Найти тему
Белорус и Я

Свершилось! Путин вернул "Троицу" Андрея РУБЛЁВА Церкви

Оглавление
Православная святыня возвращается в Храм, для которого была написана более шести веков назад

Люди «Троицу» любят

Икона «Троица» – самое знаменитое произведение гениального русского художника Андрея Рублева. По свидетельству одного из источников XVII века, она была написана «в похвалу Сергию Радонежскому» по заказу его ученика и преемника игумена Никона. В основе иконографии – библейский рассказ (Кн. Бытия, XVIII) о явлении праведному Аврааму божества в образе трех ангелов. Авраам с женою Сарой угощали ангелов под сенью Мамврийского дуба, и Аврааму дано было понять, что в ангелах воплотилось божество в трех лицах. Избегая подробностей, обычных в сюжете «Гостеприимство Авраамово», Андрей Рублев достигает исключительной символической глубины своего творения. В рублевской иконе внимание сосредоточено на трех ангелах, их безмолвном общении. Они изображены восседающими вокруг престола, в центре которого помещена евхаристическая чаша с головой жертвенного тельца, символизирующего новозаветного агнца, т. е. Христа. Левый и средний ангелы благословляют чашу. Бог Отец благословляет Бога Сына на смерть на кресте во имя любви к людям. Бог Дух Святой (правый ангел) присутствует здесь как утешитель, утверждая высокий смысл жертвенной, всепрощающей любви. Содержание «Троицы» не однозначно, памятник многогранен по своим темам, в первую очередь он воплощает идею о троичности Божества. Во времена Сергия Радонежского и Андрея Рублева тема Троицы воспринималась как символ духовного единства, взаимной любви, мира и готовности принести себя в жертву.
Икона «Троица» – самое знаменитое произведение гениального русского художника Андрея Рублева. По свидетельству одного из источников XVII века, она была написана «в похвалу Сергию Радонежскому» по заказу его ученика и преемника игумена Никона. В основе иконографии – библейский рассказ (Кн. Бытия, XVIII) о явлении праведному Аврааму божества в образе трех ангелов. Авраам с женою Сарой угощали ангелов под сенью Мамврийского дуба, и Аврааму дано было понять, что в ангелах воплотилось божество в трех лицах. Избегая подробностей, обычных в сюжете «Гостеприимство Авраамово», Андрей Рублев достигает исключительной символической глубины своего творения. В рублевской иконе внимание сосредоточено на трех ангелах, их безмолвном общении. Они изображены восседающими вокруг престола, в центре которого помещена евхаристическая чаша с головой жертвенного тельца, символизирующего новозаветного агнца, т. е. Христа. Левый и средний ангелы благословляют чашу. Бог Отец благословляет Бога Сына на смерть на кресте во имя любви к людям. Бог Дух Святой (правый ангел) присутствует здесь как утешитель, утверждая высокий смысл жертвенной, всепрощающей любви. Содержание «Троицы» не однозначно, памятник многогранен по своим темам, в первую очередь он воплощает идею о троичности Божества. Во времена Сергия Радонежского и Андрея Рублева тема Троицы воспринималась как символ духовного единства, взаимной любви, мира и готовности принести себя в жертву.

Православный мир застыл в ожидании. 4 июня, в день, когда православные верующие будут отмечать праздник Святой Троицы (50-й день после Пасхи), Русской Православной Церкви должны, по особому распоряжению Президента России Владимира Путина, вернуть великую святыню – написанную Святым Преподобным Андреем Рублёвым храмовую икону «Троица», иначе называемую «Гостеприимство Авраама».

Сделано на Руси

Когда точно великий русский художник-иконописец написал «Троицу» доподлинно неизвестно. Считается, что он мог сделать это либо в 1411 году, либо в 1420-е годы. Заказал её ученик преподобного Сергия Радонежского Никон для только что построенного белокаменного Троицкого собора, настоятелем которого он был.

Троицкий собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 1422 год. Слева Никоновская церковь. (Сергиев Посад). Самый древний храм Лавр. Именно в нём хранятся мощи Преподобного Сергия, игумена Радонежского. И именно суда вернётся икона "Троица!.
Троицкий собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 1422 год. Слева Никоновская церковь. (Сергиев Посад). Самый древний храм Лавр. Именно в нём хранятся мощи Преподобного Сергия, игумена Радонежского. И именно суда вернётся икона "Троица!.

