Где будут тренировать автомобили без водителя и по какой трассе пойдут первые беспилотные грузовики?
Беспилотный трактор и газонокосилка
Тестирование беспилотников на испытательной трассе в ОЭЗ «Алабуга» стартует уже в 2023 году. В республике и до этого пытались создать нечто подобное. Была задумка запустить трассу у Обсерватории под Казанью для КамАЗов, чтобы можно было оттачить все наяны по эксплуатированию подобных автомобилей, однако, что-то так и не сраслось.
И вот теперь полигон появится под Елабугой.
- Инвесторам и специалистам нужно четко понимать, что такая экосистема беспилотной высокотехнологичной мобильности, - говорит заведующий кафедрой организации и безопасности движения МАДИ Султан Жанказиев. - Объяснить на словах это очень тяжело, учитывая, как быстро развиваются технологии. Немногие эксперты понимают, как беспилотники двигаются. Поэтому лучшей практикой является создание полигонов по испытанию таких аппаратов, чтобы можно было меньше рассказывать, а больше показывать.
На полигоне планируют тестировать технологии, а из них складывать автомобили различной степени беспилотности и автоматизации для разных сервисов. Первые, самые легкие тесты хотят запустить в этом году. Но основная программа по тестированию начнется в 2024. И в конце следующего года планируется продемонстрировать технологии, которые пойдут в массы.
- Сегодня в Иннополисе у нас уже ездит беспилотное «Яндекс-такси», - говорит Рифката Минниханова, председатель совета ассоциации содействия цифровому развитию РТ. – Там сегодня работают 15 роботов – курьеров, доставляющих еду и покупки. Есть наработки по созданию беспилотной газонокосилки, автомобильного комплекса для очистки резервуаров, мини-трактора, транспортера. Но как бы мы этим не хвалились, развивать эти технологии в глобальном масштабе очень сложно. Во-первых, есть много вопросов по законодательству, которое этому пока не способствует. Нужно развивать дорожную инфраструктуру и сети передачи данных. Мы сталкивались с этой проблемой даже при создании полигона в «Алабуге», а тут речь идет о тысячах километров, где поедут наши беспилотниики. Когда я работал главой ГИБДД Татарстана и мы развивали сеть авто фиксации нарушений ПДД, еще тогда предлагали проектировать, а значит и строить дороги, вдоль которых не было бы проблем со связью. Однако, нас тогда никто не слушал. Но все равно мы к этому придем, - уверен Рифкат Минниханов.
По словам спикера, необходимо создавать инфраструктуру зарядных станций, поскольку большинство беспилотников будут создаваться на базе электромобилей. Однако, Султан Жанказиев отметил, что пока эти технологии будут внедряться, электрозаправки в большом количестве уже появятся в нашей стране.
Водитель не нужен
Тем не менее, уже 14 июня в России появится первая трасса для беспилотных большегрузов. Ее запуск состоится в рамках петербургского международного экономического форума..
- Понятно, что пока будет длиться тестовый режим, водители будут присутствовать в автомобиле, но только для того, чтобы исполнять функции оператора, - говорит главный конструктор инновационных автомобилей – руководитель службы ПАО «КАМАЗ» Сергей Назаренко - Машина будет выполнять перевозки самостоятельно. К 10 июня мы планируем завершить сертификацию большегрузов и в середине июня на трассу выйдут 4 из 6 сертефицированных грузовиков.
В основном, роботы – автомобили тестировали на полигоне внутри самого завода и на трассе между Нижнекамском и Набережными Челнами.
- Следующим шагом мы планируем запустить движение по трассе М-12 и соединить Москву, Казань, Екатеринбург и Новосибирск, - говорит Сергей Назаров. - Безусловно, это уже гораздо большие расстояния, и мы увеличить количество грузовиков, которые будут перевозить совсем другой объем грузов. М-12 - это современная трасса, обеспеченная покрытием мобильной связи, что очень важно для движение беспилотников»,
Пока же эксперты в один голос заявляют, что помимо санкций, которые перекрыли доступ к высоким технологиям, есть еще огромные пробелы в законодательстве. До сих пор не отработан механизм, кто берет на себя ответственность, если беспилотный аппарат попадает в ДТП. Все это очень сильно тормозит развитие беспилотных сервисов в нашей стране и может откинуть нас в разработках.
В рамках XIV международного форума «Россия – Исламский мир: KazanForum 2023» на выставке в павильоне демонстрировали как раз то самое бепилотное «Яндекс-такси». И автомобиль явно вызывал живой интерес у окружающих.
В сентябре в Казани состоится международный форум Kazan Digital Week, на котором ведущие игроки рынка покажут свои наработки в области применения беспилотных технологий.