Найти в Дзене

Любимые книжки детства: "Красная рука, Черная Простыня, Зеленые Пальцы"

Как и с "Княжной Джавахой", с этой повестью Эдуарда Успенского я познакомилась в читальном зале школьной библиотеки, когда перелистывала прошлогодние подшивки "Пионера" (повесть опубликовали в "Пионере" в 1990-м году, в трех выпусках). И потом читала, с шевелящимися от ужаса волосами на голове. То, что повесть это юмористическая и написана ради того, чтобы посмеяться, а не напугать, я поняла сильно потом — в то время "страшная повесть для бесстрашных школьников" меня напугала так, что Стивен Кинг со своим "Кладбищем домашних животных" зарыдал бы от зависти. Положа руку на сердце, "Красная Рука, Черная Простыня, Зеленые Пальцы" далеко не самая сильная вещь Успенского. Но тем не менее, он же там обратился к самому древнему, что может быть - к страшным легендам, быличкам, которые со временем превратились в "городские легенды" и "пионерские страшилки". По факту это очень значимый и очень интересный фольклорный (именно фольклорный) пласт, который, к сожалению, у нас писатели обходят мимо.

Как и с "Княжной Джавахой", с этой повестью Эдуарда Успенского я познакомилась в читальном зале школьной библиотеки, когда перелистывала прошлогодние подшивки "Пионера" (повесть опубликовали в "Пионере" в 1990-м году, в трех выпусках). И потом читала, с шевелящимися от ужаса волосами на голове.

То, что повесть это юмористическая и написана ради того, чтобы посмеяться, а не напугать, я поняла сильно потом — в то время "страшная повесть для бесстрашных школьников" меня напугала так, что Стивен Кинг со своим "Кладбищем домашних животных" зарыдал бы от зависти.

те самые страницы из "Пионера"
те самые страницы из "Пионера"

Положа руку на сердце, "Красная Рука, Черная Простыня, Зеленые Пальцы" далеко не самая сильная вещь Успенского. Но тем не менее, он же там обратился к самому древнему, что может быть - к страшным легендам, быличкам, которые со временем превратились в "городские легенды" и "пионерские страшилки". По факту это очень значимый и очень интересный фольклорный (именно фольклорный) пласт, который, к сожалению, у нас писатели обходят мимо. Даже по национальному фольклору пишут значительно меньше, чем того хотелось бы, а уж якобы незначительный жанр вот этих самых страшилок и совсем обходят стороной. А ведь дети очень любят бояться - недаром эти жуткие байки, рассказывающиеся то у костра, то в темной комнате под одеялом, популярны у подростков по всему миру. Развлекательный, безопасный страх полезен для психики — с его помощью и дети, и взрослые издревле изживали собственные тревоги.

Сюжет повести в общем был прост: молодой милиционер сталкивается с загадочными происшествиями и смертями, расследует их, попутно выслушивая детские "страшилки" и осознавая, что все эти абсурдные зловещие сущности вовсе не плод детской фантазии. Ну, собственно, почти "Твин Пикс", правда?:)

-2

В повести упоминалась радиопрограмма "Пионерская зорька" как отсылка к тому, с чего, собственно, и началась эта книга: Эдуард Успенский в этой самой радиопрограмме еще в 80-х годах попросил всех детей присылать ему услышанные страшилки и жуткие истории, ну и собрал неплохую коллекцию этого самобытного фольклора, письма ему летели со всей страны. В повесть вошли только часть из коллекции, а все остальное Успенский на пару с другим детским писателем Усачевым собрал в сборник под названием "Жуткий детский фольклор", который был издан в 1998 году и потом не раз переиздавался (под названием "Ужастики", например).

-3

Мне было очень интересно, как отнесутся к этой истории современные дети. Ну, что сказать - они, в отличие от меня-ребенка, хохотали в голос. Да и я с ними тоже.

Больше постов про любимые книги детства - в
подборке по ссылке