Найти тему

Кровавый завоеватель и фанатик, пацифист и толерантный человек или царь Ашока, удивительный и неповторимый

Царь Ашока долгое время считался мифическим персонажем, героем буддийских легенд и народных индийских преданий. Такие вымышленные идеальные герои есть у каждого народа. Однако после расшифровки давно известных надписей на скалах и столбах оказалось, что это реальный человек. И человек поразительный.

Визит царя Ашоки в Рамаграма. Фрагмент рельефа на южных воротах храма в Санчи.
Визит царя Ашоки в Рамаграма. Фрагмент рельефа на южных воротах храма в Санчи.

В 19 веке были наконец расшифрованы давно известные надписи на скалах и знаменитых колоннах из нержавеющей стали. Именно их и назвали позже анналами царя Ашоки. Хотя, надо сказать, что поначалу их и не связывали с царем Ашокой из легенд.

Ведь император маурьев оставивший эти надписи называет себя Девадампия Пиядаси. Однако обнаружилось три надписи где одновременно используются два имени - Девадампия Пиядаси и Ашока.

Ну и после тщательных исследований анналов и сопоставления их с буддийскими легендами ученым пришлось признать, что Ашока и Девадампия Пиядаси это одно лицо и буддийские предания даже почти не исказили реальную историю. Так миф стал реальностью.

А его анналы и вообще поражают, настолько они не вписываются в стандартные описания деятельности разнообразных царей и императоров.

Бюст царя Ашоки изготовленный в буддийских традициях.
Бюст царя Ашоки изготовленный в буддийских традициях.

Так что же это за человек такой и чем заслужил тысячелетнюю память.

Биография, приход к власти, правление

Ашока, он же Девадампия Пиядаси, был сыном правителя империи Маурьев Биндусары и внуком знаменитого Чандрагупты, который когда-то поссорился с самим Александром Македонским и чуть позже основал свою империю (подробнее здесь). Однако несмотря на такое происхождение никаких шансов на престол у мальчика не было.

Его мать была дочерью небогатого брамина и рядовой наложницей в гареме императора и даже у неё Ашока не был старшим сыном. Впереди него в очереди на престол было аж 99 принцев. Сами понимаете каковы были его шансы.

Однако юноша видно как-то сумел проявить себя и его царственный отец заметил его и дал шанс - назначил наместников в одну из крупнейших провинций империи, царство Аванти.

ород Удджайн в Индии, древняя столица царства Аванти.
ород Удджайн в Индии, древняя столица царства Аванти.

Это назначение отнюдь не было синекурой, чтобы просто пристроить сына. Северная Индия была очень строптивым регионом и там часто вспыхивали восстания против Маурьев, особенно в царстве Аванти. Так что молодому человеку пришлось серьезно потрудиться.

Однако он справился и полностью усмирил Аванти. Было все, и беспощадная жестокость, и изощренная дипломатия и миротворчество, но результат был получен. Естественно, что от внимания отца это не ускользнуло и карьера принца стала развиваться.

В древнем царстве Таксила, тоже завоеванном Маурьями, вспыхнуло восстание. Очень серьезное восстание. На его подавление даже был отправлен старший сын и наследник Сусима. Однако неудача. Он потерпел разгромное поражение и сам еле спасся. Тогда император вновь привлек Ашоку.

И вновь успех, хотя армию Ашоке дали даже меньше чем у восставших. Столица Таксилы была осаждена и взята.

Руины Буддийского храма в Таксиле.
Руины Буддийского храма в Таксиле.

Вскоре после этого, в 272 году до н.э., император Биндусара скончался и принц Девадампия вступил в борьбу за власть и опять победил. В 268 году Девадампия Пиядаси, он же Ашока, был коронован.

Что происходило в эти четыре года и куда делись те 99 наследников толком неизвестно, сведения очень противоречивые.Однако большинство источников все же утверждают, что Ашока просто перебил всех своих старших братьев и их семьи. Так или иначе это человек стал императором и правил почти 40 лет, до 232 года.

