Большинство людей не осознают, что живут свою жизнь скорее с детской позиции, чем со взрослой. Хотя и мужчины, и женщины взрослеют физически и становятся способными в практической жизни, они редко достигают эмоциональной зрелости.
Основными барьерами на пути к зрелости, в большинстве случае, являются неразрешенные детские травмы, защитные механизмы, которые ребенок формирует, чтобы отразить эмоциональную боль и экзистенциальный страх. Последнее относится к основной тревоге, связанной с взрослением, осознанием факта, что время проходит, и приданием ценности жизни, несмотря на неизбежность смерти.
Есть 6 основных аспектов взрослого подхода к жизни:
1. Рациональность. Взрослые переживают свои эмоции, но когда дело доходит до действий, они принимают рациональные решения, исходя из личных интересов и моральных соображений. Взрослые способны различать процесс чувствования и мыслительный процесс, а также способны выбирать между управлением чувствами или мыслями. Они имеют чувство идентичности и стремятся жить в соответствии со собственными принципами и ценностями.
2. Формулирование и реализация целей. Взрослые формулируют цели, а предпринимая соответствующие действия для их достижения, они устанавливают свои приоритеты в жизни. Напротив, люди, живущие в рамках эго-состояния «ребёнок», чрезмерно эмоционально реагируют на события, незначительные в их жизни, и не реагируют на события, имеют решающее значение для их благополучия. Поскольку взрослые, как правило, откровенно преследуют свои цели, их действия, скорее всего, будут соответствовать их словам.
3. Равенство в отношениях. Взрослые стремятся к равенству в своих отношениях, тогда как те, кто действует с позиции ребенка, часто берут на себя роль либо родителя, либо ребенка по отношению к близким. Люди в позиции взрослого относятся друг к другу как независимые личности, конечно, с отдачей и получением взаимного удовлетворения потребностей. Они развили свою способность как дарить, так и принимать любовь и не пытаются воссоздать родителя в своем партнере (или в себе), формируя иллюзорную связь с ним для обеспечения безопасности.
4. Активность и пассивность. Взрослые активны и самоуверенны, а не пассивны и зависимы. Они не чувствуют себя жертвами обстоятельств, не жалуются и не сваливают свои проблемы на других людей или бога. Они сталкиваются со своими проблемами лоб в лоб и вырабатывают их решения, а не зависят от других, ожидая, что их направят. Они обращаются за помощью, если только им она действительно нужна, например, не хватает опыта. Но уж точно не в связи с нерешенными эмоциональными потребностями из прошлого.
5. Незащищённость и открытость. Эмоционально зрелые люди не имеют защитной/гневной реакции на обратную связь. Они спорят яростно в ответ на негативные комментарии. Они открыты новым идеям и информации, приветствуют конструктивную критику, таким образом, расширяя свое самосознание. Взрослые стремятся к самопознанию, чтобы развить ясную самооценку. Они осознают свои как положительные, так и отрицательные стороны и имеют реалистичное представление о себе по отношению к окружающим. В стремлении к самопознанию они осознают бессознательную мотивацию, открыты для анализа аспектов своей жизни и пытаются интегрировать это в меру своих возможностей.
6. Личная сила. Люди не могут контролировать свои мысли и чувства. Они просто возникают в ходе повседневной жизни. Однако взрослые берут на себя полную власть над каждой частью своего сознательного существования. Они меняют любое поведение или черты, которые им в себе не нравятся, например, избыточный вес или пагубные привычки. В этом смысле взрослые подходят к своей жизни с точки зрения ответственности за свою судьбу.
Режим «Детский»
Когда люди воспринимают мир в режиме ребенка, они чувствуют себя бессильными, находящимися во власти других людей и подавленными собственными эмоциональными реакциями. В детском мире ребёнок беспомощен и полностью зависим, часто становится жертвой негативных обстоятельств, находящихся вне его/её контроля. Дети чувствуют, но, как правило, не могут действовать или протестовать в свою защиту.
Одна моя клиентка в своем личном рассказе описала точку зрения ребёнка:
«Недавно Вы сказали мне о бессознательном желании быть ребёнком, и меня это поразило. Это реально разрушает мою жизнь и делает меня несчастной. Мне 41, и я устала... Жизнь ребёнка беспомощна и бессильна. Функционирование во взрослом мире в позиции ребенка создает бесконечное ощущение неравенства и страха. В детстве любой может контролировать и подавлять нас. Будучи взрослым, мы владеем своей жизнью и судьбой, а оставаясь ребёнком во взрослой жизни, мы видим мир доминирующим, контролирующим и опасным. Это несчастная жизнь.
Я прожила свои взрослые годы в поисках родителей. Не тех, которые меня родили, а их замены. Мое подсознательное желание иметь родителей во взрослой жизни вызывало у меня годы замешательства и страха.»
Главный фактор, сдерживающий взрослую жизнь, заключается в страхе взросления. Он включает в себя страх разорвать воображаемые связи с родителями, остаться в одиночестве, выделиться как личность, иметь собственную чёткую точку зрения, признать свою ценность и столкнуться с неизбежностью смерти, окончательного отделения себя от себя. Подобно этой моей клиентке, у многих людей есть сильное желание сохранить иллюзорные связи с родителями и их символическими заменителями (чаще всего это мужья и жёны), которые обеспечивают безопасность, но слишком дорого обходятся их личному развитию.
Эта женщина рассказала, как, пытаясь сохранить иллюзорную связь с родителями, воссоздала отца в муже и мать в близких подругах. Далее она описала, почему так много лет держалась за то, что была «плохим ребенком»:
«Держаться изо всех сил за эту старую роль в течение многих лет было так необходимо! Просто хотелось оставаться ребёнком, хотя и несчастным, но подальше от старения и смерти.
Конечно, у меня все еще бывают моменты детских реакций, но я учусь отслеживать и останавливать их, прежде чем действовать. Ошибки неизбежны, но я планирую продвигаться во взрослую жизнь и искать равенство «взрослого». Тем не менее, это оставляет чувство одиночества, что, конечно, тревожит и печалит… но зато это реальность. И жизнь на равных хоть и трудна, но наполнена. И я готова к вызову.»
Таким образом, жизнь в режиме «ребёнок» в значительной степени хаотична и дисфункциональна, тогда как жизнь взрослого человека обычно более успешна.
Сохранение детской системы взглядов имеет много недостатков:
- трудности с формулировкой своих целей и приоритетов в жизни
- склонность чувствовать себя беспомощным и жертвой
- обвинение других в проблемах, с которыми сталкивается
- неспособность брать на себя ответственность за то, как люди на него/неё реагируют
- реакция на жизнь чересчур эмоциональна
- нехватка глубины искренних чувств
- определение хода своей жизни через то, как на нее реагируют другие.
Принимая допущение того, что жизнь во взрослом эго-состоянии явно предпочтительнее, почему так много людей эмоционально ведут себя как дети и упрямо отказываются взрослеть?
Ответ на этот вопрос и психодинамику ситуации рассмотрю в другой статье.
Не забывайте ставить лайк и подписываться, чтобы ничего интересного не пропустить.
Если в этой статье вы узнали свою ситуацию и настроены поменять свою жизнь, я предлагаю персональную БЕСПЛАТНУЮ ДИАГНОСТИКУ (онлайн) по вашей ситуации. Пишите сюда
...А МОЖЕТЕ ВКЛЮЧИТЬ "РЕБЁНКА" И ОТЛОЖИТЬ ЭТО НА ПОТОМ 😉😋