Найти тему
СантехОптСервис

Фальковский Н. И. — Москва в истории техники.(Бани)

источник: Фальковский Н. И. — Москва в истории техники. — М.: Московский рабочий, 1950, Стр. 162167.


Бани в Москве, конечно, применялись с древнейших времён. Так как никаких подробностей о них в летописях XIII и XIV столетий не имеется, то общее представление можно составить по аналогии с Киевом: русские обычаи в этом отношении были одинаковы и здесь и там. По свидетельству Нестора, великая княгиня Ольга приказала отвести мужей древлянских в истопку, мовницу (баню), где они
«творили мовь», т. е. парились


Парильня в каменной бане (миниатюра из рукописной книги)
Парильня в каменной бане (миниатюра из рукописной книги)

Бани были не только в княжеских дворах, но и среди дворовых построек отдельных домохозяйств, как богатых, так и средних. Мыльня имелась во дворянском городском дворе (1559 г.), во дворах посадских людей (1571—1578 гг.).

Во второй половине XVII столетия в Москве даже мелкие и посадские дворы имели среди различных построек
«баню с передбаньем», «в огороде баню с сенми»

В богатых хоромах мыльня устраивалась при жилых (постельных) помещениях и соединялась с ними сенями или переходами. Часто мыльня находилась в подклете .

Во втором этаже Теремного дворца в Кремле была царская мыленка, вся выложенная свинцовыми досками, спаянными оловом, чтобы вода не могла просочиться в нижний этаж. Конечно, для удаления сточных вод здесь имелась канализация.

Подобные работы обычно поручались мастерам водовзводного (водопроводного) дела. Например, в 1681 году мастер водовзводного дела Иван Ерохов отливал с помощью своих
«работных людей» свинцовые доски, паял их оловом и выложил ими в бане пол и стены до лавок. Ему платили по 10 алтын за доску .

В 1682 году делаются хоромы для царевича Ивана Алексеевича и при этом
«мыленка и мыленные сени (передмыленье) в длину по 5 аршин по 10 вершков»

Таким образом, частные бани были весьма распространены и очень разнообразны по размерам и устройству. Имелись также и общественные, или торговые, бани. Уже под 1089 годом летопись упоминает о постройке в Переяславле каменной, т. е., конечно, общественной, бани: «и строена баня камена, сего же не бысть преже на Руси» . Подобные бани могли быть несколько позже и в Москве.

Бань было так много, что в XVI веке Борис Годунов только по Москве от них и купален получал пошлин 1 500 рублей. Вообще пошлины с бань поступали в Приказ Большого прихода, но получаемая сумма неизвестна. Полагали, что она должна быть значительна ввиду общей любви всех русских к бане и купанью .

Повидимому, общие бани были достаточно распространены. В деяниях церковного собора 1551 года, так называемом Стоглаве, один из вопросов касался того, что
«в банях мужи и жены и чернцы и черницы в одном месте моются без зазору». Собор признал это неподобающим и строго запретил.

На известном плане Москвы 1610 года
«теплые воды, или бани», изображены на берегах рек Москвы и Яузы. Фигурируют они и в атласе 1643 года, а также и на других планах XVII века, при этом иногда называются «общественными банями».

Об устройстве бань имеются указания в разных источниках XVII века. Бани строятся четырехугольные, окна с хорошими стеклянными оконницами располагаются вверху. В середине делают небольшое отверстие, которое можно по желанию открывать или закрывать для выпуска пара.
«Они внутри не пользуются печами, а имеют либо искусно выложенные камни, которые извне могут быть обогреваемы огнем, либо вносят на железном противне раскаленные камни, на них льют теплую воду и это дает хороший жар» . Знатные люди применяют для этой цели «замечательно приготовленные, перегнанные на всяких хороших травах воды, которые издают прекрасное благоухание».

