Найти в Дзене
От пера к пикселю

Кристофер Воглер: Путешествие писателя. Библия для сценаристов

Оглавление

Фильмы способны переносить нас в разные миры и вызывать самые разные эмоции. Они заставляют нас смеяться, плакать или даже напугать, а другие вызывают только рвоту и стыд. Почему одни фильмы хочется пересматривать каждый день, а другие выключать уже в самом начале?Может в них есть магия, которая заставляет их смотреть? Или другие сверхъестественные силы? Например, астрология.

На самом деле все гораздо более объяснимо, чем кажется на первый взгляд. По версии К. Воглера, у каждого успешного фильма в сценарии есть определенные точки сюжета, которые разбиты на 12 стадий путешествия и персонажи, отыгрывающие специально предназначенные роли по архетипу.

Если правильно сочетать стадии путешествия с появлением архетипов на экране, то получаются картины, которые номинируются на Оскар и вызывают у зрителей только чувства восхищения. Что же за стадии путешествия? Какие архетипы существуют? И другие сценарные секреты из книги Воглера: Путешествие писателя в этой статье.

Обложка русскоязычной версии книги
Обложка русскоязычной версии книги

Архетипы

Начнем с архетипов. Архетипы - это универсальные персонажи, которых можно найти во всех культурах и временных периодах. Они представляют собой общие человеческие переживания и эмоции, такие как желание любви или страх смерти. Воглер объясняет, как архетипы используются для создания запоминающихся и понятных персонажей, которые находят отклик у зрителей. Кратко разберем основные архетипы и как они функционируют в сюжете:

1. Герой - следуя из названия архетипа, это и есть протагонист фильма. С психологической точки зрения, герой олицетворяет эго. С драматической - он открывает зрителю окно в мир основных событий. Герой должен постоянно что-то узнавать или развиваться. Также важны его поступки, чтобы было видно развитие героя.

2. Наставник - в эту группу входят все персонажи, которые дают ценные советы герою, обучают его или наставляют. С психологической функции наставник - это тот персонаж, который ближе всего к миру героя. Пример: Оби Ван Кеноби, который дарит меч Люку Скайуокера. В редких случаях наставником может быть и совесть героя.

3. Привратники - это первое испытание, с которым должен столкнуться герой. С психологии - это может быть все угодно: душевные раны, дождь, враждебно настроенный человек.

4. Вестник - те персонажи, которые бросают вызов герою для появления перемен в его жизни. Они будоражат героя и стимулируют развитие сюжета.

5. Оборотень - задача такого персонажа, вызвать сомнения у героя в его цели. Это может быть и предательство, и измена, и сомнения в любви.

6. Тень - цель тени, бросить вызов герою и быть достойным противником. Тень может быть провокатором, в лице определенного персонажа, а может быть и воспоминанием, которое может превратить героя в монстра.

7. Союзник - все персонажи, которые являются герою другом или положительной эмоцией, такой как смех.

8. Плут - говоря проще, это шутник или комический персонаж. Такие персонажи разряжают атмосферу в сюжете, помогают спуститься герою с небес на землю и в целом довольно веселые ребята.

Иллюстрация к книге Путешествие писателя. Грани личности героя. Все архетипы
Иллюстрация к книге Путешествие писателя. Грани личности героя. Все архетипы

12 стадий путешествия

Одним из ключевых моментов книги "Путешествие писателя" является концепция путешествия героя. Это схема повествования, которая использовалась в рассказах на протяжении веков и Воглер разбивает ее на 12 отдельных стадий. Каждая стадия, от призыва к приключениям до конечного блага, имеет свою цель и помогает продвижению сюжета. Понимая эти этапы и то, как они работают вместе, писатели могут создавать истории, которые увлекают и удовлетворяют зрителей. Рассмотрим их.

