Для многих этот вопрос может показаться странным, особенно если действительно автомобили не желтого цвета. На самом деле - это вопрос с подвохом.
Автомобильный рынок мелкими шагами идет по пути восстановления. В страну пришло много разных брендов из Китая, ждем из Ирана, Индии и, возможно, из других стран. Не успеем оглянуться, как запустятся "брошенные" заводы на просторах нашей страны.
Если сейчас в некоторых брендах наблюдается дефицит на какие-то модели, то скоро ситуация изменится. Сложившаяся ситуация выгодна производителям, так как на рынке с низкой покупательской способностью, поставки очень ограниченного количество автомобилей приносят больше денег. Как долго это будет продолжаться - не знает никто.
Мое мнение, что все поменяется и очень быстро. Года не пройдёт, как Дилеры начнут выдавать первые признаки "слива" автомобилей. Уверен, что первые такие случаи мы увидим в декабре, а вот в марте 24-го на нас хлынет волна скидок.
Глубоко знающие ситуацию руководители дилерский центров конечно же скажут, что это бред и ситуация так быстро не поменяется, так как причин, по их мнению, нет. Покупательская способность за такой период не вырастет, а бренды не смогут нарастить поставки. Отчасти они правы, но они не хотят или не умеют видеть реальную ситуацию в среднесрочной перспективе.
Все дилеры рассматривают ситуацию в рамках своих брендов и не смотрят по сторонам.
А чего они не видят?
1. Почти все бренды и модели, которые появляются на рынке находятся в одном плюс-минус ценовом диапазоне в 2,5-5 миллионов рублей.
2. Незначительное увеличение поставок в рамках одного бренда роли не играет, а поставки всех представленных и новых марок даст колоссальный объём.
3. В этом же ценовом диапазоне идет активный параллельный импорт.
4. Параллельный импорт – это хаотичные и не контролируемые поставки.
5. Общий объём предложений в разы превысит спрос.
6. Главный фактор - это огромное количество замороженных денег, как у дилеров, так и "частных" поставщиков, которые нужно вернуть в оборот.
Так как речь сейчас идет не про прогноз продаж, то не буду подробно на этом останавливаться.
Гарантия
Многие автовладельцы даже не подозревают о том какой срок гарантии на их автомобилях. Все думают, что гарантия начинает свой отчет с момента покупки автомобиля. В основном это так и есть. Правда не редки случаи, когда автомобиль продается с "урезанной" гарантией или вообще без нее. Хочу отметить, что речь идет только про новые, автомобили, купленные у официальных дилеров.
«Желтым» может быть автомобиль любого цвета.
Описание ситуации на рынке в начале статьи поможет разобраться в определении, что означает "желтый автомобиль" и когда они вырастут как грибы.
Покупатель, приобретя автомобиль думает, что сделка состоялась и автомобиль продан дилером, но это не совсем точно отражает действительность. Для конечного потребителя все логично и просто, но в цепочке Производитель - Представительство (дистрибьютор) - Дилер – Клиент, сделка состоялась только между дилером и покупателем. Подписание договора между последними участниками цепочки ни о чем не говорит Представительству и Производителю.
Система
Производитель производит автомобили, далее через Представительство распределяет их по Дилерам, а Дилер передает Клиенту. У каждого Производителя есть программа, в которой работают все участники процесса, кроме Клиента. В этой программе рождаются автомобили при планировании производства, присваиваются VIN номера, фиксируются логистические статусы (готов к производству, на конвейере, отгружен с завода и так далее). Так же в программе фиксируется передача автомобиля конечному покупателю. Фиксация передачи автомобиля Покупателю в программе осуществляется Дилером. В профессиональном мире есть несколько названий этой процедуры:
Рапорт (отрапортовать автомобиль в системе).
Проводка (провести автомобиль по системе).
Retail (отретейлить автомобиль в системе).
У каждого Производителя и Дилера свои определения, но все они отражают одно действие. И вот от этого действия и начинается старт гарантии на автомобиль. Как правило дилер проставляет статус продажи в программе, вносит данные покупателя. Отмечает способ покупки автомобиля (кредит, трейд-ин), категорию клиента (физическое лицо или корпоративный клиент) и дату передачи автомобиля покупателю. Эта дата и является датой начала гарантии на автомобиль.
В принципе все логично - продали, отметки проставили, все должно быть в порядке. Но, вернемся к гарантии на автомобиль и к тому как она предоставляется. Если клиент обращается с поломкой, то дилер определяет неисправность. Далее он направляет заказ-наряд в Представительство. Представительство в свою очередь согласовывает бесплатную замену непосредственно с Производителем и, получив подтверждение, согласовывает бесплатный для Клиента ремонт. В свою очередь Дилер осуществляет ремонт за деньги, но плательщиком выступает Представительство.
