Найти в Дзене
CosmoGadget

5 оснований выбрать компьютер с видеокартой AMD и получить "красный диплом" в мире гейминга

Оглавление

Рассмотрим, какие функции и возможности должен иметь современный игровой настольный компьютер. При этом мы не будем забираться в крайности, а сосредоточимся на достижении приемлемой кадровой частоты при разумной цене. Сборки компьютеров с видеокартами AMD предоставляют именно такие возможности. В отличие от распространенных мифов в интернете, AMD уже давно опережает GeForce в среднем ценовом сегменте. Давайте разберемся, каким образом это им удалось.

NVIDIA смогла успешно продвинуть свой бренд благодаря хорошей маркетинговой работе. Однако большинство утверждений о преимуществах "зеленых" видеокарт верны для их флагманских моделей, цены на которые являются достаточно высокими. Если речь идет о более доступном бюджете, стоит обратить внимание на решения от AMD. У последних версий видеокарт Radeon RX имеются несколько преимуществ перед конкурентами.

Дополнительной видеопамяти никогда не будет лишней

Современные игры оказывают высокие требования не только к производительности графического процессора (GPU), но и к объему видеопамяти (VRAM). Несколько лет назад модели с 4 ГБ VRAM могли справляться с актуальными играми, хоть и с некоторыми ограничениями. Однако сегодня они уже не считаются достаточными для запуска современных игр, а применяются скорее для менее требовательных браузерных игр и классических проектов. В 2023 году все чаще встречаются требования к видеопамяти, в два раза превышающие эту цифру. Если речь идет о запуске популярных игр в разрешении 1440p (а уж не говоря о 4K), то во многих случаях даже такого объема видеопамяти может оказаться недостаточно. Об этом предупреждают как производители оборудования, так и независимые ресурсы.

Сожрать 10 ГБ видеопамяти на ультранастройках — обычное дело для современных игр
Сожрать 10 ГБ видеопамяти на ультранастройках — обычное дело для современных игр

Существует распространенное мнение, что причина роста требований к системным характеристикам компьютеров кроется в сговоре между разработчиками игр и производителями аппаратного обеспечения. Однако на самом деле причина более проста — за последние годы компьютерная графика претерпела значительную эволюцию. Здесь не столько речь идет о фотореалистичности, сколько о увеличении количества текстур, даже для мелких объектов, таких как дорожное покрытие или стены. Также разрешение изображения стало выше, и чем оно выше, тем больше требуется свободной видеопамяти (VRAM).

Кроме того, схемы освещения стали более сложными. Трассировка лучей включает вычисление отражений от объектов, а также эффектов преломления и поглощения света различными поверхностями. Эти данные хранятся в видеопамяти до момента отображения на экране.

Хотя проблема является очевидной, NVIDIA не спешит повышать планку. Топовые модели видеокарт GeForce обладают достаточным объемом видеопамяти, но их стоимость не доступна каждому. В среднем ценовом сегменте предлагается минимальный объем видеопамяти в 8 ГБ. С точки зрения маркетинга такая стратегия может быть понятной, но она не способствует повышению производительности доступных широкой аудитории видеокарт.

-3

Последние поколения видеокарт от AMD серьезно подошли к решению проблемы нехватки видеопамяти даже в среднем ценовом сегменте. Например, Radeon RX 6700XT оснащена 12 ГБ VRAM, что является достаточным даже для запуска требовательных игр, таких как Hogwarts Legacy. Кроме того, эти видеокарты обладают значительной вычислительной мощностью GPU, что позволяет комфортно играть в новинки при разрешении 1440p.

Рейтрейсинг Шрёдингера

На старте рекламной кампании RTX-технологий NVIDIA пообещала очередную революцию. Но что-то пошло не так: количество ААА-релизов с поддержкой «волшебных» лучей до сих пор удручающе мало. Иронично, но чуть ли не единственной игрой, во всей красе демонстрирующей возможности трассировки лучей, стала Minecraft. И то ненадолго: вскоре после громкого анонса проект заглох, и до сих пор он ограничивается мирами-демками от самой NVIDIA.

Блокбастеры, к которым технологию прикручивают задним числом, статистику не улучшают. Вспомнить хотя бы ремейк Resident Evil 2: соответствующий переключатель там был, но при его активации почти ничего не менялось. Местами картинка становилась чуть светлее в тёмных углах, но тот же эффект давала подкрутка ползунка гаммы. Вероятно, именно из-за такой антирекламы технология бесшумно исчезла из хоррора после недавнего патча.

Видите «магию лучей» справа? А разработчики говорят, что она есть
Видите «магию лучей» справа? А разработчики говорят, что она есть

Кроме того, поддерживающие рейтрейсинг игры при его включении не радуют оптимизацией. Хотя видеокарты NVIDIA и перекладывают трассировку на выделенные тензорные ядра, кадровая частота в режиме RTX On всё равно заметно снижается.

Сгладить ситуацию можно с помощью DLSS, но при этом падает качество детализации. Пусть не слишком заметно, но всё же куда более ощутимо, чем на постановочных скриншотах из обзоров.

