Найти тему

ЛЮБИМАЯ ДОЧЬ ЭПОХИ 1973 ГОД

Евгения Стерлигова. Иллюстрация к повести Владислава Крапивина "Летчик для особых поручений". Изображение взято из открытых источников
Евгения Стерлигова. Иллюстрация к повести Владислава Крапивина "Летчик для особых поручений". Изображение взято из открытых источников

1973 год знаковый в моей жизни. Именно тогда я начал не просто читать, а читать фантастику. Конечно, не только ее. Детская литература, а особенно - сказки тоже шли на "Ура!", но фантастика сразу стала главной любовью моей жизни.

Евгения Стерлигова. Иллюстрация на обложку сборника Владислава Крапивина "Летчик для особых поручений". Изображение взято из открытых источников
Евгения Стерлигова. Иллюстрация на обложку сборника Владислава Крапивина "Летчик для особых поручений". Изображение взято из открытых источников

ЛЕТЧИК ДЛЯ ОСОБЫХ ПОРУЧЕНИЙ

Одной из первых сказочно-фантастических книг, прочитанных мною самостоятельно стал сборник произведений Владислава Петровича Крапивина "Летчик для особых поручений". Вот именно такая, как на фотографии. Помимо заглавного произведения, в него входят повесть "Та сторона, где ветер" и первые части романа "Мальчик со шпагой", вещи реалистические, но не менее любимые. Еще бы! Ведь они написаны о моем уральском детстве.

Евгения Стерлигова. Иллюстрация к повести Владислава Крапивина "Летчик для особых поручений". Изображение взято из открытых источников
Евгения Стерлигова. Иллюстрация к повести Владислава Крапивина "Летчик для особых поручений". Изображение взято из открытых источников

"Летчик для особых поручений" повесть о мальчике, который ради того, чтобы найти модель парусника, сделанную старым искусным мастером, совершил путешествие в сказку. Однако, обретя желаемое, он понял, что главным приобретением были друзья - дети и взрослые - с которыми он расстался, по сути, ради игрушки.

Евгения Стерлигова. Иллюстрация к повести Владислава Крапивина "Летчик для особых поручений". Изображение взято из открытых источников
Евгения Стерлигова. Иллюстрация к повести Владислава Крапивина "Летчик для особых поручений". Изображение взято из открытых источников

МАРСИАНСКИЕ РАССКАЗЫ

Валерий Николаевич Цыганов родился в 1949 году. Работал столяром, техником на заводе. Учился в Башкирском государственном педагогическом институте. В 1988 году закончил Литературный институт им. Горького. Участвовал в первом семинаре молодых писателей-фантастов в Малеевке. Работал в городской газете «Ленинский путь» (ныне - «Туймазинский вестник»). Миницикл "Марсианские рассказы" публиковался в Польше, Чехословакии, Болгарии, Венгрии, США, Франции. Цыганов лауреат двух международных конкурсов научно-фантастического рассказа.

Георгий Курнин. Иллюстрация на обложку антологии "Фантастика 73-74". Изображение взято из открытых источников
Георгий Курнин. Иллюстрация на обложку антологии "Фантастика 73-74". Изображение взято из открытых источников

Так случилось, что "Марсианские рассказы" Валерия Цыганова связаны для меня с совершенно мистической историей. Я учился в девятом классе. И однажды мне приснилось, что я читаю книжку, которая называется "Марсианские рассказы", а буквально на следующий день одноклассница принесла в школу ежегодник "Фантастика 73-74". Не помню, обещала ли она заранее его принести или просто так захватила, но любители фантастики в школе обычно обменивались книжками, потому что хотели разделить радость с ровесниками. Как бы там ни было, с трудом дождавшись окончания уроков, я притащил заветный томик домой, раскрыл его и увидел название "Марсианские рассказы". Изумление мое было настолько сильным, что я даже свалился с дивана.

Георгий Курнин. Инопланетный пейзаж. Изображение взято из открытых источников
Георгий Курнин. Инопланетный пейзаж. Изображение взято из открытых источников

БАГРЯНАЯ ПЛАНЕТА

Выходит повесть Сергея Жемайтиса "Багряная планета". Впервые я прочел ее в журнале "Техника - молодежи", да и то фрагментами, потому что не все номера сумел достать и долгое время мечтал о том, чтобы прочитать повесть полностью, так как мне очень понравилось описание марсианской цивилизации. К сожалению, желание мое исполнилось только, когда я смог купить книжное издание у букиниста.

