Раньше ходил в храм раз в неделю как прихожанин, затем стал алтарником. Стал ходить каждый день. Через две недели интерес, любовь и внимание к богослужению заметно снизились. Это произошло от каждодневного посещения или в связи с тем, что в алтаре главное - выполнить обязанности, а молитвы по возможности?
Ответ батюшки:
Вопрошающий, это вы просто обозначили величие. Теперь представьте себе, что такое священство, как человек должен заставлять и бодрить себя, как он должен подстегивать себя, чтобы не привыкнуть к своему священническому труду, чтобы не подходить к престолу Божию, как к токарному станку или к компьютерной клавиатуре. Ну, подошел, сел, как клерк, за стол, надел нарукавники и стал писать скучную работу.
У вас за две недели пришло некое понимание, что привычка убивает все святое.
Как многие хорошие архиереи на ухо ставленнику говорят пару важных слов:
"Не привыкайте к благодати, всегда чувствуйте ту новизну. Говорите себе: "Боже, я в храме, как хорошо! Как хорошо, я в церкви, я служу Господу. Недостойный, я недостойный допущен до священнослужения. Слава Богу за все".
Нужно возгревать в себе, как пишет Павел, этот огонь, полученный в рукоположение.
То есть вы за две недели правильно почувствовали, что привычка может все убить. Поэтому многие священники (не в осуждение говорю, но просто никуда от этого не денешься) служат с большой неохотой, как бы позевывая. Они сокращают службу без меры, быстро-быстро, скомкано, раз-два-три. Сказали:
"Благослови, Бог наш".
И до свидания. Неинтересно. Не хочется. Надоело. Нет огня.
Господь пришёл, чтобы огонь вовлечь на землю. И Он хотел, чтобы тот разгорелся, надо, чтобы человек горел этим святым огнем Пятидесятницы и других воспламенял, зажигал эти мокрые души, чтобы они тоже воспламенялись священным трепетным огнем.
А все это может зайти просто в рутину, в привычку. Пришел, открыл, зашел, стал, зажег, встаю, принес, унес, потом опять закрыл, ушел. Все, конец православию и святым отцам!
Да, здесь есть такая проблема, что там, в алтаре есть своя работа. Ее нужно сделать. Вовремя закипятить чайник с горячей водой, вовремя разжечь кадило, не дать ему погаснуть, вовремя выйти со свечой, прочесть записки. Нужно все сделать вовремя, расторопно. Когда здесь молиться?
Но вот высший пилотаж пономаря, алтарника - это делать все и молиться. То есть высший пилотаж - это все делать правильно, все делать молча, знать заранее куда пойти по мимике, по взгляду священника.
Нужно понимать все: надо закрыть дверь или открыть, или открыть окошко, чтобы проветрить. Надо понимать все на полуслове и при этом молиться. Там вся работа должна быть уже сделана.
И ты стоишь и замираешь на Евангелии, замираешь на всех ключевых событиях и постоянно держишь в голове молитву. И если будешь так поступать...
(А пономарей много. У нас тысячи церквей, и в каждой церкви по одному, а то и по 2-3 пономаря. То есть число пономарей в нашей церкви исчисляется несколькими тысячами людей. Это минимальная цифра, а, может быть, десятки тысяч привлеченных к алтарному труду.)
Если каждый из них будет работать без болтовни (болтать в алтаре нельзя), не отвлекаться, хорошо знать службу (потому что пономарь - это первая ступень к возможному священству в будущем), любить службу и постоянно быть во внимательной умной молитве, которая следует за словами священника...
Если все это делать, именно так делать, то храм будет свят не только совершением в нем Таинств, не только в том, что там есть духовенство и верующие. Храм будет свят наличием в нем святого пономаря.
Покровителем святых пономарей является Архип, которого мы вспоминаем, когда говорим про Чудо архангела Михаила в Хонех. Там Архип был, это такой святой пономарь.
Таким святым пономарем был еще Андрей Смоленский, который в Переславле-Залесском, убежав из смоленского престола княжеского, не желая бороться за власть с братьями, в смиренном виде сторожа и пономаря провел долгие годы и мирно скончался.
