Найти тему

Глава Минобрнауки об изменениях высшей школы

На днях в Минобрнауки состоялась расширенная итоговая коллегия, посвященная теме создания национальной системы высшего образования в России. Глава Минобрнауки Валерий Фальков выступил с основным докладом. Выделили ключевые заявления.


Уход от противопоставления специалитета и бакалавриата в сторону гибкости сроков обучения. Образование должно удерживать баланс между фундаментальностью и применимостью знаний в условиях изменений на рынке труда.

Магистратуру в новой системе образования разделят на академическую и профессиональную. Академическая будет соответствовать приоритетам научного развития, ее полностью профинансируют из бюджета. При этом профессиональная магистратура получит гибкие схемы финансирования и будет частично оплачиваться предприятиями.

Условия приема в магистратуру ужесточат. Кроме этого, программы магистратуры в новой системе будут реализовываться не во всех вузах. Ведомство планирует проводить отбор учебных заведений, которые могут обеспечить необходимый уровень знаний. Таким образом, доступ к магистратуре будет институционально ограничен.

Вводится новая система распределения КЦП. Бюджетные места планируется распределять максимально близко к началу приемной кампании, появится возможность перераспределять их внутри вуза, при этом 70% будут выделяться на обучение приоритетным специальностям, 30% — по результатам конкурса.

Процедура приема в вузы по новой системе образования сохранит текущую конфигурацию, реформа не коснется ЕГЭ или льгот. Новый этап развития высшей школы должен предоставлять больше возможностей, а не создавать проблемы абитуриентам, подчеркнул Фальков.

До 30 июня шести вузам, участвующим в пилотной программе, предстоит разработать и утвердить образовательные стандарты по новой системе образования.

Переход на новую систему высшего образования планируется с 1 сентября 2025 года. При этом пилотный проект коснется как нынешних студентов, так и тех, кто только планирует поступать в вузы.

После реформирования система высшего образования будет включать три ступени:

— базовое (срок обучения от четырех до шести лет), которое обеспечивает междисциплинарный, практико-ориентированный подход к подготовке кадров;

— специализированное (магистратура, ординатура, ассистентура-стажировка) со сроком обучения от одного до трех лет, нацеленное на углубленную отраслевую подготовку кадров;

— аспирантура, которая станет отдельным уровнем высшего образования, направленным на подготовку научных и научно-практических кадров.

Образование по-другому -> @newwayofedu