После ремонта Представительство забирает неисправную запасную часть и отправляет ее на завод, тот в свою очередь восстанавливает бракованную деталь и выпускает в продажу. Дилер на гарантии зарабатывает деньги! Да, расценки по гарантии и стоимость ремонта ниже чем для клиента, но все же деньги. Дилер бесплатно не работает!
Причины появления «желтых» автомобилей
Когда все идет гладко и штатно, то беспокоиться простому обывателю не о чем.
Что происходит, когда ситуация не штатная? Не штатной ситуацией я бы назвал завышенные планы Представительством для Дилеров. Представительство ставит высокий план Дилерам, те в свою очередь фактически не могут выполнить план, например, из-за низкого спроса или неправильного планирования.
При невыполнении плана Дилер лишается или всего бонуса (переменной маржи) или его части (месячного, квартального или годового). Потерянный бонус может составлять несколько миллионов рублей.
Из чего состоит доход дилеров писал в статье из двух частей «Постоянная маржа» и «Переменная маржа».
И вот тут, Дилер идет на хитрость и рапортует не проданные автомобили в системе Производителя как переданные Клиенту. Автомобили, отмеченные для Производителя как проданные, но не выданные и называются «желтые автомобили». Так же встречаются названия «Фейковые автомобили».
Почему именно «желтыми» становятся автомобили история умалчивает. Говорят, что когда-то давно у одного из дилеров в программе VIN номера подобных автомобилей подкрашивали желтым цветом, чтобы их легче было идентифицировать и сделать акцент менеджерам на приоритет продажи таких автомобилей.
Бывает и другая ситуация, когда за Дилера рапортует автомобили само Представительство без согласия Дилера, такое встречалось у корейских производителей. Спросите - зачем это нужно Представительству? Отвечу – для выполнения плана продаж непосредственно перед Производителем (штаб-квартирой). Если Представительство не выполняет «амбициозные планы», то Производитель может урезать квоту для страны присутствия Представительства и перераспределить автомобили на другие рынки.
С 2011 года и до пандемии «желтые» автомобили продавались тысячами каждый месяц. Как это проверить? Можно сопоставить статистику продаж АЕБ (Ассоциация Европейского Бизнеса) и фактические постановки на учет в ГИБДД. Масштабы всех удивят.
Риски
Покупая «желтый» автомобиль, покупатель мог не досчитаться от месяца до пары лет гарантии. Это зависело от конкретного бренда, ликвидности модели и многих других факторов. Если автомобили «желтились» с негласного разрешения Представительства или самим Представительством, то оно, как правило, шло на встречу клиентам, у которых официально заканчивалась гарантия раньше предполагаемого Клиентом срока, и согласовывало ремонт за свой счет.
Если Дилер «желтил» автомобили сам, то в таких случаях ремонтировал уже не гарантийный автомобиль за свой счет.
В обоих случаях и Дилер, и Представительство старались не согласовать бесплатный для клиента ремонт на «желтые» автомобили, находя «косяки» эксплуатации и перекладывая вину на клиента. Многие сталкивались с отказами в гарантийном ремонте на последних месяцах гарантии автомобиля или с предложением частичной компенсации стоимости ремонта. Если вы покупаете и обслуживаете автомобиль в одном и том же дилерском центре, то проблем может быть меньше, при условии, что клиентоориентированность не пустое слово для данного Дилера. А вот при посещении других дилерских центров могут ждать сюрпризы.
Как себя обезопасить от неприятных сюрпризов?
- В договоре должна быть указана дата начала гарантии.
- Перепроверить дату начала гарантии через горячую линию представительства бренда.
Перед покупкой перепроверить и получить, желательно письменное подтверждение от Представительства, что автомобиль с таким-то VIN номером официально не продан. В любом случае правда на стороне клиента и через суд можно попробовать отстоять свое право на гарантийный бесплатный ремонт.
Совет бывалого: сдавая автомобиль на сервис в обязательном порядке нужно запросить заказ-наряд, в котором прописана причина обращения с датой сдачи автомобиля на сервис. Это поможет Вам в дальнейшем обосновать в суде превышение срока пребывания автомобиля в ремонте с дальнейшей возможностью обменять автомобиль на новый аналогичный или вернуть деньги за него.
Нужен закон
В идеале, данную практику нужно решать на государственном уровне. Росстандарт публикует списки VIN номеров с отзывными компаниями на ремонт автомобилей. Может ему и передать полномочия контроля продаж автомобилей. Необходимо заставить Производителей или их Представительства публиковать ежемесячно в открытом доступе информацию с VIN номерами проданных автомобилей. В таком случае клиент, прежде чем выбрать новый автомобиль, сможет сверить данные в открытых официальных источниках с предложением Дилера и принять правильное решение.
Надеюсь, эта статья дойдет до какого-нибудь не безразличного помощника депутата, и они вместе смогут разобраться в этом вопросе до того, как практика «желтых» автомобилей вернется в наш автобизнес, а это случится уже в следующем году.