Порой описывают потение на полке с мягкими сенниками, применение веников, растирание тела, купание после бани в ледяной воде.
«Простые люди, которые сообща строят свои бани на проточной воде (как это видно в городе Москве на протяжении 3 миль), лишь только они сильней всего разогрелись, выходят, как их бог создал, в холодную текучую воду и усаживаются в неё на долгое время, безразлично, будь то летом или зимой». Очевидец отмечает также, что в богатых банях потолок и стены затягивают прекрасным белым полотном, «что приятно видеть». На пол постилали порубленные еловые ветви, что «дает очень приятный запах». В заключение указывается, что «ни в одной почти стране не найдёшь, чтобы так ценили мытье, как в этой Москве».

Парильня в каменной бане (миниатюра из рукописной книги XVII веке. ГИМ).
Парильня в каменной бане (миниатюра из рукописной книги XVII веке. ГИМ).

Ещё более ясное представление можно получить по найденным нами миниатюрам в рукописях XVII века. На рисунке 84 представлена мужская баня, обогреваемая печью каменкой, внизу которой стоят сосуды, очевидно с ароматными составами. Прекрасно видно устройство полок, запасного бака для воды, стоят шайки, в большом количестве веники. Для обеспечения водой имеются два колодца . Парильня в деревянной бане видна на рисунке

Парильня в деревянной бане (миниатюра из рукопиги XVII века. ГИМ).
Парильня в деревянной бане (миниатюра из рукопиги XVII века. ГИМ).

На рисунке изображены разные помещения в бане: раздевальня, парильня. Представлена печь — каменка с топкой и трубой. Виден деревянный запасной бак для воды (с обручами). Вода к нему подается по жолобу. Её поднимает из колодца при помощи журавля полуодетый рабочий

Разные помещения в бане (миниатюра из рукописной книги XVII века. ГИМ).
Разные помещения в бане (миниатюра из рукописной книги XVII века. ГИМ).

Наличие большого количества бань в отдельных усадьбах Москвы при господствовавшем простейшем хозяйстве просто разрешало вопрос о стирке белья. Последняя производилась у колодца, пруда, реки, а зимой в избе, бане. Даже в семьях больших бояр этот вопрос при наличии крепостных разрешался просто. Однако, вероятно, в крупных хозяйствах имелись специальные портомойные избы, как это было, например, в Коломенском царском дворце. В нём существовало крыльцо, «что ходят к портомойным избам», т. е. последних было не менее двух.

В 1681 году в селе Алексеевской были сделаны две избы портомойные и между ними сени.

Царские прачечные представляли собой большие помещения. В том же 1681 году по указу
«велено сделать портомойню в длину на 11 саженей, поперек на 3 сажени с полусаженью», т. е. площадью в 150 квадратных метров.

Портомойни были оборудованы корытами, скамьями, имели водостоки. В 1683 году в двух палатах каменных кремлёвских портомоен в чердаке размером 20X4 сажени мостили досками пол, делали полки,
«лавки с опушками», велено «колоды, которые погорели, переменить; да в тех же портомойнях под полом положить желобья». В 1684 году в этой же прачечной были сделаны «две трубы деревянных стоячих больших, что сверху льют воду». Таким образом, портомойня была даже оборудована домовой канализацией.

С увеличением в XVIII веке численности населения Москвы росло и количество бань, причём общественные бани приобретают все большее значение. Уже после указа Сената от 21 декабря 1743 года, запрещавшего мужчинам и женщинам париться вместе, стали назначаться различные дни для мытья тех и других, а также начали широко устраивать отдельные мужские и женские бани. Устав Благочиния от 2 апреля 1782 года запретил вход в баню лицам другого пола. Это ещё более способствовало увеличению количества бань.

Бани обычно находились в течение долгого времени на одном месте. Так, небольшие торговые деревянные мужские и женские бани на реке Яузе у Покровского моста были в 1701 году пожалованы Петром I капитан-поручику М. Я. Волкову. В 1738 году они с участком земли в 50 X 30 саженей куплены купцом Д. Я. Казаковым. В 1757 году бани переходят к его сыну , И. Д. Казакову. В 1781 году они за ветхостью идут на слом, и на том же месте строится новая деревянная баня .

Бани были выгодным предприятием, и за сохранение их боролись даже тогда, когда с общественной точки зрения они были лишними.