Его очень любил царь Иван Васильевич Грозный. Он приезжал к нему в этот день и пономарил в храме сам, как чтущий память великого пономаря из князей, смиренного Андрея Смоленского его молитвами "Господи, помилуй нас".
Пономарить любил на службе Александр Васильевич Суворов. Вот уж кто любил петь на клиросе и пономарить на службе! Кстати, Петр Первый тоже пономарил часто в храмах и пел на клиросе, он тоже любил это. Так что можно этому научиться.
Так представьте себе, если будет скука, паденщина надоевшая. А представьте себе, что до революции дети священников тоже были священниками. Папа устал, папе надоело. Сын на папу зевающего посмотрел и стал таким священником, как зевающий папа. А потом было еще хуже.
Там родились сыновья. И они смотрят на этого совсем не заинтересованного в священстве папу, уже деда получается в третьем поколении. И внуки будут тоже священниками, потому что там левитизм был. Там было потомственное священство. И с каждым поколением они служат всё хуже, хуже, хуже и хуже. И потом наступает революция.
Потом всех поставили к стенке за то, что плохо служили. Ну как-то так оно и бывает.
Поэтому нельзя сыну священника обязательно быть священником. Нельзя. Потому что нужно брать от отца только огонь. А если ты берешь от него эти кислые щи, это скисшее молоко, то не нужно быть священником.
Ты видишь своего папу каждый день, ты видишь его грехи и слабости, потом ты их умножишь в себе и станешь еще хуже, чем твой отец. А твои дети будут еще хуже. А там уже и страшный суд скоро. Не надо! Надо брать самое лучшее. И только при условии, что ты любишь богослужение, ты будешь нормальным и пономарем, и клиросным певцом.
Счастлив тот батюшка и благословенен тот храм, в котором регент дисциплинированно верующий, строгий и хористы набожные. Когда они поют Богу, они словно ангельскую службу совершают и молчат в остальное время.
Они в телефонах не сидят. Вот какая напасть сейчас возникла! Он стоит, поет: "Господи, помилуй". А сам в телефоне ищет, как зовут новую любовницу Джони Деппа. Это ужасно.
Только святое служение в церкви должно быть, только святое служение. Так что это непременное условие того, чтобы мы разносили во все стороны мира это благовестие о воскресшем Христе и радости о Господе.
Это серьезная задача, ее надо решать. Нужно возгревать в себе благодать Божию.
Повторюсь, мудрые пастыри, архипастыри, рукополагая священников, они говорят им пару слов на ухо на всю жизнь.
Обычно такие советы очень короткие: не привыкайте к благодати, любите богослужение, всем сердцем любите службу, не гнушайтесь простых людей, не бегайте за деньгами.
Вот четыре совета молодому священнику. Не люби деньги, люби службу, не привыкай к благодати, люби людей. Все. И ты будешь Иоанн Кронштадтский номер два. Ну, в уменьшенном варианте, конечно.
Так что пономарю это тоже уже понятно. Так что вперед и работать. Если у вас не получится, уходите из алтаря. Есть люди, которым в алтаре становится хуже.
Я помню такой случай. Некая хорошая женщина, такая даже, скажем, эффектная дама, вхожая к владыке, упросила его взять своего младшего сына в алтарь, чтобы он был при владыке диаконом.
Что вы думаете? Богобоязненный маленький ребенок превратился в бесенка через месяц. Он развратился возле старших диаконов. И надо было просить владыку, чтобы он сказал этой маме:
"Забираете ребеночка вашего из алтаря, ибо вы потеряете сына, он не готов. Он маленький еще, ему это пока рано".
Потому что, приблизившись к Богу, можно освятиться, а можно сгореть и сгнить. Ты не готов, ты сырой и слабый.
Поэтому нужно все знать, все правильно делать, молчать, не опаздывать и постоянно молиться. Тогда ты будешь хороший пономарь, а со временем, может, даже священник. Получается? Вперед. Не получается - уходи. Ищи другое занятие.
Также читайте: