Наверное, каждый знает главный закон рынка – спрос рождает предложение.
И действительно, были времена, когда каждая семья пекла себе хлеб, делала молочные продукты – сливочное масло, творог, сыр, и выращивала фрукты и овощи, но за всем не поспеешь. Те, кто мог полностью обеспечивать себя продуктами питания, нуждались в одежде, инструментах, медицинской помощи, поэтому их спрос на эти товары и услуги рождал предложение. Это работало и наоборот: те, кто ковал железо, нуждались в продуктах питания. Эта простая модель упрощенно описывает зачатки современной экономики. Но рыночная экономика тоже не стоит на месте, за последние несколько десятков лет все сильно изменилось, или даже правильнее будет написать, усложнилось.
Итак, дело в том, что у каждого рынка сбыта есть предельный объем, который ограничен величиной спроса, это ограничивает общую прибыль, за которую ведется жесткая конкурентная борьба. «Локомотив» торговли тащит за собой очень много вагонов: финансирование инвесторов, огромные концерны в различных отраслях, современные наработки маркетинга и общество потребления. Давайте попробуем разом понять, что подразумевается в данных экономических терминах применительно к продуктам питания.
Базовый набор продуктов каждодневного потребления человека – это самая тесная конкурентная среда, поэтому это будет самым ярким примером того, как работает маркетинг в теме питания. С точки зрения экономической науки совершенно невозможно успешно выйти на рынок, например, хлеба, так как рынок давно поделен, а спрос полностью удовлетворяется. С другой стороны инвестиции в производство хлеба дают стабильный доход, так как это достаточно «обязательный» продукт для многих. Выход из патовой ситуации один – развернуть главный закон экономики – нужно, чтобы предложение создало спрос. Этот же прием можно использовать и в сфере фитнеса (продажи), подробнее вы можете ознакомится с этим на нашем курсе «Фитнес-менеджмент». Нам необходим продукт, и умение убедить человека, что он им нужен.
Актуальным примером является бездрожжевой хлеб. Для создания спроса на него был искусственно создан миф о том, что дрожжевой хлеб способствует ожирению, что дрожжи продолжают бродить в организме и прочие «страшилки». Безусловно, на людей со специализированным образованием (медиков и пекарей) это не подействовало, зато отлично сработало с подавляющим большинством. Эту «тему» подхватили блогеры, СМИ, и вот он – спрос, а предложение уже тут как тут. Хлеб без дрожжей на различных бактериальных заквасках. Если коротко, то дрожжи дают хлебу пористость, делая много безвредного СО2. В бездрожжевом хлебе поры тоже нужны (и там они тоже есть), а СО2 делают бактерии. А вот принципиальное отличие – дрожжи при выпечке хлеба погибают, дрожжевой хлеб по ГОСТу либо черствеет, либо плесневеет. Хлеб без дрожжей – бактерии могут выживать при выпечке, и такой хлеб при неправильном хранении – «скисает» (это поэтому его продают герметично упакованным, и по инструкции его обязательно нужно хранить в холодильнике). Маркетинг бездрожжевого хлеба строится на обратном (ложном) утверждении. А вот побочное обоснование – почему с него меньше полнеют, на самом деле очень простое – он стоит значительно дороже, а фасуется меньшим количеством кусков – его на самом деле просто меньше съедают.
Суть приведенного примера никак не в совете по выбору хлеба, а лишь в иллюстрации маркетинговой концепции – предложить людям то, чего не было раньше. Качество продуктов при этом дело второстепенное и для производителей, и довольно часто для потребителей.
Будьте здоровы!
Автор: Тренер-преподаватель Колледжа фитнеса - Арутюн Бабалян
Законы рынка, как главная причина снижения качества продуктов питания
23 мая 202323 мая 2023
44
3 мин