Всем Доброго Аудиофильского!!!
У нас сегодня очень не простая психо-соматическая тема дискуссии.
Суть ее в том, что из всего многообразия видов и под-видов музыки, есть 2 весьма не обычных под-вида звучания музыки:
1. Живое исполнение, зафиксированное микрофонами, сведенное звукорежиссерами, записанное на носитель, и потом воспроизведенное с него, и переданное по Радио.
2. Живое исполнение, зафиксированное микрофонами, сведенное звукорежисссерами, и напрямую переданное по Радио.
Казалось бы в чем разница?
Ан нет. Наш слух каким-то боком отличает живое исполнение от записанного. Даже по Радио.
С одной стороны вроде как есть разговор о детонации носителя. Вроде как она вносит некоторый смаз в звучание, который наш слух подсознанием и только подсознанием, воспринимает как нарушение достоверности времени.
С другой, вроде как планета Земля неравномерно вращается. И наше подсознание это колебание улавливает. И если оно синхронно с неравномерностью движения смычка исполнителя - то значит запись живая. Даже переданная по Радио. А если нет...
В общем можно даже продолжить. Давайте усложним. Схему.
Мы будем сигнал с микрофонов оцифровывать. И передавать через цифровое радио.
Теперь у нас добавилась детонация от генератора в АЦП и ЦАП. Причем она именно по вине задающего генератора. И она теперь не зависит от того записали мы на флешку, и потом с нее воспроизвели, или нет.
В обоих случаях у нас детонация Генератора и только Генератора.
Так вот и в этом случае слушатели разницу улавливают.
Так что дело видимо в вибрации вращения Земли.
Но это я все к чему?
Помните на УКВ и при том только на УКВ, было радио Орфей?
Они там Классическую Музыку вещали!!!
Причем в этой отрасли 2 - 3 раза в год, а случались конкурсы. Причем многодневные. Чуть ли не по месяцу длящиеся.
Так вот их транслировали в живую.
И если у вас дома в этот момент Крутое Качественное Радио. Да с колонками, что Делают Звучание ВИП-Мест из Сведения Под Первый Ряд...
В общем вы все поняли.
В попадаете в Концертный Зал, продолжая делать свои домашние дела!!!
И я вам по секрету скажу, что я так делал. Правда на Ласпи 003. Помню кодил сайт один анимированный. А мне ритмы мышления Рахманинов задавал.
И надо сказать бодро меня тогда втыкало это дело. Сайт аж летал!!! Причем даже на тогдашних смартфонах. А задачей было как раз организовать совместимость его с гаджетами. Я тогда за простые заказы не брался. Это ж 2002й год был.
В общем представляю вам Самый Крутой Тюнер из СССР!!!
Ласпи 005-1
фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/index1/radiopriem/tjuner_ps/laspi005_1s.html
У аппарата на борту 2 СВ дипазона. Один ДВ, 4 КВ. И собственно нужный нам. УКВ. И он в нем стерео.
У аппарата есть 7 фиксированных настроек на УКВ.
У него есть бесшумная настройка на станцию. По сути тот же динамический шумоподавитель. Только отключающий весь сигнал, и ориентирующийся не по выходу, а по уровню Промежуточной Частоты Гетеродина.
Есть тут и 2 индикатора. Стрелочных. Но это не выходы сигнала.
Один из них показывает уровень принимаемого сигнала. А второй как раз частоту ПЧ. Вернее отклонение ее от положенного значения.
Там ведь как. У нас есть принимаемый сигнал. Его частоту определяет передатчик. Синхронно с ним движется частота Гетеродина при вращении ручки настройки.
Когда одна частота на другую накладывается - получается Промежуточная Частота. И если частота гетеродина правильно совпадает с частотой... Передатчика.
То на выходе всегда одна и та же частота. А вот если частоты еще не совпали но уже в диапазоне селективности контура настройки на частоту(а для УКВ это означает, что сигнал уже в диапазоне ЧМ девиации принимаемой частоты, не еще не по центру ее). То у нее будет отклонение. И его-то этот индикатор и показывает.
И по нему же и АПЧ работает следя за правильной частотой.
Но тут все еще хитрее.
Дело в том, что тут... Синтезатор частот в роли генератора частоты гетеродина.
Дело в том, что пассивные генераторы, они немножко того. У них и уход от температуры. И нестабильность генерации. То и дело фазу дергают.
