Василий Владимирович Пукирев (1832 — 1890) известен как автор одной по-настоящему знаменитой картины «Неравный брак», являющейся шедевром мастера. Ничего лучше он создать так и не смог.
И при кажущейся простоте картина «Неравный брак» на самом деле гораздо сложнее и так и не разгадана до конца.
Анализируя ее, мы вступаем на зыбкую почву догадок. Хотя еще критик Владимир Стасов отмечал: «Что может быть проще взятого тут сюжета?». И вроде бы, правда: при поверхностном беглом взгляде на это полотно кажется, что ничего особенного и сложного в нем нет.
Старик. Заплаканная юная невеста. Типичный неравный брак, который вовсе не был редкостью во времена, когда создавалась картина.
В общем, старый некрасивый мужчина берет в жены девушку, такую юную, что даже стыдно смотреть. У невесты наверняка нет приданого, вот и выдают за знатного старика молодую красавицу.
Венчание происходит в православной церкви. Глаза девушки заплаканы, поза покорна. Жених чувствует себя хозяином положения и с превосходством наблюдает за невестой. Фата, белое платье, которое буквально светится в лучах падающего на него света, делают образ девушки подобным ангельскому. Кажется, что вся эта грязь не может ее коснуться.
Окружающие - разнообразные молчаливые свидетели происходящего.
Но повторю – это поверхностный, я бы даже сказал хрестоматийный взгляд на картину. И если присмотреться к полотну как следует, то начинают быть видны интересные детали этого незаурядного полотна и нечто смахивающее на мистику.
Несколько слов об истории появления «Неравного брака».
Если присмотреться к картине, то можно заметить, что на ней изображен человек, единственный, чей взгляд направлен на зрителя. В его глазах читается понимание сути происходящего и глубокое сочувствие жертвам этого действа. Есть версия, что его прототип – Петр Шмельков, товарищ Пукирева по Московскому Училищу живописи, ваяния и зодчества. По некоторым данным он и подсказал художнику тему его картины.
А еще у Василия Пукирева был друг Сергей Варенцов. Он был влюблен в некую Софью Рыбникову. Они принадлежали к одному купеческому кругу. Но так вышло, что ему предпочли другого – то ли родители, то ли сама девушка… В результате Софья вышла замуж за Андрея Карзинкина. Он был богаче Варенцова и старше невесты – но отнюдь не настолько, чтобы стать реальным прототипом картины: их с невестой разница в возрасте составляла 13 лет. Кстати, Софья, несостоявшаяся невеста Сергея Варенцова, вступила отнюдь не в «неравный» брак, а в очень счастливый. Всю жизнь с Андреем Карзинкиным она прожила в любви и согласии.
Есть версия, что переживания Сергея Варенцова подтолкнули художника к созданию этой картины. По прошествии некоторого времени страсти улеглись, Варенцов собрался жениться на другой. И обнаружив, что Пукирев вздумал увековечить его страдания по прошлой любви, воспротивился этому. В результате Василий Пукирев сохранил название и сюжет картины, но при этом видоизменил ее. И поскольку травма друга уже поросла быльем, а у него самого произошла подобная история (он был влюблен в Прасковью Варенцову, которая была не родственницей друга художника, а однофамилицей), с которой у него тоже ничего не сложилось, то и появилась эта картина.
В общем, вместо своего друга Сергея Варенцова художник изобразил за спиной невесты на картине самого себя (он стоит со скрещенными на груди руками). Впрочем, это справедливо со всех сторон, потому что бывшая невеста Сергея Варенцова, Софья, как показала жизнь, вступила отнюдь не в «неравный», а напротив, в очень счастливый брак, в котором у нее родилось трое детей, и как я уже говорил, всю жизнь они с Андреем Карзинкиным прожили в любви и согласии.
Так что картина является скорее всего отголоском личной драмы как друга художника, так и его самого: невеста с картины должна была стать его женой и не стала.
Надо сказать, что Василий Пукирев писал картину продуманно, с детализацией и прекрасно организованным пространством и колоритом, понимая, что эту историю можно очень выигрышно и ярко обыграть, поэтому он тщательно работал над композицией и персонажами, поместив среди них своих знакомых, в частности слева в профиль изображен рамочник Гребенский, обещавший сделать художнику раму для картины «каких ещё не было». И сдержал свое слово, сделав резную раму из цельного дерева — и цветы, и плоды. Кстати, рама Третьякову так понравилась, что он стал заказывать Гребенскому рамы для приобретаемых им картин.
