Практически ни один аналитик не работал в тех компаниях, которые оценивает. То есть, он не знает внутренней кухни этой компании, ее бизнес-процессов, другой инсайдерской информации, которая очень важна для построения финансовой модели.
Не бывает двух одинаковых компаний, поэтому все сравнение строится на определенных допущениях, о том, что компании входят в одну отрасль, сам бизнес и используемая ими бизнес-модель схожа, а также они осуществляют деятельность в схожих условиях.
Большинство оценок строится на очень популярном методе DCF. Данный метод оценивает стоимость компаний исходя из прогнозной стоимости будущих денежных потоков. Только вдумайтесь - как можно спрогнозировать и с какой точностью стоимость будущих денежных потоков на 5-7-10 лет!? А именно так и делают.
В качестве прогнозов макроэкономических показателей, а также прогнозов по соответствующему рынку/сегменту, где оперирует компания, чаще всего используют прогнозы компаний Big4 (Deloitte, PWC, E&Y, KPMG), Consulting Big3 (McKinsey, BCG, Bain), МинФина разных стран, Мирового банка, профильных исследовательских агентств и т.п.
В качестве базовых прогнозных показателей используются исторические показатели отчетности компании. Их используют как за основу для построения прогнозов, как бы отталкиваются от них.
Чаще всего используются показатели аудированной финансовой по МСФО. Хотя управленческая отчетность в данном случае давала бы более точный прогноз, но увы она чаще всего конфиденциальна.
В случае изменения любых показателей: конъюнктуры, прогнозов, появления более актуальной финансовой отчетности компании и т.п. прогнозная стоимость компании подлежит корректировке и корректируется(!).
Аналитики выполняют свою работу - корректируют стоимость компании в зависимости от изменений и своего профессионального взгляда на то, насколько существенно данные изменения могут повлиять на стоимость компании.
Надеюсь, что мне немного удалось приоткрыть завесу тайны по оценке стоимости компаний аналитиками, а также объяснить почему они сначала оценивают компании в одну стоимость и выдают рекомендацию "покупать", а потом дают существенно другую и стоимость и рекомендацию.
Помните! Решение всегда за вами!
С уважением и благодарностью,
Finarifmetika