«Троица» – одна из двух дошедших до нас работ Рублёва, авторство которой доказано точно. Вторая — фрески Успенского собора во Владимире. И, хотя в материалах Стоглавого собора XVI века имя Андрея, как автора иконы, указано точно, тем не менее, когда в начале прошлого века реставраторы сняли с неё золотой оклад и очистили от позднейших подрисовок, они были настолько поражены открывшейся красотой и изяществом, что выдвинули версию, по которой автором был мастер, приехавший из Италии. Даже называли имя живописца и теоретика искусства периода раннего Возрождения Пьеро делла Франческа.

Пьеро делла Франческа. Бичевание Христа. 1455—1460.
Пьеро делла Франческа. Бичевание Христа. 1455—1460.

Даже когда авторство Рублёва было подтверждено, всё равно многие эксперты утверждали, что «Троица» была им создана под влиянием итальянцев. Но позже было доказано, что великий иконописец просто не мог быть знаком с работами итальянских мастеров кисти. А главным источником для него была византийская живопись эпохи Палеологов.

Сто лет в музее

В 1917 году специальным распоряжением Советского правительства икона была передана для реставрации в только что учреждённые Центральные государственные реставрационные мастерские, откуда в 1929 году поступила в собрание Государственной Третьяковской галереи.

Такой люди видели "Троицу" до 1904 года, когда реставраторы сняли наконец подаренный некогда Борисом Годуновым золотой оклад.
Такой люди видели "Троицу" до 1904 года, когда реставраторы сняли наконец подаренный некогда Борисом Годуновым золотой оклад.

За прошедшее столетие Икона покидала стены Третьяковки лишь два раза. В 1941 году, когда немцы стояли на пороге Москвы, её, вместе с другими ценностями эвакуировали в Новосибирск, где она провела три года. И второй раз – в июле прошлого года, когда «Троицу» вывезли из музея в Троице‑Сергиеву Лавру и поместили в Троицком соборе на время торжественных мероприятий в честь 600-летия обретения мощей святого Сергия Радонежского. Тогда Икона «прожила» в «отчем доме» двое суток, после чего вернулась в Третьяковку.

Правда было еще одно путешествие, но совершилось оно в юридических пределах ГТГ. А именно, в мае 2007 года икону вывезли в здание галереи на Крымском валу на выставку «Европа — Россия — Европа».

По просьбе верующих

15 мая на официальном сайте РПЦ появилось сообщение о том, что «образ «Троица» преподобного Андрея Рублева возвращен Церкви».

«В ответ на многочисленные просьбы православных верующих, – говорится в нём, – Президентом Российской Федерации В.В. Путиным принято решение о возвращении Русской Православной Церкви чудотворной иконы».

Кроме «Троицы», тем же распоряжением Президента, Церкви будет возвращена находящаяся сей1час в Эрмитаже рака святого благоверного великого князя Александра Невского, созданная в XVIII веке по указанию императрицы Елизаветы Петровны и изъятая из Александро-Невской Лавры в 1922 году.

Рака в интерьере Концертного зала Эрмитажа
Рака в интерьере Концертного зала Эрмитажа
«Возвращение Русской Православной Церкви ее святынь, насильственно изъятых в ходе антицерковной кампании 1922 года, – говорится на сайте, – будучи актом справедливости, является важнейшим действием по укреплению духовного единства народа России. Будучи размещены в храмах, святыни становятся открытыми для усиленной богослужебной молитвы верующих, особенно необходимой в сложные для Отечества времена».

Информацию о возвращении иконы Церкви вскоре подтвердил Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. По его словам, решение о передаче иконы Андрея Рублева связано со значимостью реликвии для большого количества верующих россиян. «Естественно, главным образом речь идет именно о гуманитарных соображениях, – отметил пресс-секретарь Президента, – в том плане, что это касается большого количества верующих в нашей стране, для которых (икона) является большой святыней. Укрывать ее в музее — не соответствует их чаяниям».

Сроки неизвестны

Чуть позже, уже из заявления Минкульта РФ, стало известно, что икону передадут не на правах полной собственности, а лишь на «безвозмездное долгосрочное ответственное хранение». То есть, выставленная в Храме, она продолжит оставаться в собственности Государства и по-прежнему будет числиться экспонатом Третьяковской галереи. Сотрудники которой будут наблюдать за условиями её хранения.