Правил он крайне успешно. В его царствование была практически завоевана и объединена вся Индия и даже больше, в состав империи Маурьев вошли и часть Афганистана и Бактрии. Только на юге сохранилось несколько независимых государств, но и их независимость была чисто формальной. Фактически он первым за всю историю сумел объединить в одно государство весь полуостров Индостан.

-5

Но не только завоевания. Этот человек успевал все. В стране строились дороги, школы, больницы и вся необходимая инфраструктура. Наладилась экономика и страна процветала.

Однако в мифы и легенды он вошел совсем не этим. Ну мало ли было в истории отличных правителей, которых напрочь забывали через пару сотен лет, а то и раньше. Главным стало другое и это отчетливо видно по его анналам.

Анналы (эдикты) царя Ашоки

Это 35 пространных записей от имени императора, в которых описываются его деяния. Все как обычно, многие правители оставляли после себя такие записи. Но вот что обычно пишут в таких источниках - сколько стран завоевал, сколько сражений выиграл и какой он вообще крутой и гениальный. Обычно так.

Но в записях Ашоки ничего подобного и близко нет. Хотя казалось бы деяний набралось ого-го сколько. Хвастайся сколько хочешь и все по делу. Однако Девадампия Пиядаси пишет совсем о другом.

О войне там упоминается всего один раз - завоевание царства Калинга. Но как упоминается! С раскаянием и глубоким сожалением и сопровождается утверждением, что никакие успехи не стоят и одной человеческой жизни, а войны вообще зло. Ну чистый пацифизм.

Кстати именно после завоевания Калинги Ашока обратился в Буддизм, который в тот момент был всего лишь одной из многих индийских сект и сделал все для превращения его в мировую религию. По всей стране строились буддийские храмы и не только в Индии, но и в сопредельных странах. Император лично участвовал в выработке единой доктрины этой религии и вообще был практически фанатиком Буддизма.

Буддийская ступа в Санчи. III век д.н.э.
Буддийская ступа в Санчи. III век д.н.э.

А фанатизм штука жестокая и фанатики обычно требуют, чтобы все поверили и никак иначе, а все остальное ложь и подлежит уничтожению.

Однако Ашока выбивается и из этих стереотипов. Он ведь даже не объявил Буддизм государственной религией империи, ну и в анналах очень четко выражено мнение. Лучше не скажешь. Вот фрагменты из его анналов.

... но корнем этого является самообуздание языка.
Так, не должно восхвалять только свое духовное учение и безосновательно осуждать другие школы...


...
Кроме того, другим духовным течениям, в любом случае, должно оказывать почтение, поступая так, способствуешь укреплению своей школы, а также приносишь пользу другим духовным течениям...


...
Следовательно, единственно, что приемлемо, – это почитать друг друга. Поэтому все должны прислушиваться к учениям, проповедуемым другими ища общее... -

Ну и как это назвать. Кроме как "полная толерантность" ничего в голову не приходит.

Есть в анналах еще один удивительный момент. Можно даже сказать, что Ашока хвастается. Но чем? Вот еще один фрагмент из анналов

- За двадцать шесть лет, прошедших со дня моей коронации, многие животные были взяты под защиту: попугаи, дикие утки, летучие мыши, черепахи, рыбы, белки, лани, дикие и домашние голуби и все четвероногие твари, не годные для еды; кормящие козы, овцы и свиньи; детёныши, не достигшие шести месяцев. -

Это же надо. Великий император одержавший множество побед, хвастается не этими своими деяниями, а тем что животных защищал. Наверное он один такой.

Вот такой вот Девадампия Пиядаси, он же Ашока, кровавый завоеватель и пацифист, фанатик и толерантный человек и все это в одном лице. И в буддийских легендах он выступает как символ человека прошедшего тяжелый путь от зла к просветлению.