Квартирный вопрос испортил не только москвичей. Это самый острый вопрос в процессе развода, потому что каждый из супругов уверен, что вложил больше средств/сил/отравы от тараканов. Что греха таить, я до сих пор считаю, что мне от продажи семейного гнезда должно было вернуться с лихвой, а не ровно столько, сколько списано за ипотеку.
После свадьбы мы купили участок в коттеджном посёлке. Бывший муж вырос в деревне Алтайского края и к земле его тянуло (или он так думал). Считал, что если сьехать со съёмной квартиры в свое жилье, стимул заниматься домом сразу появится. А я больше не хотела слышать музыку среди ночи, галдеж соседей по праздникам и иметь возможность, посидеть на природе, не выходя из дома.
2017. Тогда брать ипотеку на строительство дома ещё не было популярно, и это был квест. Квест на логику. Менеджеров по загородной недвижимости было два-три человека в Сбербанке и, как оказалось, не все компетентны. Вот мы и не угадали: после каждого этапа проверки документов всплывали новые нюансы, которые менеджер не знала/не заметила в прошлый раз. Таким образом, ипотеку мы оформляли с марта по июнь. При этом строить планировали не самостоятельно, а через застройщика малоэтажного строительства.
В доме я прожила около 3х лет. Для человека, уставшего от звонков на работе, общения с пользователями, - это был отдых. Ты сидишь с чаем на крыльце, напротив цветут одуванчики, бегают бурундуки по строительной куче, людей нет. Но для декрета оказалось невыносимо - ЛЮДЕЙ НЕТ. Неспешно прогуливаешься по гравийке 40 минут до детской площадки, видишь лес, птиц, но поговорить совершенно не с кем.
Это было одним из пунктов нашего раздора: на выходных я просилась погулять в парке/магазине/хоть где-нибудь. Муж уставал от работы и зачастую ответ был простой и лаконичный: "хочешь - езжай". И пару раз я ездила: час пешком по гравийке до остановки, затащить в ПАЗик коляску, ребёнка, с собой обязательно походный рюкзак с подгузниками, запасной одеждой, водой. Вылезти с ПАЗика самой, вытащить коляску со спящим ребёнком, гулять там, куда приехали, ибо силы кончились не доходя до остановки.
Летом, аккурат перед разводом, сделали детскую площадку в нашей очереди и проложили асфальт до соседнего перекрёстка. Сердце разрывалось уезжать, но позволить без работы оплачивать дом (с ипотекой и обслуживанием) и выплатить компенсацию второй стороне - не было средств, работы, моральных сил встряхнуться. Я и сейчас скучаю: как будто оставила члена семьи.
Коттеджный поселок был новый, а электросети старые, поэтому ветер = прощай электричество. Нет электричества: насосы не качают воду, базовая станция не ловит сигнал, связи нет.
Резервуаров с водой на посёлок не хватало, поэтому жаркая погода = нет воды. Воды могло не быть по две недели. Давали два раза в день с 6 утра и 4-5 вечера (как правило, заканчивалась через час, потому что люди начинали судорожно запасаться). При этом мало у кого были бассейны или огороды (посёлок коттеджный, люди садили газон, цветы, ставили беседки). И это удовольствие 20 минут от метро!
Когда вопрос о разводе стал посреди стола - я и понятия не имела, как продать дом в посёлке с сомнительной репутацией.
Хорошо, что на арену вышел известный вирус, люди перешли на удаленку и направление малоэтажного строительства набирало обороты. Для продажи обратились в крупное агентство недвижимости (они уже начали сотрудничество с коттеджными посёлками). Обратились в конце августа, нашли покупателя в ноябре. Зафиксировали цену для покупателя, и покупатель пошёл оформлять ипотеку.. С ноября до марта. В это время рынок недвижимости успел подрасти. Почему цену зафиксировали на полгода я до сих пор не понимаю, но заморачиваться никто не хотел с поиском других покупателей. Конечно, мы все равно оказались в плюсе (по факту я получила ту сумму, которую оплатила за ипотеку).
Я постаралась написать без эмоций, но в моменте меня разрывало: я платила за дом, убирала, занималась огородом, чистила снег. Ипотека была оформлена на меня как на зарплатного клиента, а дом - на мужа (он быстро оформил, чтобы мне с работы не отпрашиваться, тогда этот момент напряг и обескуражил), и в последствии за инакомыслие он пытался угрожать, что связь его дома и моей ипотеки ещё надо доказать, что, конечно, абсурдно (в банке были чертежи и фото дома от службы безопасности). Но вход в дом мне был закрыт, после вы селения муж переводил мне на платёж. Не знаю, зачем меня тянуло туда, но условие было, если я переступлю край земли, буду до самой продажи платить ипотеку самостоятельно. При этом, родственники мужа останавливались в гостях и приходили друзья.
У хозяина нашлись возможности оплачивать ипотеку, которых в браке не было. Нам помогали совсем скудно: немного продуктами и пятью тысячами рублей. Только сейчас начала понимать, что человек не представляет, какого это - быть родителем. Поэтому считал, что я на иждивении (да наверное и сейчас так считаешь?). Я выйти на улицу не могу без приключений. А чтобы искать работу, надо у кого-то на собеседование отпроситься. А потом - раз - а сидеть некому.
Дом продали в марте (съехала в сентябре), поделили остаток, оформили развод и стали жить дальше. Тот, кто не хотел ответственности, пошёл строить семью. Тот, кто желал семью - пошёл искать возможности для заработка. Алименты, кстати, подняли после погашения ипотеки.
Я без работы (ставку сократили), в декрете с 2х деткой и понятия не имею, как жить, куда выходить, когда сад. Но у меня теперь была подушка безопасности. Говорили, с ней спокойнее. Но я смотрела на происходящее в мире и понимала, что финансовая подушка с каждым днем превращается в перьевую.
Если эта статья наберёт 10 комментариев, напишу, как меня угораздило взять третью ипотеку. Не переключайтесь!