В Храме Христа Спасителя "Троица" будет выставлена на месте, где сейчас стоит другая святыня – Феодоровская Икона Божией Матери, фамильная икона династии Романовых. Фото: zachatevmon.ru/
В Храме Христа Спасителя "Троица" будет выставлена на месте, где сейчас стоит другая святыня – Феодоровская Икона Божией Матери, фамильная икона династии Романовых. Фото: zachatevmon.ru/

В Министерстве так же пояснили, что сначала икона будет выставлена в Храме Христа Спасителя, но пробудет там не год, как об этом говорилось в сообщении РПЦ, а две недели. После чего её передадут на плановую реставрацию, которая продлится год. И только после этого, в следующий День Святой Троицы, который в 2024 году придётся на 23 июня, икону перевезут в Троицкий Собор Троице-Сергиевой Лавры, для которого она когда-то была написана.

ЦИФРЫ

Конечно, говорить о материальной ценности бесценного шедевра некорректно. Но когда 14 лет назад зашла речь о страховании иконы, Министерство культуры России оценило её в $600 млн (страховая премия $4 млн). Что совсем немного меньше страховой стоимости «Джоконды» Леонардо Да-Винчи, которая по некоторым данным (точная цифра держится в секрете) составляет сумму около $860 млн. При этом эксперты говорят, что реальная цена каждого из этих шедевров превышает $2.5 млрд.

По искуствоведческому значению "Троица" Рублёва ничем не уступает "Моне Лизе" Да Винчи, а по духовному неизмеримо её превосходит.
По искуствоведческому значению "Троица" Рублёва ничем не уступает "Моне Лизе" Да Винчи, а по духовному неизмеримо её превосходит.

Опасения

Но, конечно, далеко не все восприняли известие о возвращении Иконы Церкви с энтузиазмом. Многие искусствоведы заявили, что такое решение может повредить шедевру, и даже привести к его разрушению. Директор Пушкинского музея Елизавета Лихачева вообще усомнилось в религиозной ценности «Троицы», и, как следствие, в целесообразности передачи. «Эта икона, –- отметила она, – никогда не была представлена как чудотворная. "Троица" — это главный русский вклад в христианскую иконографию, главное в ней не религиозное значение, а значение искусствоведческое».

По словам части экспертов, даже простое перемещение может сказаться на иконе гибельно, поскольку она написана на трёх досках, скреплённых между собой весьма шатко. Другие эксперты возражают, что, несмотря на это икона и в Третьяковке на месте не стоит. Раз в несколько лет её возят на плановую реставрацию. Кроме того, начиная с 1997 года икону ежегодно на День Святой Троицы переносят в находящийся в том же здании Храм Святителя Николая (бывшая домовая церковь Третьяковых). Где перед ней совершается молебен.

Патриарх Кирилл у Иконы в Троице-Сергиевой Лавре, 2022 год. Видно, что Икона писана на трёх отдельных досках. Фото: ic.pics.livejournal.com
Патриарх Кирилл у Иконы в Троице-Сергиевой Лавре, 2022 год. Видно, что Икона писана на трёх отдельных досках. Фото: ic.pics.livejournal.com

Для сохранности иконы, кроме покоя, требуется высокая влажность, 65-70% и температура +16-18 градусов по Цельсию. Представители РПЦ заявляют, что специально для транспортировки и хранения Иконы уже готовится специальная герметичная капсула с климат-контролем, которая поможет соблюсти все эти условия в точности. А в Храме, специально для которого Икона и была написана, она, даже на невоцерковлённых людей, произведёт большее и более верное впечатление, чем в музее.

Прямая речь

Это наша общая Святыня

Настоятель храма Священномученика Климента, папы Римского, протоиерей Леонид (Калинин), Председатель экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации, епархиальный древлехранитель Московской епархии:

Заседание экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации. Председательствующий – протоиерей Леонид (Калинин) (третий справа). Фото: hexpsovet.ru
Заседание экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации. Председательствующий – протоиерей Леонид (Калинин) (третий справа). Фото: hexpsovet.ru

– Бережно сохранять наши общие, и церковные, и светские, святыни – наша общая задача. И светских хранителей, которые во время безбожия и гонений на Церковь, многое сделали для того, чтобы спасти их, не дать им потеряться и погибнуть, и церковных. Сегодня, благодаря усилиям Церкви, у нас уже подготовлено большое число специалистов, которые не уступают в компетенции музейным работникам. Наоборот, порой и превосходят. Они работают не только в структурах РПЦ, но и в светских учреждениях культуры. Ценятся, как эксперты высокого класса и, при этом, являются глубоко верующими людьми. В их руках с иконой ничего плохого не случится.

