Предыдущую часть этого выпуска я завершил загадкой, над разгадкой которой библиеведы и историки бьются двадцать столетий: зачем Святому Семейству понадобилось на краткое время переезжать из родного обустроенного дома в Назарете в чужой, по сути, город с еврейским населением, которое недоброжелательно относилось к выходцам из Галилеи?
Такое путешествие, если идти самым коротким путем, через Самарию, занимало три дня. Но правоверные избегали общаться с вероотступниками-самарянами и очень редко пересекали их территорию, предпочитая делать солидный крюк, что обходилось в три-четыре дополнительных дня пути. Этот маршрут показан в правом верхнем углу карты над заголовком.
Неделя изнурительной езды на осле по зимним горным тропам для женщины на сносях — дело опасное и неприятное, чреватое всевозможными осложнениями. Еврейки чрезвычайно часто умирали при родах, еще чаще калечились. На неоднократно случавшиеся разрывы промежности указывает распространенное имя Фарес, а точнее Перез - «разрыв» (Быт. 38:29). Однако куда страшнее, нежели даже смерть, для иудейки выкидыш! В любые времена мертворожденный считается несчастьем, для современников Христа он был катастрофой!
В Иерихоне долгое время местная вода предотвращала рождение детей или сокращала их жизни, пока пророк Елисей не «сделал воду сию здоровую, не будет от нее впредь ни смерти, ни бесплодия» (4 Цар. 2:19-22). В подлиннике стоит слово «выкидыш», а не простое бесплодие.
Иов сокрушался: «Для чего не умер я, выходя из утробы, и не скончался, когда вышел из чрева?... Или, как выкидыш сокрытый, я не существовал бы, как младенцы, не увидевшие света» (Иов. 3:11-16).
Давид желает своим врагам: «Да... не видят солнца, как выкидыш женщины» (Пс. 57:9).
Соломон предупреждает: «Если бы какой человек родил сто детей, и прожил многие годы, и еще умножились дни жизни его, но душа его не наслаждалась бы добром и не было бы ему погребения, то я сказал бы: выкидыш счастливее его...» (Еккл. 6:3).
Апостол Павел в приступе самоуничижения обзывает себя «извергом» (1 Кор. 15:8), дословно «родившимся до назначенного срока», то бишь недоноском. Это считалось позором со времен Моисея до эпохи Христа!
Откуда же такое отношение к недоношенным и выкидышам у древних иудеев, обычно отличавшихся добротой по отношению к слабым и убогим (уточню: только соотечественникам)? Об этом - в следующей главе.
Друзья, если вы хотите больше узнать об историческом Христе и вместе со мной отследить Его земной путь, подписывайтесь на мой канал и будьте первыми читателями новых публикаций.
Более подробно этот выпуск представлен на сайте сетевого издания "Труд Черноземья": https://trudcher.ru/news/chelovecheskiy-oblik-boga36/chelovecheskiy-oblik-boga-khristos-kak-istorichesk4052/
Юрий Пульвер