Приветствую всех тех, у кого в библиотеке есть весьма потрепанные книги, избавиться от которых руки не поднимаются.
Основных вариантов развития событий в такой ситуации ровно три. Вариант первый - оставить всё как есть или попросту "забить" - наименее затратный, но самый неинтересный. Второй вариант - найти реставрационную мастерскую или реставратора, что довольно непросто и уж точно не дёшево, по крайней мере в Иркутске по объявлениям предложений подобных услуг я пока не встречал. Опять же схема отдал-отреставрировали-вернули-оплатил совершенно убивает лучшие творческие порывы настоящего любителя книг. Вариант третий - сделать всё самому - сочетает в себе лучшие составляющие первых двух и серьёзно приподнимает нас над бренным миром обычных читателей.
С мотивацией определились, но, прежде чем бросаться в омут приобретения всех необходимых инструментов и материалов, ознакомимся с реставрационными процессами, благо видеообзоров и статей соответствующей тематики множество, а параллельно попробуем поэкспериментировать с восстановлением оформления конкретной плохо сохранившейся книги в графических редакторах. Эта процедура поможет понять надо ли нам это вообще, так как "фотошопить" занятие довольно нудное, хотя и интересное, в случае удачи открываются перспективы использования полученных методов и алгоритмов действия для последующих реставраций. Попробовал я поискать изображения характерного "рамочного" и растительного орнамента серии БПиНФ, пригодного для использования в качестве шаблона для печати, но всё что я нашёл, это автора этих узоров - советский художник-гравер С.М. Пожарский. Проблемы же выцветания, истирания, повреждения или уничтожения текстов и рисунков книг способами прошивки и проклейки не решить, поэтому будем использовать достижения современной техники.
Книга, на которой я буду тренироваться не абы какая, а настоящая ранняя "псевдорамка" - Луи Буссенар "Капитан Сорви-голова", издательства "Брянский рабочий", 1958 года, тираж 25 тысяч экз.
Время и обстоятельства прошлись по книге суровым катком, все её проблемы описывать не буду - их хватает, в этом обзоре остановлюсь лишь на обложке. Помимо явно бросающихся в глаза повреждений видно, что растительный с пиктограммами узор выцвел и истерся да и картинку с надписями не мешало бы обновить. Сразу оговорюсь, процесс этот не линейный, поэтому "прошло два дня".
Обзор не зря назвался "семь раз отмерь", но сначала я пошёл по самому простому пути - нашел изображение подобной обложки и решил отредактировать её.
Довольно приличное качество скана, но далеко не идеальное. Узоры справа вверху "поплыли" при сканировании, чёткости нет, имеются помарки и видны заломы, а при печати всё это точно вылезет.
Для редактирования использовались фотошоп 21 года и визио (входит в пакет оффис). В фотошопе "обработались" узоры, а в визио рамки. Процесс выглядел примерно так:
Сразу скажу - результат получился отвратительным, давно в графических редакторах не работал, всё позабылось, да и пошёл явно не по тому пути.
Узоры поплыли и расползлись, рамки и буквы выглядят неестественно, рисунок потерял резкость, цвет фона подобран неудачно и видны цветовые переходы.
Очень сложно рисовать что то поверх старого и переделывать за кем то, проще создать всё с ноля, используя составляющие, без которых действительно сложно обойтись. Поэтому процесс работы с обложкой был начат заново.
Отсканировав свою! обложку я получил изображение много лучшего качества.
В редакторе подчищены ненужные артефакты и заломы, отретушировано и немного затенено изображение, немного добавлено черного к линиям.
Сами рамки черного цвета настоятельно рекомендую делать в visio, фотошоп делает их очень сложно, изображения сохраняется в tiff и переносится в visio.
"Золотая рамка" была отсканирована с "Записок о Шерлоке Холмсе", на которой было удалена надпись "Детская литература". По хорошему нужно взять и создать постоянный макет "рамки", а лучше всех её видов, но это явно в перспективу.
Совмещаем всё вместе в фотошопе, регулируем сочетаемость прозрачностью и получаем результат.
Проверил готовый файл на печать в черно-белом варианте - изображение совпадает по размеру с оригиналом, можно печатать в цвете.
На этом действия с графической частью будущей обложки можно считать законченной, ожидаю прибытия заказанных инструментов и материалов. Процесс восстановления бессмертного творения Луи Буссенара пошёл.