Любые перемещения иконы, а она, действительно находится в достаточно сложном состоянии, должны сопровождаться внимательным контролем со стороны специалистов. Позиция Русской Православной Церкви заключается в том, что мы, конечно, работаем со специалистами, и придерживаемся тех рекомендаций, какие они дают по сохранности нашего культурного достояния.

В случае «Троицы», безусловно, для переноса в Троице-Сергиеву Лавру будет изготовлен специальный киот, герметичная капсула с инертной газовой средой, в которой икона будет себя чувствовать прекрасно. Там не будет доступа кислорода, не будет никакой органики, ни грибка, ни перепадов влажности и температуры. От всего этого икона будет надёжно защищена. При этом она будет находиться на своём родном месте, для которого она была написана, и в котором простояла сотни лет. Поэтому у нас есть твёрдая уверенность в том, что всё будет хорошо.

Икона должна быть в Храме

Председатель Комиссии Парламентского Собрания по культуре, науке и образованию Николай Бурляев:

Одной из первых работ Николая Бурляева в кино была роль литейшика Бориски в фильме Андрея Тарковского "Андрей Рублёв". Фото: vladkino33.ru
Одной из первых работ Николая Бурляева в кино была роль литейшика Бориски в фильме Андрея Тарковского "Андрей Рублёв". Фото: vladkino33.ru

– Как говорится, «Богу – Богово, а кесарю – кесарево». И то, что наша власть наконец начинает понимать, что церковные святыни должны быть у Церкви, это факт очень отрадный. Поэтому я эту передачу поддерживаю абсолютно. Более того, я надеюсь, что это начало большого и длительного процесса. А о сохранности Иконы Церковь позаботится не хуже, чем музей. Достойное сохранение – это хорошо и важно, но ещё важнее то, что люди должны иметь возможность припадать к своим святыням. Это обязательно.

Более того, я вижу в такой передаче и в такое время глубокий сакральный смысл. Мы, наша страна, наши люди наконец дожили до того, чтобы то, что делалось для Церкви, было предназначено для Церкви было в Церкви, а не в музеях. Настало время всё расставить по местам. Ибо, ещё раз, кесарево – кесарю, но Богово – только Богу.

Это Икона, а не экспонат

Заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского патриархата Вахтанг Кипшидзе:

Икона в Третьяковской галерее. Фото: icdn.lenta.ru
Икона в Третьяковской галерее. Фото: icdn.lenta.ru

– Мы должны спокойно взаимодействовать с музейным сообществом, с государством и действовать исходя из наших общих ожиданий, намерений, понимания ситуации. А она определяется тем, что Церковь не угрожает сохранности икон и других святынь, имеющих культурную ценность. Религиозные святыни, являющиеся частью Музейного фонда, остаются собственностью государства, передаются лишь в безвозмездное пользование. Но это, всё-таки, в первую очередь, икона, а не экспонат. И верующие хотят иметь возможность беспрепятственно поклоняться иконам в подходящей для этого обстановке, то есть в храмах и монастырях. Православные никогда не нанесут ущерба таким святыням, это нелепое предположение. И для неверующих доступ к иконе будет даже проще, чем раньше. Ведь мы в Храмы билеты не продаём, у нас вход открыт для всех.

Икона на родном месте. Фото: rusnewshub.ru
Икона на родном месте. Фото: rusnewshub.ru

У РПЦ есть опыт сочетания музейной и религиозной деятельности в монастырях, которые находятся под защитой ЮНЕСКО. При этом, найденные специалистами Третьяковской галереи изменения в иконе после ее пребывания в Троице-Сергиевой лавре в прошлом году, требуют оценки. В свою очередь Церковь ответственно заверяет, что «Троица» будет храниться при надлежащем содержании. В остальном, при соблюдении необходимых условий, температуры, влажности и так далее, для неё нет никакой привязки к какому-то конкретному месту. В музейных сводах икона сама по себе не будет чувствовать себя в большей безопасности, чем под сводами церковными.

-13

Валерий ЧУМАКОВ

Фото: wikipedia.org

© "Белорус и Я", 2023

Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите канал, подпишитесь и поставьте лайк!

Другие материалы нашего канала на тему
Вера Союзного государства можно увидеть здесь

Вера Союзного государства

ТОП-3

При прощании с Владыкой Филаретом произошло обыкновенное чудо
Белорус и Я
20 января 2021