Найти тему
Максим Бутин

6069. УМ И БЕЗУМИЕ…

1. В материалистической философии и психологии ум мыслится как способность решать задачи. И, стало быть, он проявляется в решении задач, а сам процесс такого проявления ума называется мышлением. Тут ум прежде всего процессуален, а бытие ума если и мыслится как-то, то в качестве вторичного. «Мышление наличествует? Стало быть, и ум как-то есть. Не может не быть то, что щёлкает задачи и примеры, как семечки, а самого щелкунчика как бы и нет. Это была бы производственная невозможность, умственный процесс без субъекта, мерзкий и хитрый идеализм в действии».

2. Далее в этом понимании ума можно различать ум простой, решающий простые задачи, и сложный, решающий сложные задачи; ум низменный, копающийся в земле и навозе, и ум возвышенный, решающий задачи авиации и космонавтики, строительства небоскрёбов и росписи куполов храмов. И т. п.

Поэтому Григорий Яковлевич Перельман, между прочим доказавший гипотезу Анри Пуанкаре, используя потоки Риччи для доказательства гипотезы Уильяма Тёрстона, так что гипотеза А. Пуанкаре оказалась частным случаем в общем решении задачи, — Григорий Яковлевич Перельман — обладатель ума не просто глубокомысленного, но поистине гениального.

Но тогда ум в чистом виде — тот, который решает задачи, с каким бы предметом ни пришлось иметь уму дело, и какой бы социальный статус ни был у умного человека.

Последовательное же восхождение конкретизации и спецификации ума в этой материалистической традиции таково: (1) ум у бытия, то есть ум есть; (2) ум у существования, то есть ум существует; (3) ум у живого существа, то есть ум живёт; ум у живого человека, то есть ум живёт и ум человечен; (4) ум у организованного общества живых людей, то есть ум организован людьми и ум социально-человечен. Дальше в этой традиции могут появиться и появляются гипотезы об «инопланетном разуме», но они никак не доказаны и со внеземным разумом встречи покамест не было. Но нет сомнения, что существуй он, ему тоже пришлось бы решать задачи, что и было бы проявлением инопланетного ума.

3. Соответственно и безумие мыслится в материалистической традиции как неспособность решать задачи, будь это задачи школьные, задаваемые в первом классе, или задачи интенсификации народного хозяйства с выходом к новым источникам энергии, низкоэнергоёмким технологиям и рациональным использованием всех хозяйственных ресурсов. Если такая неспособность людьми проявлена, они — подлинные безумцы. Заметьте, безумие — тоже мыслится процессуально. Первичен процесс безумствования, и лишь от него делается обратное заключение к носителю безумия — безумцу. Без проявления, без процесса безумец так же незаметен, как и умный. Вот почему так популярно вразумление безумного: «Помолчи, за умного сойдёшь!» Разумеется, он молчать не будет. Он же безумный!

4. В идеалистической философии и психологии, имеем в виду Платона Афинскогои платоническую традицию в целом, ум понимается как бытие: бытие (1) законченное, (2) полное, (3) совершенное, (4) идеальное, (5) прекрасное, (6) благое.

В этом понимании ума первично именно бытие, а процессуальность, хоть и имеется, но вторичная и весьма своеобразная. В бытии (1) законченном, (2) полном, (3) совершенном, (4) идеальном, (5) прекрасном, (6) благом не может быть нерешённых задач, поэтому бросаться решать их, несуществующие, уму незачем. Он пребывает в блаженстве сосредоточенности на самом себе. Единственная его деятельность — осознавать самого себя, мыслить своё предельное совершенство. Все задачи и проблемы вынесены за скобки, скобки совершенного бытия.

Эта идеалистическая традиция отнюдь не абстрагируется от эмпирических проблем эмпирического бытия конкретных людей и их нужд в решении тех или иных задач. Только решения эти должны ориентироваться на идеальный ум и его деятельность. По образу и подобию идеального ума и его самосознания должен и реальный человек строить работу своего ума. Именно поэтому человек принимает совершенные фигуры геометрии: окружность, круг, шар, равносторонний треугольник, правильная трёхсторонняя пирамида, квадрат, куб, хотя в окружающей физической реальности он не может найти ни одной совершенной фигуры. Он определяет длину окружности по прежде доказанной формуле l = 2πr, а не верёвочкой, которую потом надо ещё прилагать к линейке или завязывать в нужном месте на верёвочке узелок. Линейка, кстати, тоже из идеальных инструментов.