Причем не всегда понятно почему. Могут от вибрации конденсаторов в ритм баса дрыгнуть.
И если на Рок-Музыке это особо не критично. Там звуки короткие.
То вот на Академической. Когда смычком ноту тянут.
Вы ведь помните, что там любая детонация слышна? Даже на кассете. И есть даже разговор о пригодности Японских Кассетных Плееров для Классики. Была как-то статья на эту тему в одном журнале в середине 90х.
А симфоническая музыка она ведь может в барабаны, трубы, а то и в живую настоящую пушку посреди сцены бахнуть. Так сказать заявить, что Порох в Пороховницах это не вовсе не Имя Нарицательное.
Ну и понятно, что Конденасторный Генератор для тех, кто хочет в Живую Музыку На Орфее слушать.
И Аудиофил этот настолько продвинутый, что отличает живое, от записи живого даже через ЦАП...
Ну понятно, что никаких Конденсаторных Генераторов тут быть не может!!!
Услышит такой Аудилфил это дело на раз. При первом же Тутти.
Ну и вот вам 2 картинки.
фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/index1/radiopriem/tjuner_ps/laspi005_1s.html
фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/index1/radiopriem/tjuner_ps/laspi005_1s.html
На них 3 платы.
1я плата. Что в бок откинута на верхнем фото.
Это АЦП.
Суть в том, что пресеты тут Аналоговые. Просто резисторы.
Регулятор настройки, что основной - Аналоговый.
Варикапы, что в селекторе частот - Аналоговые.
Автор этой статьи тоже - Отечественный!!!
Это вот отсюда шутка.
видео отсюда https://www.youtube.com/shorts/DhF9oW5uvCI
Микшер, что частоты Гетеродина и Принимаемого сигнала сводит - Аналоговый.
Усилитель ПЧ - Аналоговый.
Декодер Стерео-сигнала - тоже Аналоговый.
Словом все натуральное!!!
Только Генератор частоты Гетеродина - Цифровой.
Причем генератор не совсем Синтезирующий. Тут есть 2 метода Синтеза.
1. Просто синтезировать весь Синус логическими микросхемами или еще каким Сигнальным Процессором. А потом подавать его на ЦАП.
2. Записать в ПЗУ данные о форме синуса. А потом менять частоту перебора адресов в этой ПЗУ, чем менять скорость воспроизведения. Что будет так же менять частоту сигнала на выходе.
И тут как раз такой.
Итак. Первая плата преобразует сигнал с ручки настройки, или с резистора пресета, с цифровой код.
Дальше плата - она как бы индикатор. Ее задача этот цифровой код преобразовать в цифры на экране.
Ну а чего? Раз его уже создали.
А вот третья плата.
Тут вот и прецизионный стабилизатор свой. И именно на ней. И даже КРЕНка на радиаторе.
А вот дальше смотрите.
Есть черная микруха - это счетчик.
Есть 2 микрухи - это ПЗУ. Масочные. С кодом Синуса прям с завода.
Причем код тут не простой. Он Сигма-Дельта.
Есть генератор колебаний. Он на Кварце.
Тут как система работает.
Кварц задает импульс перехода адреса счетчику. Но на другие его входы приходит адрес деления частоты. Т.е. кварц генериует кучу мегагерц.
А дальше цифровой код, сформированный еще на первой плате, оказывается деления на счетчике, и понижает частоту кварца. Причем все это происходит весьма прецизионно.
Дальше пониженная частота приходит на ПЗУ и перебирает ее адреса. В которых записана идеальная Форма Синуса. Так еще и в Сигма-Дельте.
Т.е. однобитовый режим, в котором все гармоники улетели куда-то в космос. Что кстати тоже полезно для получения сигнала без гармоник.
А ЦАП при этом делается на 4х транзисторах.
И мы их тут тоже видим.
В итоге чего мы получаем сверх-стабильный сигнал. Который не вмешивается в звучание Акадамической музыки. Даже если слушатель громкости прибавит и колонки у него полнодипазонные, с выраженным уклоном в сабвуферистость.
Кстати Ласпи 003 шпарил от 10 Гц и до 15 кГц. Логично, что этот тоже Инфраниз качнуть может.
Так что дальше вопрос только в колонках. А Орган по радио - в общем они могут его передать так, что ни Один ЦД плеер не вывезет по части баса. Я уж про другие источники и не говорю.
Вот такие дела!!!
Спасибо, что дочитали!!!