Так, в 1780 году был возбуждён вопрос о приискании в Белом городе места для постройки бань, вместо сломанных Петровских и Трубных. Однако Каменный приказ считал, что в
«Белом городе баням быть неспособно, потому что там вод нет, кроме колодцев, и те по причине гористого местоположения должны быть глубокие и воды жесткие и немылистые». При этом высказывалось мнение, что вообще новых бань строить не следует, так как вблизи места сломанных бань имеются другие: у Петровского монастыря, на Сретенке, на Самотеке, «и сии последние на чистой воде»

Бани имелись в различных частях города (в 1784 году Москва была разделена на 20 частей) и не в единственном числе. Например, в 1787 году казённых и торговых бань насчитывалось более 67 , при этом мужских и женских было почти поровну. В первой половине XIX веке количество их ещё более увеличилось. Одними из лучших были Новинские. В длинном, сравнительно красивом одноэтажном здании находились номерные бани с высокой почасовой оплатой. Были бани дворянские и общенародные.

Классовый характер их сказывался очень резко на благоустройстве и оборудовании. Вода разводилась во все отделения по трубопроводам. У дворян были души: «стоит повернуть кран и вас обольёт наподобие дождя... вода сначала бывает тепла, ибо нагревается в водоёме, но по мере убавления наполняется холодною» .

Из других бань лучшими являлись Лежнёва и Москворецкие.

Но в большинстве бани были примитивные, как можно судить по бане Суровщикова в начале XIX века. Она состояла из двух каменных одноэтажных зданий (для мужчин и женщин) на берегу реки Москвы. Между ними имелся колодец, в который была проведена москворецкая вода. Вблизи колодца находилась печь с котлом. Последний накрывался деревянным кругом с двумя парами больших отверстий для черпания воды. Между ними шел тесовый забор, разделявший мужской и женский дворы, которые были выстланы досками. На этих дворах находились скамьи для мытья и отдыха. Вблизи горячего котла лежали деревянные шайки. В банных зданиях у задней стены имелся широкий полок. К нему вели четыре-пять широких ступеней для сиденья и мытья.

Отопление производилось посредством большой печи с каменкой. Дым из последней проходил в баню и выходил из неё по деревянным трубам вверх или же через открытую дверь.

Подъём воды из колодца осуществлялся бадьями на оцепах. Вода сливалась в желоба, по которым текла в большой деревянный чан в той или другой бане или в котел. Излишняя вода из чанов перетекала через край на пол, проходила сквозь щели в последнем и по сборной канавке стекала к реке. Подающий воду жолоб был пропущен сквозь одно стекло оконной рамы.

Особенно большую роль в Москве сыграли Сандуновские бани, построенные актером С. Н. Сандуновым.

Устройство городского напорного водопровода вызвало разведение воды внутри бань по трубам, устройство душей, небольших бассейнов для купанья вместе с централизованным горячим водоснабжением. Однако общий характер русской бани (парильня с полками, каменка) сохранился.

Значительное развитие получает банно-прачечное дело в советских условиях. Перестраиваются старые бани, строятся новые. Увеличивается пропускная способность отдельных бань. В 1933 году построены бани в Краснопресненском районе на 256 мест, в Сокольническом на 416 мест. В 1934 году введены в эксплуатацию бани в Ленинском районе (Донской переулок) и в Замоскворецком районе (Кожевнические), по 500 мест каждая.

Благоустроенные бани появились в разных районах Москвы . Вместе с тем вместо прежних ручных стали устраиваться механические прачечные или по существу прачечные-фабрики. В такую механическую прачечную-фабрику превратилась, например, старая Краснохолмская прачечная.

В общей сложности в Москве было построено 18 новых бань на 6 582 места. В 1940 году они обслужили 60,6 миллионов человек (в 1913 году — 21,7 миллионов человек).

До Великой Октябрьской социалистической революции имелась одна механическая прачечная производительностью 5,5 тонн белья в смену. В последнее время в столице работали 31 механическая прачечная производительностью 47 тонн белья в смену. Но все эти цифры быстро растут.