, ну и что в этом плохого.
Огромный очаг – символ семейного тепла и центр притяжения, вокруг - масса всякой утвари: полки с пивными кружками, шкафы с заморским фарфором и фаянсом.
Причудливое сочетание фарфора голландского и китайского, а всё потому, что китайские товары приходили в Северную Европу именно через Голландию, морскую державу.
Дубовая мебель с точеными ножками начала XVIII века и фигуры-обманки
«Женщина с ребенком» и «Девочка с яблоками» - образцы игровой манеры эпохи рококо, о фигурах-обманках я рассказывала здесь.
Между шкафами видим столик с «аспидной доской»*. Над ним - чернолаковый поднос китайской работы, у стола - стулья «...на точеных ношках у коих сиденья плетеные из травы...». Все эти вещи - ровесники Голландского домика, они были здесь всегда.
А ведь он, как и вся усадьба, пережил и Наполеоновское нашествие, и революционную разруху, и военную эвакуацию, ее попытку.
Листайте:
На столе выставлены образцы немецкого свадебного сервиза (Страсбург или Хагенау, первая половина XVIII века), китайские блюда и кувшины. Обращает на себя внимания и супница «Курица с цыплятами».
По дубовой лестнице поднимемся на второй этаж. Виды голландских городов и сельский пейзаж неизвестных художников XVIII века украшают сени, ведущие в
главное помещение – зал.
Отделочная плитка стен темновата, но обилие света, идущего из окон и отраженного во многих зеркалах, дает ощущение большого светлого пространства. В зале собраны самые ценные произведения живописи, коллекционный фарфор и фаянс.
Листайте:
Картины развешаны по стенам в так называемом «шпалерном» стиле, столь популярном в XVIII веке, - на равных расстояниях друг от друга по вертикали и горизонтали, и в одинаковых рамах.
Предметы мебели выполнены мастерами Голландии и Германии XVII—XVIII веков, в центре зала - стол с чайным сервизом на две персоны (Голландия, вторая половина XVIII века).
Листайте:
К особенным экспонатам относятся ваза-тюльпанница (Голландия, мастер Ламбертус ван Эйнхорн, раб. 1691-1721 гг.) и скульптура "Бахус верхом на бочонке" (Германия, середина XVIII века).
Листайте:
И здесь мы видим сочетание так называемых «голландизмов» (изразцы, живопись, предметы мебели, дельфтский фаянс) и «китайщины», как собственно китайских вещей, так и предметов, выполненных в стиле «шинуазри».
На старинной гравюре видно, что раньше от домика к пруду шли ступеньки, а по бокам водоема высились какие-то фантазийные стены. На каком этапе они исчезли, мне неведомо, сведений об этом я не нашла.
Трудно сказать по таким обрывочным изображениям, подходят ли стены домику по стилю, а вот изгородь вдоль пруда и лестница очень милы. Хорошо было, спустившись к воде, погрузиться в лодку, да и уплыть куда-нибудь далеко-далеко... метров за триста... потому, что дальше пруд просто заканчивается.
*Аспидная доска или грифельная доска — письменная принадлежность в виде пластины из сланца, на которой учились писать до использования в обиходе тетрадей.
Еще о музее-усадьбе Кусково - здесь:
Грот в усадьбе Кусково – такого вы точно еще не видели