Таким образом, в этой идеалистической традиции ум эмпирического человека — лишь постольку ум, поскольку он приобщился совершенного бытия, то есть ума идеального.

И потому с этой позиции Г. Я. Перельман не изобрёл своим умом, не выдавил из своего ума, а ещё хуже — из мозга, решение поставленной перед ним задачи, это было бы сущей вульгарностью, а приобщился уму совершенному, попросту ум совершенный был ему открыт более, чем кому-либо, потому и гипотеза была доказана. И в самом деле, если бы решения не существовало в принципе, как бы оно далось Г. Я. Перельману или кому-либо ещё? Значит, объективно оно всегда было, но в скрытой от эмпирического ума форме.

5. Соответственно и безумие мыслится в идеалистической традиции как неспособность приобщиться идеального ума, то естькак профанное и неблагодатное, ущербное и страдательное бытие.Первично бытие этого безумного, и лишь от него делается прямое заключение к процессубезумия — провалам его поведения инеспособности быть человеком разумным. Без проявления, без процесса безумец мог бы быть незаметен, но его ущербность и страдания стремят его к действиям, каковые действия, разумеется, безумны, несуразны, оскорбительны для ума.

6. Материалистическая традиция познания мира умом состоит в том, что эмпирический ум эмпирического человека пыжится, пыжится и наконец допыживается до угадываниятогоили иногорешения, потом это напыженное недостаточно верное решение дополняется «в ходе дальнейших исследований» и схема познания в конце концов оказывается схемой итерации, то есть накопления верных знаний и всё более полного осмысления и конечного представления бесконечного предмета познания. Рассуждения В. И. Ульянова (Н. Ленина) об абсолютной истине, складывающейся из суммы относительных истин как раз из лагеря этой традиции представления познавательного процесса. В этой традиции упор делается на постепенном и трудолюбивом рационализме, лишь в итоге трудоёмкого процесса смутно замаячит образ целого, а интуиция презирается как «парки бабье лепетанье».

Идеалистическая традиция прямо противоположна. Для неё важно сразу приобщиться к целому предмета познания, к верной идее познаваемого, а потом уже можно постепенно уточнять детали и описывать их. В этой традиции представления познавательного процесса истина постигается сразу и целиком и лишь потом гештальт дорабатывается и детализируется. В этом представлении интеллектуальная интуиция и мгновенный охват целого предмета привычны и почти обыденны.

7. У безумия традиции познания, как материалистической так и идеалистической, нет. Безумие безумствует свободно, нелепо, непредсказуемо. Мысль о том, что у всякого безумия есть своя логика, покоится на том, что у безумного всё ещё имеются остатки ума и он эпизоды своего безумствования выстраивает в некую последовательность, некую цепь. Разумеется, это возможно только с применением ума, регулирующего последовательность эпизодов.

В физике идущая от Нильса Хенрика Давида Бора манера творчески заряженные и неожиданно новые идеи называть безумными и беспокоиться лишь о том, достаточно ли они безумны, чтобы быть верными, не только не была нова ко времени соответствующего выступления Н. Х. Д. Бора, этого физика от футбола, эта манера встречалась с того времени, когда люди вообще начали задумываться о мышлении, начали рефлексировать, то есть фактически была всегда и всюду, когда и где встречалась мысль.

Идея о безумии верных достижений ума, верных идей, приравнивание истины и безумия, детерминировано не только неожиданностью и новизной открытых верных идей.

Полный и совершенный ум так же молчалив, как и полное совершенное безумие. В этом молчании ум и безумие схожи. Если смотреть на соотношение ума и безумия со стороны ума, то безумию нечего сказать, а уму говорить нет надобности. А если со стороны безумия, то полнота безумия есть плоское дно ума, граница его построений. Лишь оттолкнувшись от этого дна, можно воспарить к уму и его духовным замкам. Разумеется, это не значит, что фундамент величественных замков ума есть абсолютное безумие. Эти замки парят в эфире.

2023.05.23.