Так что Пукирев тщательно подбирал типажи, стараясь усилить диссонанс и желая обострить освещаемую социальную проблему. Жениха Пукирев рисовал с трех персонажей, так что это собирательный образ (у одного человека он взял надменно-снисходительное выражение лица, у другого – старческую позу и посадку головы, а карикатурный хохолок седых волос на голове подсмотрел у знакомого повара).
Вот один из эскизов старика-жениха к картине.
В общем, мотив «неравного брака» был воплощен художником превосходно. И это не могло не вызвать большого интереса к картине у публики. Что не случайно: в середине XIX века вопрос бесправного положения женщины, девушки-бесприданницы, выдаваемой замуж против её воли, стал для России болезненным. Значительное число браков в то время строилось на основе выгоды и материальной заинтересованности.
В то время не только живописцев, но и многих выдающихся художников слова захватывала тема неравного брака. А.С. Пушкин затронул ее в повести «Дубровский». С огромной силой отражена трагедия русской женщины в ряде произведений великого описателя жизни А.Н. Островского – «Бедная невеста», «Бесприданница». Наиболее глубокое социальное осмысление темы получило в произведениях Н.А. Некрасова. Особенно это хорошо выражено в стихотворениях «Свадьба», «К гадающей невесте».
В 1854 году на сцене Малого театра была поставлена пьеса А.Н. Островского «Бедность не порок», а в феврале 1861 года вышел Указ Священного Синода, осуждающий браки с большой разницей в возрасте. И вот, в 1863 году на выставке появляется картина «Неравный брак» Василия Пукирева. Так что не удивительно, что она вызвала большой интерес. И кстати, была в основном воспринята положительно. Да и воздействие на многих она оказала такое сильное, что, например, историк Николай Костомаров, увидев эту картину, отказался от мысли жениться на молодой девушке.
А теперь пора поговорить о том, что вынесено в заголовок этой публикации – о загадках этого незаурядного полотна. А загадок в ней немало.
Например, первый план картины.
Кажется, что с ним всё предельно ясно: юная, как цветок, девушка с глубоко печальным и обречённым взором; дряхлый старик с звездой и орденом на груди, полный важности и строгости; священник, склонившийся в льстивом поклоне, который вот-вот отдаст молодую невесту в руки старого богатого жениха. Бытовая сцена и только.
Но тут есть интересный момент, о котором я не могу не сказать. И связан он с символизмом картины. Ведь если подумать, то невесте ведь на палец не просто кольцо надевают. Её призывают на страдания. И поэтому старый батюшка так почтительно склоняется перед ней. Некоторые считают, что он раболепствует перед женихом. Но так ли это? Мне больше по нраву версия, что он склоняется как раз перед невестой, понимает её жертву. Это подтверждается тем, что стоит он не напротив старого жениха, а напротив невесты. Так какое тут раболепство перед женихом? Обратите внимание, какой на картине свет – словно на полотнах Караваджо! Божественный свет в прямом смысле этого слова. Свет мягко струится по белому платью, по нежной молодой коже невесты, по кисти её руки. И вот он - центр композиции. Не её лицо, не фигура старого жениха, а рука, безвольно тянущаяся к мученическому венцу. Так что это своего рода изображение страдания и жертвы. Не отголосок ли это страстей евангельских? И если не в прямом смысле, то опосредованно?
А ведь помимо главного есть еще и дальний план картины. И вот с ним-то как раз и связаны главные загадки «Неравного брака». Именно дальний план картины и по сей день вызывает вопросы. Взгляните на пространство слева от жениха. Сразу же бросается в глаза зловещая старуха со странным для её возраста украшением, похожим на такое же венчальное украшение, как и у юной невесты. И точное такое же на голове у другой старухи, что стоит позади священника. Как это понимать?
Вроде бы ничего необычного. Ну, пришли старые женщины на свадьбу посмотреть. Может они сестры жениха или родственницы невесты. Но тогда напрашивается вопрос: к чему они в таких же подвенечных венках, как и у невесты? А на одной даже белое платье. Как это? Еще одна женщина в белом на свадьбе? Церковь это вам не современный ЗАГС, где невесты строем ходят. Что же это всё значит?
Есть даже мнение некоторых искусствоведов, что эти старухи – мертвые бывшие невесты жениха. Но тут я как-то сомневаюсь в этих версиях. Пукирев - представитель русской реалистической школы, для которой абсолютно немыслимо присутствие привидений на картине на сюжет из современной жизни. Вы можете назвать хоть одну подобную картину художников середины 19 века?
