Напишу коротенькую статейку про STM объективы с байонетом RF от Canon.
Надеюсь, никому уже не кажется, что беззеркальные фотоаппараты - это хуже, чем зеркалки? Ну так, вопрос риторический, на дворе уже 2023 год, уже пора, пора проапгрейдиться (а может, и нет).
Итак, сегодня рассмотрим полнокадровые беззеркалки Canon и условно недорогие объективы с фиксированным фокусным расстоянием к ним.
Когда в 2018 году были выпущены первые фотоаппараты Canon R и RP, к ним были предложено сразу несколько объективов, часть из них серии L за много денег, и часть с STM моторами.
Первыми вышли rf 35 f1.8 Macro и rf 85 f2 Macro. Чуть позже вышел rf 50 f1.8, став самым маленьким и легким в семействе новых объективов.
Если вы думаете, что новые объективы ничуть не лучше старых EF, то вы частично ошибаетесь, и сейчас я объясню почему.
Начнем с 35 f1.8 Macro
Как вы знаете, существует достаточно свежий объектив EF 35 f2, который весьма неплох. Вот с ним и сравню.
Светосила. Небольшое увеличение светосилы нельзя считать прорывом (учитывая, что есть и f1.4), но оно несет в себе два позитивных момента: чуть меньшую глубину резкости и возможность слегка снизить iso при недостаточном освещении.
Оптические проблемы. Удивительно, но новый RF объектив страдает хроматическими аберрациями сильней, чем EF. А также от них невозможно избавиться при любом закрытии диафрагмы. Небольшие ореолы остаются. Считаю эту проблему проблемой, так как в редакторе далеко не всегда удается от этого избавиться без потерь.
Резкость. А вот здесь всё очень хорошо. Начиная с 1.8 вы можете получить по центру такую резкость, о которой раньше и мечтать не могли. Если вам хочется снимать на открытую, вы не будете испытывать боль.
Боке. Сложно заметить разницу в глубине резкости между 1.8 и 2.0. Но не сложно заметить разницу в рисунке боке. Диафрагма из девяти лепестков RF версии рисует совсем по другому, при закрытии у боке появляются красивые болтики на лампочках. Другими словами, боке у этого объектива художественное и ничуть не уступает дорогим L объективам. И это не только моё мнение, это общепринятый вердикт.
Macro. Здесь оно 1:2, но этого для повседневных дел хватает. А если у вас что-то типа Canon R или R5, где много мегапикселей, то сделать впечатляющее макро фото не составит труда. Кропать никто не запрещал.
Оптическая стабилизация. Объектив имеет оптическую стабилизацию, которая гарантирует уже 5 ступеней экспозиции. И это так, стало еще лучше. Есть и минус, который относится лишь к внутренней линейке, а именно, с этим объективом матричный стаб не работает, 7 или 8 ступеней вы не получите, если у вас Canon R6 или R5. Обидно? Пожалуй.
Вердикт. Объектив лучше почти во всем, кроме хроматизма.
На заметку - максимальная хирургическая резкость наступает при диафрагме f5.6.
Canon RF 85 f2.0 Macro
Казалось бы, после RF 35 здесь можно ожидать тех же самых проблем и преимуществ. Но нет... С чем бы сравнить? Ну давайте с древним, но прекрасным EF 85 f1.8.
Светосила. Здесь ровно обратная ситуация, новый объектив чуть темней. Заметить это сложно, но можно.
Оптические проблемы. И здесь ситуация обратная, в отличии от RF 35, у RF 85 картинка практически чистая, и в этом он астрономически лучше, чем старенький EF 85 мм. Вы забудете про то, что существуют хроматические аберрации, как страшный сон. Особенно вам будет приятно фотографировать в лесу, когда раньше все веточки деревьев были фиолетово-зелёными, а теперь нет. Микроконтраст также на высоте.
Резкость. Всё очень и очень хорошо. Начиная с открытой резкость по центру идеальная: если вы хотите снимать на f2.0, то вы будете испытывать лишь положительные эмоции от увиденного позже на экране компьютера.
Боке. Оно грустное, унылое, пластиковое, каких только эпитетов не заслужил этот объектив. Тем не менее, скажу просто, выбирайте правильный фон, и с рисунком боке всё будет неплохо. Но старый EF 85 f1.8 рисовал лучше, это факт. Моё субъективное мнение такое: лучше пожертвовать рисунком.
Macro. Ситуация схожая с 35-м, макро 1:2. Объектив отлично подходит для фотографирования предметки, но есть один нюанс, после f13 дифракцию видно невооруженным глазом. F16 предел, дальше нет смысла закрывать, получается мыльно. Используйте брекетинг.
Оптическая стабилизация. В этом плане новый объектив просто шикарный, к сожалению не могу сказать, работает ли с ним и матричная стабилизация, поскольку я его продал до того, как купил Canon R5. Но и без матричного стаба оптический работает отлично.
Вердикт: для начинающего портретиста объектив вполне дружелюбный, он прощает много ошибок, которые не простил бы EF 85 f1.8. Да, размытие при ростовых портретах будет не самое лучшее, но качество картинки и отсутствие смазов позволит делать больше кадров без брака.
