Продолжу разговор о мотивирующих историях из жизни.
У каждого из нас есть такие истории, которые вспоминаешь в трудные минуты, чтобы развеять сомнения, поддержать себя самого, обрести уверенность. Если у вас таких историй нет, вспоминайте чужие, это тоже помогает.
Сегодня расскажу обещанную историю, которая приключилась непосредственно со мной.
Вот здесь шел разговор о «компетенциях» (прости господи за новояз).
А сегодня поговорим об «экспертности» - тоже модное нынче слово.
Наверняка у многих были ситуации, когда нужно что-то сделать, но проклятые сомнения не дают приступить. Все время кажется, что не справишься, потому что плохо разбираешься в вопросе. Что лучше будет поручить это «специально обученным людям». И такие люди, как правило, находятся, и за определенную плату выполняют работу, которая, как вы думаете, не каждому по силам. Правда, порой в процессе выполнения у заказчика (у вас) появляется смутное чувство, что ничего такого особенного эксперт и не делает, что вы и сами могли бы так. Но чувства эти обычно гонят прочь, в основном потому, что деньги уже уплачены, и обидно чувствовать себя доверчивым лошком. А недостаточно компетентным – не обидно.
Так вот! По этому поводу история вторая.
Тогда же, в 90-е, случилось мне поработать менеджером по рекламе в бесплатном журнале. Помните, были такие бесплатные рекламные газеты в почтовых ящиках и яркие журналы на стойках в магазинах? Состояли эти журналы из одних рекламных макетов и иногда из статей, тоже рекламных. А мы, менеджеры, должны были эти рекламные макеты согласовывать с заказчиками. Поначалу, когда я только начала там работать, согласование макеты происходило так (садитесь поудобнее, дети, я расскажу, как мучились люди до изобретения смартфонов): дизайнер «рисовал» на компьютере макет по описанию, распечатывал его и отдавал менеджеру. И тот, согласовав с заказчиком удобное время, возил эту распечатку на служебной машине или на общественном транспорте, показывал, выслушивал замечания, снова возил, уже с исправлениями… Процесс муторный и утомительный. Поэтому, когда появилась возможность отправлять эти самые макеты на согласование по электронной почте, мы ужасно обрадовались и буквально аплодировать были готовы тому, кто эту возможность изобрел.
А вот теперь подходим вплотную к «экспертности». Компьютер в те далекие времена в офисе был один. Ну, кроме дизайнерских, к которым простым смертным вообще приближаться было нельзя, даже в кабинет к дизайнерам без крайней необходимости мы не заходили. Макеты по электронке отправляли с этого единственного офисного компьютера. Офис-менеджером у нас работала очень эффектная девушка, допустим Алена. И как-то так незаметно для нас получилось, что письма по электронке могла отправлять только она. Сама ли она в этом убедила начальство, или так было решено, чтобы не создавать толпу, неизвестно. Алена подошла к делу основательно: выделила временной промежуток, в который занималась отправкой почты. Мы, чтобы отправить свой злосчастный макет, должны были написать записочку с электронным адресом и названием файла, положить записочку в специальную коробочку и терпеливо ждать, когда Алена найдет время в своем плотном офис-менеджерском графике. Алена закатывала глаза, тяжко вздыхала, и мы искренне верили, что отправка файлов по электронной почте – это очуметь какой уникальный навык. Не каждому дано. И старались поэтому Алену лишний раз не злить и не докучать просьбами.
А потом я перешла работать в другую фирму. Там тоже был рекламный журнал, макеты на согласование, единственный компьютер и офис-менеджер. Правда, единственный общедоступный компьютер стоял на отдельном, «ничейном», столе, но меня это поначалу не насторожило. И вот настал тот волнительный момент, когда мне понадобилось отправить макет на согласование. Я встала посреди офиса и громко сказала в окружающее пространство:
- А как бы мне макет по электронной почте отправить?
Новые коллеги обернулись на меня с удивлением и сказали что-то вроде:
-Отправляй. В чем проблема-то?
Пришлось признаться, что делать я этого не умею. Не обладаю достаточным уровнем интеллекта, чтобы освоить такую сложную операцию. И тогда местная офис-менеджер, закатив глаза почти как Алена, поднялась с места и за ручку отвела меня к компьютеру. И там за пару минут показала, как отправлять письма, как прикреплять файлы, велела всегда все проверять перед отправкой, фыркнула в точности как Алена, и ушла.
А я осталась, пораженная до глубины души во-первых, простотой процесса, а во-вторых, способностью Алены создать себе авторитет из сущей ерунды.
Эту историю я всегда себе напоминаю, когда жизнь сталкивает меня с доморощенными «экспертами». Вспоминайте и вы.