Да и бывшими женами теперешнего жениха дамы тоже быть не могут - гражданских браков в то время не было, а получить церковный развод было крайне сложно, а уж целых два раза — совершенно немыслимо!
Некоторые зрители и искусствоведы решили, что на двух пожилых женщинах не подвенечные венки, а флердоранжи. Но это тоже странно. Какие флердоранжи? В те годы женщины никогда не выходили из дома без головного убора, а пожилые женщины носили украшенные лентами и белым кружевом чепцы. Причем тут флердоранж?
А еще некоторые увидели в одной из старух саму смерть в саване как предзнаменование печальной семейной жизни молодой невесты.
Насколько мне известно, художник нигде не разъяснял, кто эти женщины. А потому каждый вправе размышлять на этот счет и выбирать близкую ему версию.
В общем, «Неравным брак» Василия Пукирева — это то произведение, где нужно следить за всей «бездной мелочей», за каждой деталью. В противном случае, мы рискуем всё пропустить.
В общем, художник постарался на славу и загадал загадок на полтора века вперед. А когда очарованные картиной современные ему зрители начали строить догадки – не стал их разоблачать, ведь шум вокруг картины был художнику на руку.
Что касается невесты и ее судьбы.
Долгие годы это было предметом догадок и фантазий. И так бы и канула она в Лету, если бы в 2002 году Третьяковская галерея не выкупила карандашный рисунок художника Владимира Сухова, который был сделан в 1907 году. Рисунок подписан: «Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В.В. Пукирев написал свою известную картину «Неравный брак». Госпожа Варенцова живёт в Москве, в Мазуринской богадельне».
Вот этот рисунок с изображением Прасковьи Варенцовой в старости.
Так что, как мы видим, героиня картины пережила мужа, в браке с которым едва ли была счастлива и богата, ведь остаток своей жизни она провела в богадельне – а это место для очень бедных старых женщин.
Жизнь же самого художника тоже нельзя назвать счастливой и смело можно разделить на две части: до «Неравного брака» и после. До презентации картины все шло медленно, но верно: несмотря на свое крестьянское происхождение, Пукирев смог поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, по окончании которого начал там же преподавать, параллельно очень удачно выполняя частные заказы.
Последующие за «Неравным браком» работы художника значительно уступали в технике и, как следствие, не вызывали восторга ни у критиков, ни у покупателей.
Вот что о художнике написал в своей книге «Москва и москвичи» В.А. Гиляровский: «Пукирев так и не обзавёлся семьёй. Что-то будто сломалось в нём. Дела не ладились. Удача отвернулась от него. Он писал новые картины, но они не находили покупателя. Пукирев запил, прекратил преподавать в училище, распродал свою коллекцию картин, потерял квартиру, жил на подачки друзей и умер в безвестности 1 июня 1890 года. Так, написав на картине чужую судьбу, он будто предсказал свою».
В итоге мы знаем Василия Пукирева как художника одной картины. Но в мире искусства такое случалось и не раз. К тому же «Неравный брак» это пример того, как выкладывается художник в одном полотне – и вот именно тогда он и создает что-то такое, что будет поражать людей ещё долгие годы. Ведь художники и до Пукирева и после него не раз изображали несчастных молодых невест и их старых богатых мужей. Но такого сильного эффекта их полотна не производили. А Василий Пукирев своим «Неравным браком» произвел – подтверждением чему является то, что у картины до сих пор толпятся бесчисленные зрители (и я всегда подхожу к ней, когда посещаю Третьяковскую галерею).
Так что интерес зрителей к картине «Неравный брак» есть ответ на вопрос - может ли художник оставить после себя что-то такое, что переживет на долгие годы его самого. Василий Пукирев смог. А это и есть подтверждение того, что он был настоящий большой художник. Пусть и запомнился одной-единственной картиной. Но ведь запомнился же! Как запомнилось всем его неумирающее великолепное полотно.
Ну, вот пока и всё на сегодня.
Надеюсь, что вы прочитали эту публикацию с пользой для себя и смогли хотя бы ненадолго отвлечься от мирской суеты и проблем.
Радушно приглашаю вас на свой канал, где уже есть и еще будет много всего полезного для души, сердца и ума. Уверен – здесь вы обязательно найдете себе что-нибудь по вкусу и не зря потратите время.
За сим смею закончить и откланяться.