Найти в Дзене
СТЕРЕОПАНОРАМА

«Кино и музыка»: «Цена сокровищ», 1992 год.

Хорошие отечественные фильмы 90-х я, пожалуй, могу пересчитать по пальцам рук (пальцы ног - точно не потребуются😂), а фильмов с хорошей музыкой окажется и того меньше. Но они есть и об одном из таких фильмов мой сегодняшний рассказ. На самом деле саундтрека как такового, у фильма "Цена сокровищ", снятого режиссёром Сергеем Тарасовым в 1992 году (премьерный показ состоялся на РТР 1 января 1993 года), нет. Есть лишь два романса, музыка одного из которых является главной музыкальной темой фильма и несколько музыкальных композиций. Поэтому в этот раз я обойдусь без традиционной "напоминалки"(см. другие публикации рубрики "Кино и музыка") и уделю внимание самому фильму в полном объёме. И начну с сюжета, который оригинален выбором времени и места событий. Итак, Южная Африка и англо-бурская война (1899-1902). События фильма начинаются в 1901 году. В Южную Африку, под видом французского коммивояжёра Мишеля Готье, прибывает русский офицер Павел (Александр Кознов), который должен помочь бурам

Хорошие отечественные фильмы 90-х я, пожалуй, могу пересчитать по пальцам рук (пальцы ног - точно не потребуются😂), а фильмов с хорошей музыкой окажется и того меньше. Но они есть и об одном из таких фильмов мой сегодняшний рассказ.

На самом деле саундтрека как такового, у фильма "Цена сокровищ", снятого режиссёром Сергеем Тарасовым в 1992 году (премьерный показ состоялся на РТР 1 января 1993 года), нет. Есть лишь два романса, музыка одного из которых является главной музыкальной темой фильма и несколько музыкальных композиций. Поэтому в этот раз я обойдусь без традиционной "напоминалки"(см. другие публикации рубрики "Кино и музыка") и уделю внимание самому фильму в полном объёме. И начну с сюжета, который оригинален выбором времени и места событий.

Итак, Южная Африка и англо-бурская война (1899-1902). События фильма начинаются в 1901 году. В Южную Африку, под видом французского коммивояжёра Мишеля Готье, прибывает русский офицер Павел (Александр Кознов), который должен помочь бурам в поисках сокровищ португальских пиратов (на средства от продажи которых, повстанцы планируют приобрести оружие). Его проводницей становится местная девушка Анна (Надя Боргесани). Однако о сокровищах становится известно бандитам, во главе с неким Гарри (Александр Иншаков), которые берут девушку в заложницы. Павел вынужден помочь им в поисках сокровищ, но затем ему и его спутнице удаётся бежать. Тем временем банда натыкается на отряд англичан. В начавшейся перестрелке часть гангстеров погибает, прочие же решают разделить сокровища, однако у их главаря другие планы. Он пытается напоить своих подручных, а затем запереть и поджечь, но здесь вновь появляется Павел, и бандитам приходится возобновить охоту на него, что становится для них роковой ошибкой. Все налётчики погибают, и клад достаётся бурам.

Вот такой, казалось бы нехитрый сюжет, если коротко, по сути в лучших традициях американских вестернов. Что собственно определяет жанр фильма как приключенческий боевик. И если бы не дополнительная романтическая линия и удачный кастинг актёров на главные роли, то возможно он бы и остался одним из второсортных боевичков того времени, посмотреть которые один раз можно, но пересматривать по многу раз - это уже вряд ли.

Между тем "Цену сокровищ" я посмотрел наверное раз пять (последний раз, когда писал данную статью). 5 раз за 20 лет с одной стороны вроде и немного, но с другой вполне достаточно, чтобы причислить фильм к категории "хорошее кино". И этого хватает чтобы вполне аргументированно высказаться о всех достоинствах и недостатках произведения.

Начну с исполнителей главных ролей. Как уже сказано в сюжетном описании роль Мишеля Готье/Павла исполнил Александр Кознов (см. фотогалерею).

Пожалуй самые известные роли,сыгранные Александром Вячеславовичем в кино это его работы в фильмах всё того же Сергея Тарасова «Приключения Квентина Дорварда, стрелка королевской гвардии» и «Рыцарский замок». Очень уж ему удавались роли "рыцарей без страха и упрёка" - романтичных, но вместе с тем преданных и знающих что такое понятие честь (Рыцарская или офицерская - не суть. Честь это то,что у каждого либо есть, либо нет). К сожалению жизнь Александра Кознова оборвалась слишком рано: он ушёл от нас в возрасте 46 лет оставив после себя полтора десятка киноролей и приблизительно столько же ролей, сыгранных на театральной сцене. Как же современному кинематографу не хватает таких вот фактурных героев - разве можно представить в подобной роли Петрова или Козловского. Да и Епифанцеву скорее бандитов играть, не в обиду ему будет сказано.