А. Блох. Иллюстрация к обложке повести Сергея Жемайтиса "Багряная планета". Изображение взято из открытых источников
А. Блох. Иллюстрация к обложке повести Сергея Жемайтиса "Багряная планета". Изображение взято из открытых источников

Об этой повести я писал отдельную статью, здесь процитирую саму повесть: "Лик Марса мы видели уже не одну неделю, не тот расплывчатый диск с размытыми линиями, знакомый нам со школьной скамьи, и уже не только внушительных размеров шар с таинственными линиями, темными пятнами и сверкающими шапками ледников на полюсах, наблюдаемых со спутников и космических обсерваторий, а уже гигантское сферическое тело, которое летело на нас, приобретая все более четкие очертания и еще большую загадочность. Мы видели полуразрушенные хребты гор, равнины, если можно назвать равнинами пустыни, перепаханные метеоритами, шапки полюсов и действительно что-то похожее на каналы. Марс и пугал и вселял надежду... "

А. Блох. Иллюстрация к повести Сергея Жемайтиса "Багряная планета". Изображение взято из открытых источников
А. Блох. Иллюстрация к повести Сергея Жемайтиса "Багряная планета". Изображение взято из открытых источников

ПРЫЖОК В ПОСЛЕЗАВТРА

Петр Иванович Воронин родился в 1924 году. В 1940 поступил в Московский институт философии, истории и литературы. В 1941 ушел добровольцем на фронт. В 1944 был демобилизован по ранению. Работал литсотрудником в дальневосточных газетах. Заочно окончил педагогический институт. В 1952 переехал в Новосибирск, где работал собственным корреспондентом "Комсомольской правды", потом - сотрудником редакции журнала "Сибирские огни". Стал автором нескольких романов и повестей. К фантастике относится повесть 1970 года "Прыжок в послезавтра". Писатель скончался в 1974 году.

П.И. Воронин. Изображение взято из открытых источников
П.И. Воронин. Изображение взято из открытых источников

В 1973 году выходит переиздание повести "Прыжок в послезавтра". Ее герой, инженер-строитель Валентин Селянин, замерзнув в тундре, оказывается в очень далеком коммунистическом будущем. Обнаружив его в глыбе льда, врачи послезавтрашнего дня успешно воскрешают своего предка. Разумеется, Селянин знакомится с жизнью своих потомков, поражаясь успехам науки и грандиозным изменениям, произошедшим на коммунистической Земле, девять из десяти жителей которой занимаются научной деятельностью.

И. Малюков. Иллюстрация к повести Петра Воронина "Прыжок в послезавтра". Изображение взято из открытых источников
И. Малюков. Иллюстрация к повести Петра Воронина "Прыжок в послезавтра". Изображение взято из открытых источников

ЧЕРДАК ВСЕЛЕННОЙ

Выходит сборник Сергея Павлова "Чердак Вселенной", включающий, помимо заглавной, повесть "Корона Солнца". Герои повести "Чердак Вселенной" сотрудники станции «Зенит», что находится на орбите Меркурия. Они изучают возможности телепортации человека в пределах Солнечной системы. Уже достигнуты определенные результаты, но звезды по-прежнему далеки. И только случайное событие позволяет ученым произвести перемещение человека далеко за пределы планетной семьи Солнца.

Виктор Бахтин. Иллюстрация к сборнику Сергея Павлова "Чердак Вселенной". Изображение взято из открытых источников
Виктор Бахтин. Иллюстрация к сборнику Сергея Павлова "Чердак Вселенной". Изображение взято из открытых источников

КОРОНА СОЛНЦА

Советские космонавты отправились в исследовательский полет к солнечной короне. Во время экспедиции с участниками полета стали происходить необъяснимые явления. Им пришлось встретиться с инопланетянами и двойниками людей, а также - увидеть себя со стороны. неужели это все влияние главного светила на психику человека?

Виктор Бахтин. Иллюстрация к сборнику Сергея Павлова "Чердак Вселенной". Изображение взято из открытых источников
Виктор Бахтин. Иллюстрация к сборнику Сергея Павлова "Чердак Вселенной". Изображение взято из открытых источников

В МАРЕВЕ АТОЛЛА

Герман Михайлович Чижевский родился в 1928 году. Окончил биологический факультет МГУ, а также художественно-графический факультет Московского полиграфического института. Работал художником-иллюстратором журнала "Вокруг света". Самым известным литературным произведением Чижевского стала книга "В дебрях времени", редактором и фактически соавтором которой стал Аркадий Стругацкий.

Борис Лавров. Иллюстрация на обложку сборника "В мареве атолла". Изображение взято из открытых источников
Борис Лавров. Иллюстрация на обложку сборника "В мареве атолла". Изображение взято из открытых источников

Гидробиологическая экспедиция на яхте "Аргонавт" сталкивается с необъяснимым воздействием на психику человека, по мере приближения к лагуне одного из атоллов к западу от рифов Роули. Не связано ли это явление с обитающим в лагуне головоногим?

Иллюстрация Германа Чижевского к рассказу Спрэга де Кампа "С ружьем на динозавра". Изображение взято из открытых источников
Иллюстрация Германа Чижевского к рассказу Спрэга де Кампа "С ружьем на динозавра". Изображение взято из открытых источников

О 1974 годе в истории советской фантастики я уже писал, так что следующий год 1975.