Найти в Дзене

Кругобайкальское восстание 1866 года

Оглавление

Сегодня я расскажу вам о малоизвестном восстании польских заключённых в Прибайкалье.

Предыстория:

После подавления восстания 1863-1864 годов в Польше и Северо-западном крае тысячи его участников высылались за пределы Царства Польксого и западных губерний; многие — на поселение и каторгу вглубь Российской империи, в том числе в Сибирь.

В апреле 1866 года императором Александром II была объявлена амнистия польским политссыльным: значительно сокращались сроки каторги, а короткие сроки заменялись поселением.

Подготовка восстания:

Летом 1866 часть поляков, работавших на строительстве тракта, решила обезоружить конвой и пойти дальше в Забайкалье, где они хотели освободить других польских ссыльных и бежать через Монголию в Китай в надежде найти английские корабли, чтобы через Америку вернуться в Европу. Возглавляли восстание 48-летний Нарциз Целинский, бывший капитан русской армии (ранее, при Николае I, сосланный на Кавказ), и 30-летний пианист Густав Шарамович. Их помощниками были 30-летний варшавянин Владислав Катковский и 23-летний Яков Рейнер. Поляки тайно готовили оружие и продовольствие: в возглавляемой Казимиром Арцимовичем партии каторжан, стоявшей на станции Култук, тайно выковали в кузнице несколько десятков кос (коса, торчком насаженная на древко — традиционное оружие польских повстанцев) и заготовили 20 пудов сухарей и запас соли. Было изготовлено также знамя с девизом: «За нашу и вашу свободу!».

Ход Кругобайкальского восстания:

Вечером 24 июня одна из Култукских партий (48 человек) напала на своих конвойных, отняла у них оружие и, захватив лошадей, отправилась дальше по тракту на почтовую станцию Амурскую, где также разоружила солдат, испортила телеграфное сообщение с Иркутском, и с примкнувшими к ней людьми двинулась далее. По пути восставшие портили телеграфную связь и уничтожили ряд мостов, повсеместно запасаясь огнестрельным оружием и боеприпасами.

Далеко не все поляки, работавшие на тракте, поддержали восстание, а некоторых из них повстанцы принуждали присоединяться к ним силой.

26 июня в Иркутске стало известно о бунте. По тревоге были подняты и брошены в погоню казаки и три отряда пехоты.

Ночью 27 июня повстанцы во главе с Рейнером и Катковским пришли на станцию Лихановскую. Солдаты, охранявшие станцию, забаррикадировались в станционном доме и отстреливались через окна. Им на выручку подошел отряд майора Рика (80 человек), переправившийся на пароходе через Байкал. Повстанцы подожгли станционное строение и отступили. Солдаты преследовали «сибирский легион вольных поляков» (как называли себя восставшие) до реки Быстрой, где 28 июня у моста неподалеку от ст. Мишиха произошел решающий бой, в котором поляки были разгромлены, а их отдельные группы рассеялись и три недели блуждали по тайге, пытаясь пробиться к границе. Против них были посланы крупные силы, которые вступили с ними в боевые стычки (9 июля в долине реки Темник, затем 14 июля в урочище Урбантуй и наконец 25 июля снова в долине реки Темник); в последней стычке остатки поляков, расстреляв все боеприпасы, сдались.

Суд:

Военно-полевой суд над восставшими проходил в Иркутске с 29 октября по 9 ноября. Всего предстало перед судом 683 человека, из которых виновными было признано 418. Наказанию в конечном итоге были подвергнуты 326 человек: 7 «зачинщиков» были приговорены к расстрелу; 197 участников — к бессрочной каторге, а 122 восставшим был увеличен срок каторги. Генерал-губернатор Восточной Сибири М. С. Корсаков утвердил лишь 4 смертных приговора из семи: Целинскому и Шарамовичу как вожакам восстания, и Рейнеру и Катковскому как «предводителям шаек», сжёгшим Лихановскую. Они были расстреляны 27 ноября 1866 года в Иркутске. По одной из версий, Корсаков запросил у Александра II разрешения помиловать приговоренных к смерти; царь такое разрешение дал, но оно опоздало: пришло по почте через месяц после казни первых четырех приговоренных.

Память о восстании

В 1867, под свежим впечатлением от событий, польский поэт Корнель Уейский написал стихотворение «Памяти расстрелянных в Иркутске».

В 1967 одна из улиц Иркутска — Транспортная (до 1920-х — Семинарская) — была в честь этих событий переименована в улицу Польских Повстанцев и носит это название поныне

Спасибо за внимание!

.