Штатив, который необременительно зять с собой во время прогулки, экскурсии, в недолгую командировку должен быть удобен и функционален. На страничке магазина перед нами появляются картинки и спецификации. Конечно, лучше опираться на собственное мнение или довериться опытному Мастеру. А самому – как разобраться? Как читать технические параметры штатива при выборе?
Материал: штативы сегодня делаются из алюминия, углепластика, композитов и дерева.
В некоторых случаях верхнее колено, постоянно видимое в сложенном состоянии, выполняется Производителем из плетёных углеродных нитей, а все меньшие, внутренние колена оставляются алюминиевыми. Это не только маркетинг и эстетика, но и очень полезная особенность в холодное время. Хотя, можно и к карбону примёрзнуть, потому лучше на одну из ножек одеть микрофибровую манжету на велькро-липучке.
Самое интересное, что алюминиевые штативы сегодня у правильных Производителей - почти того же веса, что и карбоновые. Карбон – да, ещё легче, красивее, но главное – правильное переплетение углеродных прядей гасит вибрации от опоры. Колебания моста, с которого вы снимаете, например, не доходят до камеры или значительно ослабляются. А там и система стабилизации камеры и объектива справятся. Однако – правильное (!) плетение – дороже, это результат серьёзных научных разработок. Встречаются и 12-слойные ноги, но это – сгоряча: 6-10 слоёв более чем достаточно; главное – как.
Композитные штативы (дерево, если подумать, тоже композит!) встречаются редко, они сделаны из металлической ажурной/сетчатой трубки, залитой АБС-пластиком или углеродной смолой.
Эти варианты сочетают в себе лёгкость и прочность. Деревянные штативы оставим профессионалам и коллекционерам.
Вес: Штатив, весом меньше килограмма – не серьёзно.
И больше 2 кг на прогулку брать как-то не правильно. Нормальный штатив весит 1,1 – 1,8кг, штативная головка (у подобной группы штативов – чаще всего шаровая) должна весить половину веса Вашей камеры без объектива. Вот и получается чуть менее 2 кг.
Замки’ – есть рычажные/клипсы и цанговые, с зажимной муфтой. Первые хороши при условии наличия встроенных винтов-регуляторов и разборности конструкции (иначе – это одноразовое развлечение). Вторые раньше приходилось долго откручивать-закручивать, чем и сегодня попрекают сторонники клипс. Но технология на месте не стоит и современную цангу достаточно повернуть на 15-20 градусов. Цанга герметизируется за счёт встроенных/вложенных прокладок из силиконовой резины и фоторопласта и длинноходной резьбы, есть даже подводные цанговые штативы. Клипса – не герметична, но в случае применения овальных или прочих сложного профиля трубок – зафиксировать их может только клипса.
И да, у современных штативов сама телескопическая трубка ножки – не вращается, внутри есть направляющие «зубы», по ним скользят фоторопластовые центрирующие вкладыши.
Высота: вот где главное лукавство скрывается.
«Максимальная высота» - высота штатива с полностью разложенными ножками и выдвинутой вверх центральной колонной. Так, зачастую, штативы выставлены в магазинах. В таком положении штатив превращается в стойку для студийного света или держатель фона/фотозонтика, в вешалку для пиджака/отражателя. Лёгкая вспышка на вершине штатива будет управляться в беспроводном режиме и светить в потолок или в отражающую стену – это приемлемо. Но камера, поднятая на 25-50см на центральной колонне, будет качаться так, что никакой оптический стабилизатор не поможет.
Смысл в подъёме колонны есть – «на кулак» при камере от 700 до 1500г. и «на два кулака» - при весе аппарата с объективом в 300-700г. Профи устанавливают камеру вообще без центральной колонны, прямо на штатив.
«Максимальная высота без центральной колонны» - это разложенное положение с опущенной центральной колонной, но – смотрим на ножки… У 5-ти коленного штатива мЕньшие трубки могут иметь диаметр от 5 до 12мм. Этого недостаточно: на них штатив механически не прочен, да и вибрация появляется дополнительная. Потому профессионалы нижнюю ступень тубусных ножек стараются не раскладывать.
Именно «Максимальная высота без центральной колонны» является одним из важнейших показателей... Кстати, о центральной колонне – за неё/в ней зачастую крепится крюк для подвески стабилизирующего груза:
он, "груз", должен висеть у самой земли для понижения общего центра тяжести системы. Иначе ... может и сдуть.
«Минимальная высота» - это показатель того, как низко можно расположить камеру. Но существуют штативы с выносными наклонными штангами, позволяющими камеру вообще расположить в сантиметре над поверхностью.
Можно перевернуть центральную колонну и опустить её к земле.
Смысл в широко-раскладывающихся ножках штатива появляется, ежели их можно распереть между камнями, стенами и проч., упереть в стену вверху и т.п. У хорошего штатива в комплектации или среди принадлежностей появляется «короткая колонна» (дополнительная или - сама центральная штанга укорачивается),
закрепляющая камеру, штативную головку или выносную штангу со штативной головкой непосредственно на центральном узле штатива.
- Продолжение - в третьей части!
А Вам приходилось использовать какой-либо необычный штатив или винтажный, к примеру?
© Автор: Александр Бахтурин, "Яркий фотомаркет", 2023 г.