Вы удивитесь, но даже этим можно заразиться!
Папоротники в викторианскую эпоху были гораздо больше, чем просто растениями. В середине XIX века британское общество охватила редкая, но очень заразная "болезнь". Которая даже стало причиной смерти в некоторых случаях. Почти 50 лет многие модные люди становились жертвами "папоротниковой лихорадки" — птеридомания.
Заразное увлечение, совсем небезобидное
Это увлечение зародилось в 1828 году, когда ботаник Натаниэль Бэгшоу Уорд не смог выращивать папоротники из-за слишком грязного воздуха в Лондоне. Но когда он заметил ростки папоротника на дне стеклянных банок, он построил специальный ящик для их выращивания.
"Вардианские футляры", как их стали называть, были, по сути террариумами: декоративными миниатюрными стеклянными домиками с почвой на дне для растений. Викторианцы были очарованы идеей выращивать и собирать растения в очаровательных декоративных футлярах. И вскорее, идея переросла в страсть или даже манию к папоротникам и распространялась как зараза. Ей были подвластны все: шахтеры и врачи, ботаники и банкиры, аристократы и учёные. Люди любого статуса и положения были увлечены папоротником.
Папоротник приносит деньги
Друг Уорда, Джордж Лоддигс, выращивал папоротники в своем большом питомнике и представил их в иллюстрированном каталоге для взыскательных садоводов. В разгар повального увлечения Лоддигс предлагал до 80-ти экзотических сортов папоротника. Для своего успешного дела и привлечения ещё большего внимания к своей оранжерее Лоддигс нередко наделял свой папоротник особыми свойствами.
Его папоротник наделял владельцев мужеством, интеллектом, здоровьем. Конечно он имел успех!
Скрытый смысл папоротника
В подавленную викторианскую эпоху папоротники были скрытым способом выражения сексуального желания: влажные, бахромчатые и тенистые папоротники ассоциировались с нижними областями самок и даже имели названия, прямо указывающие на этот факт. Папоротник девичий волос, например, был эвфемизмом для лобковых волос, согласно Руководству Джеймса А. Дьюка по лекарственным растениям Латинской Америки: «Название на английском языке, несомненно, является непристойным расширением».
Вечеринки по охоте на папоротник стали популярными, позволяя молодым женщинам выходить на улицу для, казалось бы, безобидного занятия с менее жестким надзором и сопровождением, чем следовало. У девушек, возможно, даже были случайные романтические встречи с страстными парнями. Девушка и папоротник — дуэт о многом говорил страстным юнцам.
Мания не знающая границ
Страсть к папоротникам стала модным декоративным мотивом в текстиле, керамике, бумаге, чайниках, посуде, ночных горшках и надгробиях. Ботаники-любители занялись модным хобби и путешествовали по Британским островам, собирая образцы.
Увлечение папоротником длилось почти 50 лет, до 1890-х годов. Птеридомания(папоротниковая лихорадка) рассматривалась в первую очередь как британская эксцентричность, но есть свидетельства того, что лихорадка перешла границы и осваивает Филадельфию, Чикаго и Детройт. Особенно увлеченные и преуспевающие хвастали своими коллекциями на тщательно построенных садоводческих фермах.
Хотя это кажется безобидным занятием, такая любовь к папоротнику привела к тому, что его некоторые виды в сельской местности Девона практически исчезли. Ирландский папоротник Килларни даже сегодня находится под угрозой исчезновения. Несколько потенциальных ботаников упали насмерть со скал, пытаясь добраться до редких образцов. В 1865 году нехватка папоротников стала настолько серьезной, что писательница Нона Беллэрс потребовала принятия законов для защиты растений:
У нас должны быть законы о папоротниках, и мы должны защищать их, как дичь!
Однако в ограничительных законах необходимости не было. Фаза викторианских папоротников прошла на рубеже веков, и к началу 1900-х модницы обратились к другим страстным занятиям. И сегодня о таком поглощающем увлечении папоротником знают уже немногие.
Поддержите статью лайком пожалуйста. Подписывайтесь.
Благодарю за внимание.