Иллюстрация к книге Путешествие писателя. 1 страница сценария = 1 минута в фильме
Иллюстрация к книге Путешествие писателя. 1 страница сценария = 1 минута в фильме

1. Обыденный мир - начало путешествия, когда герой из повседневной жизни попадет в особый мир или задумывается о ситуации, в которой хочет очутиться. Пример: смерч в Волшебнике из страны Оз, который переносит героиню в другую локацию.

2. Зов к странствиям - первые проблемы в новом мире. Когда герою сообщают плохую новость или он сам ее чувствует на ментальном уровне. Пример: принцесса Лея, когда обращается за помощью к Оби Вану Кеноби.

3. Отвержение зова - когда персонажа одолевает страх. Все только начинается и еще не поздно вернуться домой. Пример: Люк, который отказывается от предложения Оби Вана Кеноби.

4. Наставник - появление наставника и подготовка героя к тяжелым испытаниям. Пример: Оби Ван дарит световой меч Люку.

5. Преодоление первого порога - герой преодолевает первое препятствие и несется к дороге приключений. Пример: Дороти из Волшебника в стране Оз, когда вступает на дорожку из желтого кирпича.

6. Испытание, союзники, враги - после преодоления первого препятствия, у героя появляются друзья. Обычно герой заходит в какое-нибудь новое место, где и происходят знакомства. Пример: бар, где сидел Хан Соло.

7. Приближение к скрытой пещере - герой приближается к точке, ради которой и начиналось приключение. Пример: Люк Скайуокер впервые попадает на Звезду Смерти.

8. Главное испытание - герой сталкивается со смертельной опасностью или со своим главным страхом. Пример: гигантский пресс для мусора, который чуть не убивает Люка и Лею.

9. Награда - после спасения из смертельной опасности или преодоления главного страха, герой получает награду. Пример: Люк спасает Лею и забирает чертежи Звезды Смерти.

10. Обратный путь - но опасность еще не миновала. За героями устремляется охота или другое явление, которое мешает им выбраться. Пример: Дарт Вейдер преследует героев.

11. Возрождение - герой снова оказывается на грани гибели. Но в самый последний момент происходит событие, которое не дает герою умереть и обрести новые знания. Пример: Люк кажется убитым, но невероятным образом оживает.

12. Возвращение с эликсиром - герой возвращается домой, с новыми знаниями, опытом или надеждой на будущее. Пример: Люк восстанавливает на какое-то время мир и порядок в галактике.

Иллюстрация к книге Путешествие писателя. Подробный путь героя.
Иллюстрация к книге Путешествие писателя. Подробный путь героя.

Пример из фильма

Арагорн, один из главных герой романа Дж.Р.Р. Толкиена "Властелин колец", является еще одним примером персонажа, чье путешествие отражает архетип путешествия героя.

В начале истории Арагорн неохотно берет на себя роль законного короля Гондора. Однако, когда его призывают к действию, он отправляется в опасное путешествие, которое заставляет его встретиться со своими страхами и противостоять злым силам, угрожающим его миру. По пути он получает наставления от архетипа наставника, Гэндальфа, и заключает союзы с другими персонажами, которые помогают ему в его поисках. Арагорн сталкивается с многочисленными трудностями, включая сражения с орками и другими врагами, но в конце концов выходит победителем и занимает свое законное место короля. Его путешествие проходит 12 этапов пути героя, что делает его классическим примером этой архетипической структуры повествования.

Награда Арагорна
Награда Арагорна

Вывод

В этой статье очень кратко прошлись по основным терминам и их разбору из книги. "Путешествие писателя" является наиболее объемной работой и полна разных нюансов. Для полного понимания темы рекомендую прочесть книгу.

В целом, "Путешествие писателя" - это незаменимое чтение для всех, кто хочет улучшить свои писательские навыки и для тех, кто просто увлекается фильмами. Узнали ли вы архетипы героев в своих любимых фильмах? И прошли ли они все стадии путешествия? Пишите в комментариях.

Читайте также: Сценаристы против нейросетей: cамая крупная забастовка Гильдии сценаристов США c 2007 года.