Думаю под именем Надя Боргесани не все узнали Надежду Горшкову, впервые прославившуюся ещё в школьные годы, сыграв роль Клавы Климковой в фильме «В моей смерти прошу винить Клаву К.». Я тогда, в 1993-м - точно её не узнал, хотя после "Клавы" смотрел и ещё один фильм где Надежда опять снялась в главной роли. Кстати недавно я этот фильм пересматривал и рекомендую. Речь о фильме-драме "На чужом празднике", снятом режиссёром Владимиром Лаптевым в 1981 году. Там, кстати говоря, роль у Надежды тоже скорее отрицательная, как и в её дебютной работе. Однако за прошедшие 10+ лет( с момента съёмок в фильме "На чужом празднике") в жизни Надежды многое изменилось, да и сама она стала другой (в данном случае это можно считать комплиментом).

В 1986 году Надежда Горшкова вышла замуж за американского юриста Марка Боргесани (юриста по образованию, из обеспеченной семьи). Потому в титрах к фильму Цена сокровищ" она и указана как Боргесани. В этом браке у них родилась дочь Камилла. После 11 лет совместной жизни они развелись. После развода вернулась в Россию, где снялась ещё в нескольких фильмах. Потом решила переквалифицироваться из актрисы в продюсера. В 2010 выпустила фильм «Ночь длиною в жизнь», в котором сама снялась. С тех пор она продолжает заниматься продюсированием.

Ну и последняя главная роль - роль Гарри, которую блистательно исполнил Александр Иншаков. Надо сказать что роли отрицательных персонажей Александру Ивановичу выпадали довольно таки часто. Однако порой он был настолько хорош в роли негодяя,что зритель невольно проникался к нему симпатией. Думаю что и в этом случае "Гарри конечно с 🌄 кин сын, но это наш с 🌄 кин сын".

Кстати Александр Иншаков снялся вместе с Александром Козновым и в "Приключениях Квентина Дорварда", и в "Рыцарском замке".

Ну и о музыке в фильме, которая написана Игорем Кантюковым. Для справки (тем, кто не знает Игоря Васильевича):

И́горь Васи́льевич Кантюко́в - советский и российский музыкант (контрабасист, тубист и бас-гитарист), композитор и аранжировщик, Заслуженный деятель искусств России (2005). Исполнитель джазовых коллективов Анатолия Кролла и Эдди Рознера, музыкант и аранжировщик ансамбля «Мелодия» под управлением Георгия Гараняна, руководитель биг-бэнда «Орфей». Аранжировщик и автор музыки к многочисленным кинофильмам, создатель концертных программ Иосифа Кобзона, Льва Лещенко, Надежды Бабкиной, Лады Дэнс, групп «Наутилус Помпилиус», «Ногу свело» и других.

В фильме звучат два романса: один в самом начале и его название установить не удалось. Второй звучит в финале и называется "Офицерский романс". В титрах указаны авторы текстов, но непонятно кому из них какой принадлежит. Или оба написаны в соавторстве? За кадром песни звучат в исполнении Ларисы Кандаловой.

-5

Интересны и инструментальные импровизации, скорее джазовой направленности.

Если особо не придираться, то в фильме почти нет ляпов за исключением одного. Пулемёт. Ну не было в 1901 году ручных пулемётов. Тем более Льюиса. Пулемёт Льюиса появился лишь в 1912 году, если мне не изменяет память, а поставляться в войска начал ещё позднее. Даже пулемёт Мадсена появился в 1902 году, так что пулемёт тут "за уши притянули".

С одной стороны фильм заканчивается хэппи-эндом: годом спустя Павел приезжает и увозит Анну в Россию. Но с другой стороны думаешь: 1902 год. Ну сколько у Павла с Анной впереди лет счастливой жизни? В лучшем случае 15 (до 1917 года), а в худшем 12 (до начала Первой Мировой). Ведь такие как Павел, не остаются в стороне, когда речь встает о защите Отечества. Да и Анна не стала бы сидеть сложа руки. Но с другой стороны важно ведь не сколько лет прожить, а КАК. И вот тут у героев фильма всё в порядке. Сколько бы им не было отпущено, но проживут они с честью, достоинством и по совести.

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=mNSTzFq_onA

А если кому-то вдруг захочется пересмотреть фильм или посмотреть его впервые, то можно это сделать прямо здесь и сейчас: