1929. Июнь, 26
Крестьянин села Пышкино-Троицкого Алексей Скрябин нашел в старице реки Чулым труп мужчины. После его осмотра начальник Зачулымского Районного административного отдела Аузин определил, что это священник Никита Акимович Казаков.
В 2018 году восьмиклассник Первомайской школы Владимир Мартыненко провел исследование и восстановил историю священника Михайло-Архангельской церкви села Туендат Никиты Акимовича Казакова, убитого за веру в период массовых репрессий сотрудниками карательных органов. Фактический материал Владимир нашел в архивах города Томска. О подробностях жизни священника молодому исследователю рассказали потомки — Павел Вячеславович и Дмитрий Константинович Филипповы, и старожилы деревни Туендат.
— Никита Казаков, по национальности мордвин, родился в 1886 году в Томске, в семье рабочего. Когда он был подростком, от тифа умерли его отец и мать. Мальчик воспитывался бабушкой и дедушкой. Окончил второклассную церковно-приходскую школу, работал учителем церковно-приходской школы. В памяти семьи осталась история любви Никиты к молодой девушке Марфе Ивановне Тупикиной, которая была младше его на 11 лет. Родом она была из Горного Алтая. Дядя Марфы, томский священник в третьем поколении Сергей Романович Тупикин, поставил условие для их бракосочетания: Никита должен был стать священнослужителем. Никита настолько любил Марфу, что дал обещание посвятить свою жизнь Богу. Он окончил Томскую духовную семинарию, стал священником, работал в приходах Томской губернии.
В семье Никиты Казакова и его жены Марфы было 6 детей: Иван, Анна, Зоя, Михаил, Леонид и Валентина.
Отец Никита служил в местной Михайло-Архангельской церкви. Советские власти заставляли его отречься от Бога, но он отказался, за что и был застрелен 17 июня 1929 года сотрудниками ОГПУ, без ареста, следствия и суда, прямо за селом. Мертвое тело его через некоторое время было найдено за рекой Чулым и захоронено на баюровском кладбище.
Об этом убийстве свидетельствует архивный документ, обнаруженный в ЦДНИ ТО.
В нем говорится, что 14 июня 1929 г. Казаков был вызван в село Туендат к уполномоченному ОГПУ Зачулымского района Фомину. 17 июня 1929 года в 15 часов дня Казаков вместе с Фоминым и инспектором социалистического воспитания Михаилом Бурматовым сел в лодку на речке Куендат. Фомин и Бурматов вернулись в село через час, но уже без священника. 26 июня крестьянин села Пышкино-Троицкого Алексей Скрябин нашел в старице реки Чулым труп мужчины. После его осмотра начальник Зачулымского Районного административного отдела Аузин определил, что это священник Никита Акимович Казаков. Опросив свидетелей, Аузин пришел к заключению, что убийство могли совершить Фомин и Бурматов, но исходя из того, что уполномоченный ОГПУ по Зачулымскому району Фомин «из Зачулымского района выбыл в неизвестно куда, а Бурматов находится в служебной командировке в г. Томске» постановил дело в отношении подозреваемых в убийстве самому не возбуждать, а собранные материалы передать народному следователю 5 участка Томского округа, а копию в Томское окружное отделение ГПУ. Судя по всему, на этом следствие и закончилось.
По воспоминаниям старожилов, работники ОГПУ заставляли Казакова отречься от Бога, причем прилюдно во время божественной литургии сказать прихожанам, что Бога нет, но он этого не сделал. Это и стало мотивом для его убийства. Как служитель религиозного культа, Казаков и все члены его семьи были лишены избирательных прав и продолжали быть лишенцами и после его убийства. Жена Никиты Казакова Марфа подавала заявление о восстановлении в правах, но ей отказали «в связи с необоснованностью ее просьбы и отсутствием лояльности к советской власти». Оставшись без средств к существованию, через некоторое время Марфа Ивановна была вынуждена уехать с детьми на свою родину — в Горный Алтай.
На фронте в годы Великой Отечественной войны воевали все три сына Никиты Акимовича — Михаил, Иван и Леонид. Сын Леонид, 1924 года рождения, 15 сентября 1943 года «в боях за освобождение Смоленска от фашистов, командуя станковым пулеметом, лично уничтожил 30 немцев, был ранен», награжден медалью «За отвагу».
От о. Никиты Казакова осталось пятеро внуков, девять правнуков и восемь праправнуков, проживают на Алтае и в Москве.
12 октября 2017 на кладбище деревни Туендат, где было определено точное место захоронения Никиты Казакова, был установлен поклонный крест о. Никите Казакову с табличкой следующего содержания:
Памятный крест установлен в 2017 году на месте захоронения священника Михайло-Архангельской церкви села Туендат (Баюрово) НИКИТЫ АКИМОВИЧА КАЗАКОВА убитого за веру в период массовых репрессий сотрудниками карательных органов советской власти 17 июня 1929 года.