Ситуация вряд ли изменится в ближайшем будущем: ИИ-апскейлинг не полностью решает проблемы с замыленностью кадра и артефактами, особенно в отношении UI и текста на дисплее. На Reddit доступно немало примеров, демонстрирующих сравнение нативного изображения со сглаживанием TAA и модифицированного, использующего DLSS-обработку:

Оригинальная картинка с TAA
Оригинальная картинка с TAA

Пока рано говорить, ждёт ли технологию DXR та же судьба, что и пресловутую HairWorks. Но и мейнстримом она становиться явно не спешит. На практике пока решает чистая производительность, и с ней у «красных» нет проблем. Если всё же захочется пару раз побаловаться RT-украшательствами, современные модели AMD Radeon их тоже поддерживают. Средний фреймрейт в таком формате работы у них чуть ниже, чем у новых GeForce, но ничего критичного с игрой не случится.

Софт для геймеров, а не разработчиков

Большинство мифов о работе драйверов видеокарт AMD давно устарело — достаточно взглянуть на даты самых громких заголовков. По части стабильности и прочих технических аспектов «красные» и «зелёные» давно достигли паритета. А вот в том, что касается комфорта самого геймера, AMD ушла далеко вперёд. Убедиться в этом несложно: просто взгляните на дизайн интерфейса панели управления NVIDIA, застрявший в эпохе Windows XP.

-6

Но внешний вид графической оболочки — это полбеды. Куда печальнее дела у «зелёных» обстоят с удобством работы. Надо изменить настройки для отдельно взятой игры или быстро обновить драйвер? Ставьте отдельное приложение GeForce Experience. Захотелось настроить профиль вращения вентилятора видеокарты или пошаманить с частотой GPU и видеопамяти? Скачивайте стороннюю утилиту или фирменный софт OEM-производителя.

Свежий пакет Adrenalin, в свою очередь, умеет практически всё. Настроить параметры видеокарты и её кулера, оптимизировать релизы, начать стрим или запустить сеанс удалённой игры со смартфона можно в одном приложении. Андервольтинг, разгон GPU или видеопамяти? Запросто. Без SMS, регистрации и кучи отдельных утилит.

Панель управления здорового человека
Панель управления здорового человека

Кое-что разработчики AMD позаимствовали даже у геймерских платформ. На вкладке «Игры» отображаются иконки всех установленных на ПК релизов, подобно библиотеке Steam. Их сопровождает полезная информация, например средняя кадровая частота. На основании этих данных проще понять, стоит ли менять настройки в ту или иную сторону. Для классики вроде Quake, разгоняющейся до нескольких сотен fps, имеет смысл включить ограничение кадровой частоты. А в Cyberpunk 2077 лучше, наоборот, чуть снизить качество теней, чтобы улучшить общую производительность.

Консольные корни

Использование железа AMD в современных консолях напрямую отражается на игровой индустрии. Большинство сегодняшних AAA-хитов — это кроссплатформа. Так что в первую очередь движок затачивается под «красных», а уже потом к нему прикручиваются «костыли» для оптимальной работы на карточках NVIDIA. Одно из самых наглядных тому подтверждений — скандальный релиз Batman: Arkham Knight в 2015-м. На консолях проблем почти не было, а вот на ПК сильно пострадали ценители продукции NVIDIA. Дошло до того, что экшен даже временно изъяли из Steam для доработки.

-8

С тех пор ситуация заметно изменилась к лучшему, но концепция осталась той же. Топовые GeForce, конечно, показывают чудеса производительности, но это пара процентов всего рынка. А вот в народном ценовом классе лидерство уже второе поколение подряд удерживают «радеоны» — сказывается сочетание хорошего нативного быстродействия и значительного объёма VRAM.

Светлое будущее

Покупка «красного» железа — отличное долгосрочное вложение. У «радеонов» не только хороший запас прочности по части чистой мощности, но и большой объём видеопамяти, что в последнее время особенно актуально.

Даже спустя несколько лет после выпуска многие карты AMD способны выдавать лучшую кадровую частоту, чем новые бюджетники NVIDIA за те же деньги. Так, Radeon RX 5600 XT, представленная в 2020-м за $279, обходит прошлогоднюю GeForce RTX 3050, которая на релизе стоила почти столько же. Лучше сразу вложиться в конфигурацию, которая не устареет с выходом очередной маркетинговой технологии, чем постоянно тратиться на апгрейд.

-9

Если бюджет ограничен, стоит присмотреться к сборкам на базе более доступных «красных» комплектующих. Например, системный блок MSI MAG META 5 5E оснащён процессором AMD Ryzen 5 5600G и картой Radeon RX 6600 XT. Да, видеопамяти у неё всего 8 ГБ. Зато для народного разрешения Full HD этого хватит с запасом, а по чистой мощности она уделывает главную соперницу по ценовой категории с серьёзным отрывом.

Дополняют конфигурацию 16 ГБ ОЗУ в двухканальном режиме и скоростной SSD-накопитель на 512 ГБ для быстрого запуска ОС и требовательных игр. А комплектный HDD на 1 ТБ позволяет хранить фильмы, музыку и фотографии, не переживая за остаток свободного места для библиотеки Steam.