Для среднестатистической предметки вообще объектив незаменимый, а также просто как прогулочный, хотя здесь я уже включил субъективные впечатления, так как 85 моё самое любимое фокусное. Я вообще годами ходил с двумя - 85 и 35, и ничего мне больше было не надо.
Canon RF 50 f1.8 STM
По своей сути - это RF версия нашего старого друга EF 50 f1.8 STM. Та же оптическая схема, все те же болячки, всё тоже самое. Но есть несколько несущественных различий.
Светосила. Идентичная, различий с EF 50 f1.8 нет.
Оптические проблемы. Такие же, хроматические аберрации в полный рост. Самый некачественный в этом плане RF объектив. Но есть и положительный момент, при закрытии диафрагмы до 2.8-3.2, хроматизм чудесным образом исчезает, чего нельзя сказать о RF 35, где он не исчезает полностью.
Резкость. Несмотря на многочисленные обзоры и сравнения, мой личный опыт показывает, что резкость у RF 50 f1.8 лучше, чем у EF. Как и в случае с RF 35 и 85, на этот объектив можно и нужно снимать на открытую, тем более, что 1.8 это не прямо супер светлое значение. Поэтому если есть возможность поменять EF на RF, сделайте это, уверен, что мои уши не будут краснеть.
Боке. Такое же унылое, как и у EF версии. Очень часто боке может быть ватным, что выглядит отталкивающе. Однако, как я уже написал выше про RF 85, думайте о том, что у вас в зоне размытия, и тогда страдать не придется. Также не забывайте, что боке бывает даже излишним, если вы снимаете портрет крупным планом.
Съёмка в студии. Как вы знаете, а если не знаете, то теперь будете знать, съёмка с студии - это не про боке. Во первых там нечего размывать, во вторых, а нет во вторых, съёмка в студии - это акцент на модель. Объектив подходит для съёмки в студии на все 100%. Я видел шедевральные портреты на него, что не удивительно, цвета этот объектив не искажает, резкость идеальная. Не так давно я снимал в студии на EF 50, где использовал диафрагму f3.2 (не помню, зачем), и при этом резкости всё еще не хватало, у RF версии уже на f2.2 резкость потрясающая.
Macro. Здесь нет никакого макро, есть лишь уменьшенная на 5 см минимальная дистанция фокусировки по сравнению с EF версией. И это хорошо, вы сможете снимать портреты чуть более крупным планом, если вам это необходимо. Мелочь, но приятная.
Оптическая стабилизация. Её здесь, как вы уже поняли, нет. Паритет с EF версией. Матричная стабилизация работает с ним хорошо, если вам вдруг надо, то вы можете удлинять выдержку примерно до 1/15. Если матричного стаба нет, то руководствуемся старыми правилами: 1/50-1/60.
Понятно, что для портретной съёмки вам это не нужно, но иногда, если вам приспичит тёмной ночью на темной улице снять некий портрет, то можно попросить модель застыть, и снять с выдержкой 1/15-1/20.
Вердикт. Почти шило на мыло, но почти. МДФ и резкость отличаются от EF версии, а также вам не нужен переходник, а значит фотоаппарат в связке с этим малюсеньким объективом будет максимально компактным. Иногда не нужно привлекать внимания, вот это тот самый случай.
Итоги
Если обобщить вышенаписанное, то на первом месте по качеству можно поставить RF 85 f2.0 is STM Macro, второе почетное место займет RF 35 f1.8 is STM Macro и на третьем месте с большим отставанием окажется RF 50 f1.8 STM.
И субъективно. RF 85 - это очень серьезный объектив, который подойдет и профессионалам, в нем нет таких проблем, которые бы можно было считать критичными. Да, уличные боке в пыль это не про него, но в остальном он прекрасен.
RF 35 отличный тревел объектив, также, как и 85 - это весьма качественный инструмент, у которого может быть лишь один существенный недостаток - он не моет, как EF 35 f1.4. Хроматические аберрации практически полностью можно убрать.
RF 50 - это объектив для любителей, для погулять, поснимать друзей. Художественная фотография на него получится лишь у опытных фотографов, которые понимают, что надо сделать, чтобы боке было приятным. Также - это объектив для студии, где он покажется себя с наилучшей стороны.
За кадром
Остался еще один объектив вне этого обзора - RF 16 f2.8. У меня его не было, и писать про то, что не пробовал, не могу. Однако сам факт того, что это сверхширокий фикс, наводит на мысли, что это суперспецифический объектив.
Ах да, есть еще RF 24 f1.8 is stm Macro. Его у меня тоже не было, но что-то мне подсказывает, что оптически он будет схож с 35-м. Мне кажется, опять же, возвращаясь к субъективным ощущениям, что если вам нужен уличный вариант, а также для пейзажа, то лучше взять RF 24, а если нужен сверхширик, то лучше потратиться и взять что-то типа RF 14-35 f4 is L. Просто 16 мм слишком узкоспециализированное фокусное, такой объектив будет лежать на полке пылиться. Но, быть может, я и не прав.
Спасибо за прочтение!