Такой подтекст содержится в статье финансового аналитика Сергея Блинова. Очень уважаемого мною, если что.
Читаем не заголовок, а резюме:
Продажи премиум-автомобилей сейчас не сигнализируют о каких-либо проблемах. Напомним, что во время кризиса 2008 года продажи премиум автомобилей начали падать ещё в конце 2007 года, то есть более чем за полгода до краха "Леман Бразерс".
И в общем-то пруф в виде график это красноречиво подтверждает:
Но, как всегда, предлагаю посмотреть на эту ситуацию по-другому (шире и глубже).
Прежде всего давайте посмотрим на Теслу. За последние 4 месяца 2022 года было продано 655 тыс. автомобилей этой марки. А за 4 месяца этого года - 669 тыс. Т.е. эта разница - "статистическая погрешность", и можно говорить, что Тесла с учетом конкуренции от китайских производителей (BYD уже обогнал по суммарным продажам гибридов и электромобилей) летит в направлении, название которого начинается на букву Ж. Ведь после введения диких скидок до 20% - кроссовер Model Y сейчас продается в США всего за 55 тысяч долларов, а ранее он стоил почти 66 тысяч долларов, компания практически не увеличила мировые продажи (по всем моделям суммарно). А потом Тесла стала еще экономить и закупать батареи у упомянутого BYD, своего главного конкурента.
Но, нам важно, что основной рост продаж "премиальных" автомобилей обеспечила не Тесла, а автопроизводители, выпускающие продукцию с всё еще популярными двигателями внутреннего сгорания (ДВС), то есть на бензине и "солярке". И вот именно тут уважаемый Сергей Блинов, на мой взгляд, ошибается, когда сопоставляет предкризисный 2007 год и настоящее время. Этому сопоставлению мешают два фактора.
Во-первых, ДВС практически достигли своего технологического предела. Никакое дальнейшее их развитие не приведет к улучшению их характеристик, в том числе, к главному - снижению расхода топлива. Будет улучшаться прежде всего, "экологичность", но переход к ЕвроVII (норма выхлопа) приведет к увеличению нынешней стоимости автомобиля примерно на 5000 долл.
Во-вторых следует из "во-первых". Автопроизводители больше не будут совершенствовать двигатели внутреннего сгорания, автомобили лишь будут дополняться электромоторами (гибриды), размерами аккумуляторов и т.п., что будет сильно усложнять ремонтопригодность.
В итоге автомобиль для дальней поездки будет выглядеть примерно так:
Мерседес уже с 2025 года планирует (планировал?) прекратить производство автомобилей с ДВС, BMW имела такие планы по основному заводу с 2024 г., Ауди - хотя только через 10 лет, но если быть откровенным, к "премиуму" ей удалось примазаться за счет хорошей кожи сидений и ровных строчек швов. Хотя их (на самом деле VAG) двигателям TFSI и TDI тоже нужно отдать должное.
Поэтому то, что сейчас происходит с "премиальными" автомобилями является по сути "ажиотажным спросом", и его нельзя сравнивать с 2007 г. Если говорить другими словами, то те, у кого есть деньги, понимают, что хороший бензиновый автомобиль, требующий 5 минут на заправку, а не несколько часов, как электромобиль, лучше купить сейчас - потом их новых уже не будет...
Не верите в мою версию? Вот тогда пруф на провал продаж электромобилей Мерседес. Премиальной, напомню, марки:
Наши агенты из HQ Мерседес сообщили интересную новость. Концепция EQ - провалилась. Мерседес-Бенц в огромном минусе. Продажи упали ~30%. Никто не покупает люксовые электрические Мерседесы за такие деньги, тем более без субсидий. Например в Норвегии, на которую рассчитывали, продажи упали так, что несколько машин покупают за месяц в Осло. По таком же пути идет Bentley и Rolls-Royce, отказались от двигателей, а через пару тройку лет скажут: а ой, не пошло, ведь актеры и рокеры хотят настоящий V12 или V8. Что это значит? все идет по плану всех пересадить на каршеринг, а нормальные машины останутся для избранных, как и мясо\рыба, а всем остальным предложат кузнечиков и белок из личинок. Ждем конца года, когда покажут финансовые показатели, надеюсь инвесторы вернут нормальные двигатели.
То есть рост продаж автомобилей премиальных марок (с ДВС) не говорит о кризисных явлениях или их отсутствии в мировой экономике ровным счётом ничего. Ведь нынешняя ситуация в корне отличается от 2007 года - тем, что хорошие автомобили тогда, в отличие от сейчас, не кончались.