Источники:
- Мартыненко Владимир Юрьевич. Вера превыше жизни: жизнь и гибель священника Михайло-Архангельской церкви с. Туендат Никиты Акимовича Казакова и судьба его семьи. Исследовательская работа. Первомайское. 2018;
- Боль людская: Книга памяти репрессированных томичей.— Томск, 1994;
- ГАТО. Р–243. Оп. 2. Д. 166; Р-802. Оп. 1. Д. 221; Р-802. Оп. 1. Д. 651;
- ЦДНИ ТО. Ф. 31. Оп. 1. Д. 89;
- и другие документы, перечисленные в работе Владимира Мартыненко.
1937. Июнь, 26
Циркуляр НКВД СССР об усилении агентурно-оперативной работы среди исключенных из ВКП(б).
По сведениям НКВД, «в целом ряде случаев исключенные из ВКП(б) идут на прямое смыкание с японо-немецкой-троцкистской бандой, пополняя собой ряды шпионов, вредителей, диверсантов и террористов».
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Немедленно приступить к тщательному изучению исключенных из ВКП(б) и созданию агентуры по исключенцам с расчетом быстрой и полной оперативной ликвидации всех выявленных к[онтр]-р[еволюционных] формирований среди исключенных из ВКП(б).
2. Ввести во всех органах НКВД единый учет исключенных из ВКП(б), согласно разработанным 4 отделом ГУГБ инструкции и формы учета.
Всю работу по учету исключенных из ВКП(б) закончить к 15 августа с. г. и о результатах донести 4 отделу ГУГБ.
[«30 октября» (2007. № 74. С. 1, 3–7); Циркуляр наркома внутренних дел СССР Н. И. Ежова об агентурно-оперативной работе среди исключенных из рядов ВКП(б). Исторические материалы.]
1940. Июнь, 26
Вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений».
Указ увеличивал рабочий день на предприятиях с 7 до 8 часов, а для служащих учреждения с 6 до 8. Столько же (на 2 часа больше, чем раньше) ежедневно должна была работать и молодёжь, достигшая 16-летнего возраста. Кроме того, указ вводил настоящее закрепощение рабочих и служащих, закрепляя их за местом работы:
«Запретить самовольный уход рабочих и служащих из государственных, кооперативных и общественных предприятий и учреждений, а также самовольный переход с одного предприятия на другое или из одного учреждения в другое. Уход с предприятия и учреждения или переход с одного предприятия на другое и из одного учреждения в другое может разрешить только директор предприятия или начальник учреждения».
Причин, по которым директор мог позволить подобный переход, было всего две: состояние здоровья (инвалидность или болезнь), не позволяющие рабочему выполнять свои обязанности, и поступление на учёбу в высшее или среднее специальное учреждение.
За самовольный уход с работы полагалось лишение свободы на срок до четырех месяцев, а за прогул — исправительно-трудовые работы по месту работы до шести месяцев с вычетом из заработной платы до 25 процентов.
Только за июль – декабрь 1940 года по этому Указу будет осуждено 321 648 человек к лишению свободы и 1 769 790 — к исправительно-трудовым работам.
[О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений (Указ от 26 июня 1940 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР, 1940 г., № 20; Коняев Н. М. Русский хронограф. От Николая II до И. В. Сталина. 1894–1953 / Н. М. Коняев — «Центрполиграф», 2014.]
1953. Июнь, 26
Арестован в Москве Л.П. Берия, первый заместитель Председателя Совета Министров СССР, министр внутренних дел, член Президиума ЦК КПСС, маршал СССР.
Казнен 23 декабря 1953.
1956. Июнь, 26
Осужден по ст. 58-2 УК РСФСР к 10 годам ИТЛ и 3 годам поражения в правах находившийся в тюрьме № 1 города Томска Александр Петрович Тимофеев, 1927 года рождения, уроженец Новгородской области.
Обвинен в том, что «считая себя несправедливо осужденным, называл коммунистов кровопийцами и булганинцами, говорил, что будет убивать коммунистов, а когда к власти придет Маленков, он (Тимофеев) повесит председателя Президиума Верховного Совета СССР».
В 1957 срок заключения был снижен до 6 лет ИТЛ.
Реабилитирован в декабре 1992.
Источники:
- ГАРФ. Ф. 8131. Оп. 31. Д. 73678.//58-10.Надзорные производства прокуратуры СССР. Аннотированный каталог. Март 1953-1991. С.256.;
- БД «Жертвы политического террора в СССР»; Книга памяти Новгородской области; Книга памяти Томской области;
- Архивное дело: 17493; Книга памяти Иркутской области.
Полную информацию о людях, названных в этой публикации, вы сможете посмотреть в их личных карточках Томского мартиролога.
Музей располагает электронной базой данных более чем на 200 тысяч человек, прошедших за годы советской власти на территории Томской области через горнило «чрезвычаек» и «троек», раскулачиваний и массовых депортаций народов.