С июня Северную столицу и Сортавалу свяжет авиасообщение коммерческих рейсов малой авиации. Туристов будут возить легкомоторные самолёты вместимостью до 12 человек. Время в пути составит 45 минут. Заходить на посадку самолёты будут в аэропорт в посёлке Хелюля, который входит в состав Сортавалы.
Небольшой город Сортавала, расположен на северном побережье Ладожского озера в Южной Карелии и давно уже фигурирует на туристических картах Петербурга. Являясь своего рода "Северной Анталией". Поскольку основные места размещения и достопримечательности находятся за пределами, но в "оперативной доступности".
Естественно туризм всегда занимал особое место в развитии и привлечении внимания к этому району. Однако именно последние 10-12 лет стали периодом бурного роста. Основой которому послужило строительство современной трассы "Сортавала".
Для меня это направление имеет большое значение и во многом связано со временем первых путешествий. Когда-то ещё на ВАЗ 2109 рассекали мы по извилистой и опасной "Приозерской трассе", к заветным рыболовным местам в районе собственно Приозерска.
В то время забираться дальше административных границ Ленобласти было уделом отчаянных и смелых. Путешествующих в этом направлении вместо знаменитой песни "Долго будет Карелия сниться" встречал погранпост и опасная извилистая и грунтовая дорога. Так было ещё сравнительно недавно!
Кстати, согласно преданию, когда монахи преподобные Сергий и Герман прибыли на архипелаг Валаам, где они решили основать свою обитель, которая в последствии разрослась до масштабов одного из главных монастырей и точек притяжения на карте России. Первым делом они изгнали с островов бесов. А те в свою очередь нашли новое пристанище в Сортавале. По этой легенде, Сортавала переводится как «власть чёрта» (финское sorta — от русского «чёрт», valta «власть»)
Но пусть вас не смущает эта давняя история. Сегодня Сортавалу населяют самые обычные и вполне доброжелательные люди.
Развитие региона началось ещё в 00-е, тогда на красивейших берегах Ладожского озера стали появляться современные базы отдыха. И всё же транспортная доступность сводила на нет усилия турагентов по привлечению массового туриста.
Процесс шёл, но не так быстро. Фестиваль "Ладожские шхеры" придал импульс и узнаваемости этим местам. Кстати, ещё в начале 00-х здесь проходил турнир по ловле рыбы (судака и палии троллингом) кубок Northern King (это название рыболовного бренда). Но особого развития несмотря на интерес со стороны финнов турнир не получил. На то были свои причины.
Переломный момент случился, когда было принято решение о строительстве новой, современной и скоростной трассы. Доверили это компании ВАД - одного из ведущих дорожных строителей в России из Петербурга.
Параллельно с этим стало появляться ещё больше баз отдыха. В том числе и высокого уровня. Среди них есть несколько довольно интересных примеров. Сочетающих в себе интересную историю места, современные и комфортные условия размещения со множеством дополнительных опций. Региональный колорит через кухню, архитектуру и варианты отдыха. Самые яркие примеры подобного симбиоза: "Ладожская усадьба" и "Дача Винтера".
Ещё один мощный импульс дало развитие мраморного карьера "Рускеала". В начале нулевых даже в Петербурге мало кто знал что это вообще и где, то сегодня Рускеала - одна из главных точек притяжения в республике Карелия.
Здесь стоит остановиться, ведь история Рускеалы особенно показательна. Работы по созданию горного парка начались в 1998 году. А в 2004 благоустройством парка занялся учредитель и генеральный директор туристической фирмы из Сортавалы Александр Артемьев. Уже через год парк принял первых туристов. А к 2019 их число достигло 350 000.
В 2022 Карелию посетило рекордное количество туристов - около 1.2 млн человек. Из них порядка 800 тыс. пришлось на Сортавалу (район) и порядка 750 тыс. из них побывали в парке Рускеала. Стоит ли говорить больше о значении этого места?
К сожалению, в 2020 году создатель и вдохновитель парка Александр Артемьев умер в возрасте всего 46 лет. Но его наследие продолжило своё развитие.
Вместо фото поделюсь небольшим видео. Работа команды с которой я делаю различные промо в основном по теме катеров.
Нельзя обойти вниманием и знаменитый ретро паровоз. Который связал туристический центр Сортавала с горным парком Рускеала и сам по себе стал местной достопримечательностью.
Таким образом постепенно район северного побережья Ладожского озера активно развивается, привлекая с каждым годом всё больше туристов. Очевидно, что логистика и транспортная доступность важнейшая и неотъемлемая часть гармоничного развития любого региона. Однако сложно сказать, что же является первичным. Поскольку на примере Сортавалы видно, что на первом этапе инициатива исходила от частного бизнеса и в том числе предприимчивых местных жителей.
Ну а новость с которой я начал эту небольшую заметку является логичным продолжением для развития любого региона и следствием роста популярности направления. И вот ещё одно подтверждение этих слов. По словам главы Сортавальского городского поселения Сергея Крупина:
"До 2020 года этот аэропорт <Хелюля> использовался только для принятия спецбортов: пожарные, санитарная авиация и так далее. Затем данный объект был сдан в аренду очень ответственному арендатору, который восстановил само здание аэропорта, комнаты отдыха пилотов, зал ожидания, восстановил и организовал заправку авиасудов на три вида топлива, привёл в порядок взлетно-посадочную полосу".
Я объездил Карелию вдоль и поперёк и знаю немало интересных, перспективных для развития и очень непохожих на все другие мест. На Онеге, Ладоге, северных озёрах. Петроглифы на мысе Бесов нос и Беломор-Балтийский канал. Места съёмок фильма "Холодное лето 53", аутентичные заброшенные деревни, национальные парки, водопады и многое многое другое. Только в одном сравнительно небольшом регионе.
Спасибо всем, кто дочитал до конца! Отдельное спасибо каждому, кто не поленился нажать "палец вверх!" Делитесь мыслями в комментариях! Подписывайтесь, если ещё нет!
Дмитрий Матвеев ||
DM_812 В ВК vk.com/dm_812