Найти в Дзене
ВТБ Страна

От народных песен до романсов: музыка в пьесах Островского

Оглавление

Александр Островский — создатель русского национального театра. В своих пьесах он стремился полностью раскрыть образ русской души. Сделать это без музыки невозможно. Разберемся, какую именно роль она играла в его творчестве.

«Бесприданница»: три версии романса

Кадр из фильма «Жестокий романс». Актеры (слева направо): Виктор Проскурин, Вера Петрова, Алиса Фрейндлих, Андрей Мягков, Лариса Гузеева © Сергей Иванов, РИА Новости
Кадр из фильма «Жестокий романс». Актеры (слева направо): Виктор Проскурин, Вера Петрова, Алиса Фрейндлих, Андрей Мягков, Лариса Гузеева © Сергей Иванов, РИА Новости

В ставших классическими пьесах Александра Островского множество романсов — вокальных сочинений на небольшие лирические стихотворения почти всегда любовного содержания. Они раскрывают душевные терзания героев, наполняют их поступки содержанием. Таков психологизм Островского.

В «Бесприданнице» музыка для главной героини Ларисы — спасение от тоски и пошлости жизни в провинции. Ее романтическая душа стремится к красоте и любви. Музыка — единственная возможность самовыражения для загнанной в угол героини.

Особенное место в драме занимает романс, который Лариса поет перед Паратовым, Кнуровым и Вожеватовым против воли Карандышева. Это ее протест. Она исполняет его вопреки дурному предчувствию. После романса печальное будущее героини становится неотвратимым:

«Не искушай меня без нужды
Возвратом нежности твоей:
Разочарованному чужды
Все обольщенья прежних дней!
Уж я не верю увереньям,
Уж я не верую в любовь
И не могу предаться вновь
Раз изменившим сновиденьям!»

Хотя романс понравился публике, вскоре его заменили на новый. Главная причина: сама Лариса на сцене изменилась. В исполнении Веры Комиссаржевской она превратилась в нежную, застенчивую и хрупкую фигуру. Но, наверное, наиболее известные песни появились в экранизации Эльдара Рязанова «Жестокий романс». Третий вариант песни создали на основе всем известных сейчас строк Ахмадулиной:

«А напоследок я скажу:
Прощай. Любить не обязуйся.
С ума схожу иль восхожу
К высокой степени безумства.
Как ты любил? Ты пригубил
Погибели. Не в этом дело.
Как ты любил? Ты погубил,
Но погубил так неумело
».

«Гроза»: песня как эпиграф

Александр Головин. «Берег Волги», эскиз декорации к драме А. Н. Островского «Гроза», 1916 год, Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина, Москва © Сергей Иванов, РИА Новости
Александр Головин. «Берег Волги», эскиз декорации к драме А. Н. Островского «Гроза», 1916 год, Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина, Москва © Сергей Иванов, РИА Новости

В драме «Гроза» музыка тоже занимает ключевое место. Действие пьесы начинается с песни Кулигина:

«Среди долины ровныя,
На гладкой высоте,
Цветет, растет высокий дуб
В могучей красоте.

Высокий дуб развесистый,
Один у всех в глазах;
Один, один, бедняжечка,
Как рекрут на часах!».

Эта песня была популярна среди современников Островского. В ней поется о том, что счастье не купить за деньги, а чужими можно быть даже среди родных и знакомых людей.

Фрагмент превратился в эпиграф пьесы: в сюжете нет ни одного человека, который находится в гармонии с собой и окружающими. Как и у лирического героя песни, мечты Катерины остаются только мечтами.

«Снегурочка»: еще больше национального колорита

Виктор Васнецов. «Брусила и берендеи ребята», эскизы костюмов к опере Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка», 1885 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Виктор Васнецов. «Брусила и берендеи ребята», эскизы костюмов к опере Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка», 1885 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

В основе «Снегурочки» Александра Островского — русский фольклор, в том числе народные песни. Каждая из них выполняет свою функцию. Например, при помощи песни Леля о сиротинке-девушке, «высыхающей без привета», раскрывается состояние одинокой Снегурочки. Здесь музыка выполняет такую же роль, что и в классических драмах Островского.

Особенно много в «Снегурочке» обрядовых песен: три из них посвящены Масленице, другие — праздникам Ивана Купалы, Седьмика, свадебным гуляниям. Каждая из них раскрывает смысл обряда, придает модный в конце 19 века национальный колорит.

Музыка играет в «Снегурочке» еще и роль структурного элемента пьесы, который расставляет нужные акценты, связывает все части пьесы в единое целое. Например, третье действие открывает песня девушек о венке для милого — это своего рода эпиграф ко всему тому, что будет происходить далее. Финал сказки тоже музыкальный. Лель прославляет Ярилу — языческого бога Солнца. Песня подводит итог печальной судьбы Снегурочки.


Произведения Александра Островского стали классикой русского театра. Музыка — это не единственная составляющая национального характера в его произведениях. Узнать все особенности творчества великого драматурга можно на выставке «Площадь Островского», приуроченной к 200-летию со дня его рождения, в Санкт-Петербургском музее театрального и музыкального искусства. Генеральным партнером события является банк ВТБ. Также приглашаем посмотреть запись лекции
«Как Островский создал русский национальный театр», которая дополнит представления о театральном новаторстве Александра Николаевича.